Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ораторское искусство как прообраз публицистики. Ораторы Древней Греции и Древнего Рима




Информационных процессов в Древних цивилизациях и Средневековье.

Тема 1. Предыстория журналистики. Развитие

Ораторское искусство – значительное явление общественной жизни древнего мира. Но именно Древняя Греция считается родиной ораторского искусства. Здесь уже в У в. до н.э. сложилась культура ораторской речи, различные ее виды. Ораторское искусство становится профессией. Именно в Древней Греции зародилась теория красноречия, в первую очередь в трудах греческого ученого, который положил начало многим отраслям знаний - Аристотеля (384-322г.г. до н.э.). Некоторые свои работы Аристотель посвятил теории риторики. Его основной - «Риторика»- состоит из трех книг и посвящен таким важным вопросам ораторского искусства как язык, стиль и структура речи. Автор делит речи на три вида: совещательные (политические), судебные и торжественные (эпидейктические). Автор считает, что хорошей речью является только та речь, которая дает знания. Также в «Риторике» поднимается проблема главной направленности красноречия – организация общественного мнения. Искусство слова считалось искусством воздействия на людей, и главной задачей оратора было умение разъяснять и побуждать - к мышлению или действию.

Расцвет древнегреческой риторики связан также с особенностями государственного устройства Древней Греции. Конец У1- начало У века до н.э. является периодом зарождения и становления афинской демократии. Именно в данный период в стране формируются элементы правового государства. Реформы, которые были проведены политическим деятелем Солоном (род. Ок.638 г.- ум. Ок.559 г. до н.э), оказали большое влияние и на развитие ораторского искусства. Важнейшим аспектом деятельности Солона стала реформа экклесии – народного собрания. Ранее все государственные вопросы решал совет родовой аристократии – Ареопаг. Солон лишил Ареопаг части полномочий, и вся полнота государственной власти перешла в руки экклесии. В состав экклесии входили все свободные совершеннолетние граждане мужского пола. На заседании народного собрания одновременно присутствовало и принимало решения по важным государственным вопросам (войны и мира, взаимоотношения с другими государствами) примерно 3000 человек. В таких условиях значительно возрастает роль политической речи и роль самого политического оратора, который существенно влияет на общественное мнение.

Непревзойденным мастером в этой области можно назвать Демосфена (384-322 г.г. до н.э.). Сначала он был логографом (составитель судебных речей), но наибольшую известность снискал себе именно как политический оратор. Демосфен является сторонником афинской демократии, открыто выступал против тирании и монархии.

Главная тема его политических речей – борьба против македонского царя Филиппа, который угрожал независимости Греции, и против промакедонской партии внутри страны, которая поддерживала Филиппа. Из шестидесяти речей Демосфена, дошедших до нас, наиболее известными являются восемь, посвященные этой теме. Они имеют общее название – «Филиппики». Демосфен стремиться

объяснить согражданам суть политики македонского царя, которая угрожает греческой демократии. Речи Демосфена были рассчитаны на большое количество слушателей, его главной задачей было не просто изложить суть вопроса, но и убедить эллинов в необходимости противостоять македонцу. Эти задачи определили и четкую структуру «Филиппик» – короткое вступление, далее оратор переходит к изложению фактического материала и его анализу и в заключении делает четкие вы выводы и подводит итог сказанному.

Во времена Солона была проведена также реформа суда: создается суд присяжных - демократический верховный суд, где в качестве судьи мог выступать любой гражданин государства не моложе тридцати лет. В отдельных случаях количество заседателей доходило до 6000 человек. Функции адвоката и прокурора выполнял сам истец или ответчик. Приговор суда в значительной степени зависел от того впечатления, которое речь произведет на присяжных. Поэтому так важно было грамотно и логично составить свою речь, уметь четко выразить свои мысли и достойно держать себя на публике. Если человек не мог сам подготовить свое выступление, то эту работу выполнял логограф, который за плату составлял речи, обучал приемам ораторского искусства. Логографами были многие великие древнегреческие ораторы.

Наиболее известным судебным оратором Древней Греции был Лисий (ок.459-380г.г.до н.э.). Первую свою речь Лисий произнес в довольно зрелом возрасте, когда ему было около 60-ти лет. Лисий выступил в качестве обвинителя на суде против человека, который был виновен в гибели брата с речью «Против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати». Это единственная речь, которую Лисий произнес сам, в последствии он занимался составлением речей для других. Особенностью речей Лисия являются простота и ясность изложения. Большая роль отводится повествовательной части, которая дает четкую картину происшедших событий.

 

Самым ярким представителем торжественного красноречия является Исократ (436-338 г.г. до н.э.) Первые попытки выступить публично закончились для него провалом – он обладал очень слабым голосом. Поэтому Исократ отказался от выступлений на публике и занялся составлением речей, которые в первую очередь предназначались для чтения. Недаром Исократа называют первым публицистом. До нас дошли 21 (6 судебных и 15 торжественных) речь и девять писем. В наиболее известной его речи «Панегирик» (которая может служить также примером и политической речи) Исократ поднимает вопрос о кризисе полисов. Он предлагает объединиться греческим городам под эгидой Афин для похода против давних врагов – персов. Политическая точка зрения Исократа изложена в его трудах «Ареопагитик», «Филипп». Первая речь посвящена важной теме – внутренней организации Афин, здесь же ставится вопрос об основных принципах правильного руководства государством.

Речь «Филипп» построена как обращение к македонскому царю Филиппу, он призывает его объединить греческие города и возглавить поход на персов. Война против персов, по мнению Исократа, будет выгодна и Греции и Македонии.

Исократ известен и созданной им школой красноречия. Обучение в ней длилось три-четыре года. Примечательно, что школе изучались различные предметы - как гуманитарные так и естественные. Исократ считал, что настоящий оратор должен изучать не только профессиональные навыки, но и обладать широкими знаниями в разных областях науки. Школа Исократа сыграла большую роль в истории греческой культуры и греческого общества: из ее стен вышли не только известные ораторы, но и историки, политические деятели.

Расцвет римского ораторского искусства приходится на 1 век до н.э. Это сложный период в истории Рима, время политических баталий, падения республики и возникновения империи. Римское искусство связано прежде всего с практическими сторонами жизни, поэтому главными видами римского ораторского искусства являются политическое и судебное. Это в полной мере относится и к особенностям риторики Марка Туллия Цицерона (106-43г.г.до н.э.) – самого яркого представителя римского красноречия. До нас дошли его 58 речей.

Цицерон происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Начинает свою карьеру с судебного красноречия. Наиболее известные его речи «В защиту Сеста Росция из Америи» и серии «Речей против Гая Верреса».

В 63 г. до н.э. Цицерон поднимается на вершину политической власти – он становится консулом. На этот период приходится и пик ораторской деятельности. В этом же году Цицерон произносит свои знаменитые речи «Против Катилины», которые вошли в историю под названием «катилинарии». Катилина – политический противник Цицерона, возглавивший заговор с целью свержения власти. Цицерон блестяще убедительно доказывает виновность Катилины, хотя доказательств существования заговора у него не было. В своих речах, наиболее известной из которых, является первая Катилинария, произнесенная 8 ноября 63 г. до н.э., Цицерон основывается на развенчании личности обвиняемого, его преступного характера. Оратор делает ставку не на факты, а на эмоции и достигает свой цели. Уже на следующий день Катилина покидает Рим.

К известным политическим речам Цицерона также можно отнести четырнадцать речей против Марка Антония. Произнесенные в концу жизни великого оратора в 44 г. до н.э. речи, названные самим Цицероном «филиппиками» поднимают важные политические вопросы того времени.

 

Письменные формы распространения информации в Древнем Риме. Первые предгазеты.

Появление письменности в период 8-6-го тысячелетий до н.э. в корне изменило систему человеческого общения. Появляется возможность фиксировать информацию в специальных текстах. История свидетельствует о том, что в древности первоначальными записями были астрономические, ритуальные сведения, отражение хозяйственных расчетов, генеалогия то есть материалы, которые носили документальный характер.

 

Как в Древней Греции так и в Древнем Риме существовали устные и письменные способы распространения информации. Хотя в Древней Греции не существовало подобия газет, но появляются такой жанр письменной публицистики как памфлет, который выполнял идеологическую и агитационную роль.

Появление исторических хроник – важный этап развития письменных форм распространения информации. Уже с первых шагов возникновения письменности и государственности начинается фиксирование исторических сведений. Древнегреческого ученого Фукидида (р.ок.460-ум.ок.400 до н.э.) по праву можно назвать отцом научной историографии. Он является автором величайшего произведения античной историографии - «Истории Пелопонесской войны». В своих работах Фукидид по-новому отображает действительность – он опирается на проверенные достоверность материала и анализирует факты. Таким образом, документалистика медленно, шаг за шагом заменяет мифологизм письменных текстов. Так, например, у Фукидида в его трудах уже не упоминается о роли богов и их вмешательстве в ход исторических событий.

Широкое распространение письменные формы получают в Древнем Риме. В первую очередь нужно отметить использование эпистол. Письмо играло важную роль в жизни римской республики. Многие политики, общественные деятели часто по делам службы были вынуждены покидать Рим, отправляясь в далекие провинции. Чтобы быть в курсе событий, которые происходят в городе, они нанимали грамотных, бедных людей, которые собирали информацию по городу и составляли отчеты о последних событиях в виде писем. Причем содержание этих писем было весьма разнообразным - от театральных новостей до описания похорон богатых горожан. Сборщики информации назывались “ремесленники”. В определенной степени их можно назвать подобием современных репортеров: в их обязанности входил сбор, определенная обработка и передача информации. За свою работу ремесленники получали деньги.

Важную роль в Древнем Риме играли эпистолы самих политиков, людей из сенаторского сословия. В подобной переписке в основном обсуждались вопросы общественно-политические. Причем в письмах можно было найти не только информация, различные сведения, но и присутствовал анализ, высказывалась точка зрения автора письма на ту или иную проблему. Важно, что подобная переписка становилась достоянием гласности. Если письмо было посвящено особо важным вопросам, то делались копии и одинаковые сообщения одновременно рассылались нескольким государственным деятелям.

Существовали и так называемые «открытые» письма. Тексты их переписывались в нескольких экземплярах и вывешивались в городе.

В Древнем Риме появляются также такие формы распространения информации, которые можно назвать прегазетой. В 59 г. до н.э. по приказу Юлия Цезаря стали выходить «Acta diurna senatus ac popoli ” (Ежедневные протоколы сената и римского народа»). Их делали на глиняных дощечках и выставлялась в Риме на площадях, на базарах, в людных местах. Содержание «Асta diurna» было весьма разнообразным – от политической информации до информации о различных событиях в городе. Здесь также помещались объявления о свадьбах, крестинах, похоронах в богатых знатных семьях. С «Acta diurna” делались копии и рассылались в провинции, то есть можно утверждать, что присутствовало некое подобие тиража.

При императоре Августе содержание газеты было значительно изменено: уменьшился раздел официальной информации. Больше внимания стало уделяться информации о различных происшествиях, значительно расширился отдел светской хроники.

«Acta diurna” обладает признаками газеты – наличие разнообразной информации – от политической до светской, тиражирование издания, определенную периодичность. Латинское слово «duirnalis» (ежедневный) является основой французского «journal”.

 

 

Возникновение и основные формы раннехристианской публицистики.

Первые христианские общины появились в конце 1 в. до н.э. – начале 1 в.н.э. в восточных провинциях Римской империи. Общины христиан, как проявление протеста против рабовладельческого государства, возникали вне храмовых организаций, освещавших это государство. В них входили переселенцы, рабы, вольноотпущенники - люди, которые не принимали официальную религию. Первые христианские общины отличались простотой организации, их члены устраивали совместные собрания, трапезы. На собраниях произносились проповеди, часто общины обменивались посланиями. Во главе общин стояли проповедники. Проповедь, устное слово становится главной формой распространения нового учения.

Только в начале 4 века христианство становится официальной религией. В 313 году императором Константином был издан Миланский эдикт, который провозгласил свободное исповедание христианства. В свою очередь христианская церковь стала поддерживать императорскую власть, постепенно превратившись в идеологическую опору государства. В 325 году был созван первый Вселенский собор (Никейский). На соборе был выработан символ веры – краткое изложение основных положений христианства.

В дальнейшем развитие христианской публицистики идет по двум направлениям – практикуются как устные так и письменные формы. К устной публицистике, как уже отмечалось, относится проповедь. К письменной публицистике можно отнести письма, послания, буллы, бреве – послания римских пап.

 

Книгоиздательское дело в раннем Средневековье. Развитие информационных процессов в позднем средневековье.

Падение Римской империи в 476 году значительно изменило развитие и ход информационного процесса. Диапазон публицистической деятельности стал значительно уже. Связано это с тем, что новое общество утратило коммуникационные связи: государства существовали обособленно, торговые отношения не развивались, уровень грамотности был крайне низким. Религиозная публицистика занимает главенствующее положение по сравнению со светской.

Основной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей - Ветхого и Нового заветов. В средневековье были созданы многочисленные комментарии к Библии. Тексты Священного писания широко использовались для создания других церковных книг. Также большое распространение имели жития святых, в которых содержались подлинные исторические сведения и факты. В Средние Века практически единственными очагами грамотности были монастыри. В монастырях переписывались книги, этот обычай был заимствован с Востока. В Европе первый монашеский орден основал Бенедикт Нурсийский (480-543 г.г.) и написал Устав, по которому монахи должны были читать и переписывать книги. Этот Устав дал толчок к превращению монастырей в центры грамотности.

Создателем первой мастерской письма – скриптория - был Кассиодор (род.487г.). В 540 году он основал монастырь, где создал школу, подобной античной. В ней изучались такие науки как грамматика, риторика, математика, музыка и даже медицина. Написал «Наставление», где содержались правила написания книг.

Жизнь монастырских скрипториев была подчинена четкому распорядку. Переписка велась по строго установленным правилам: писцам приписывалось молчать во время работы, переписывать книги можно было только в дневное время, ночью – проверять ошибки, вход в скрипторий (помимо самих писцов) разрешался только аббату или приору. Переписка книг считалась делом богоугодным. Каждый монах должен был уделять этой работе по несколько часов в день, неграмотные монахи в обязательном порядке учились грамоте.

В монастырях в первую очередь производились книги необходимые для церковных служб – литургическая литература. Крупные монастыри являлись центрами летописания – в них составлялись исторические хроники, Жития святых. Книги писались на латинском языке, что значительно сужало круг читателей.

Книга в монастырях делалась самими монахами, что называется «от корки до корки». Здесь же производился писчий материал того времени – папирус и пергамент, здесь же были и переплетные мастерские.

После начинания Кассиодора в Европе одна за другой стали возникать мастерские письма. К началу 12 века было уже 2000 монастырей, где были скриптории.

В 12-13 веках появляются новые моменты в развитии информационных процессов, связанные с зарождением капиталистических отношений в недрах Средневековья. Восстанавливаются утраченные прежде коммуникационные связи между различными регионами Европейского континента. Происходит развитие торговли, формируются торговые пути, происходит активный рост городов. Значительно увеличивается потребность в грамотных людях. В начале 12 века стали появляться муниципальные и частные школы, нарушив тем самым многовековую церковную монополию на образование. Городские школы все же были тесно связаны с церковью, так как их преподаватели должны были получать разрешение на педагогическую работу у епископа. Несмотря на это новые школы были совершенно особым явлением в жизни общества, они были материально независимы от церкви, что давало относительную свободу преподавания.

Большую роль в развитии образования сыграли первые университеты, которые возникли в конце 12 – начале 13 веков. Это университеты в Болонье - Италия, Париже – Франция, Оксфорде и Кембридже -Англия. Для обучения в школах и университетах требовалось большее количество книг, причем, если в монастырских школах это были книги сугубо богословского характера, то теперь появилась необходимость и в светской литературе. Так производство книги выходит из-под эгиды церкви. В городах появляются ремесленники, которые занимаются переписным делом. Например, в Парижском университете возникает новая система переписки книг. Университетская комиссия составляла список книг, необходимых для студентов и тщательно проверяла текст экземпляра каждой книги. Они сдавались в библиотеку (станционарий) и выдавались студентам за плату. Работа в городских мастерских значительно отличалась от таковой в монастырях, где создавали книгу от пергамента до переплета. В городе определилось разделение труда в этой области, и книга становится товаром.

Важным фактором распространения информации является появление нового писчего материала – бумаги. Пергамент – специально обработанные кожи животных - был достаточно прочным, но производство его было сложным и дорогостоящим. Бумага была изобретена в Китае во П в. н.э. и постепенно проникла на Запад В 751 году арабами был захвачен Самарканд, откуда и вывезли секрет ее изготовления в Египет, Месопотамию, Сирию. Только в ХШ веке бумага была вывезена арабами в Испанию, затем попала в Италию, затем во Францию, Германию. Уже в этом же веке в Италии, затем и во Франции стали появляться первые бумажные фабрики и было налажено производство в Европе.

По мере развития городов и торговли увеличивается потребность в информации. В 15-16 веке в Европе возникают центры информации. В первую очередь такие центры возникали в крупных портовых городах, или городах, где проводились ярмарки. Это Гамбург, Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Венеция, Лондон и др. Инициаторами распространения информации являлись крупные торговые дома. Постепенно получают распространение рукописные листки, которые первоначально содержали сугубо торговую информацию, в дальнейшем в них стали появляться новости о различных событиях. В Венеции эти листки продавались за мелкую монету, которая называлась «gazzeta». Так появилось слово ГАЗЕТА. Появляется также и профессия сборщика новостей.

Широкое распространение торговые издания имели и в Германии, где в 1508 году появляются торговые листки, сначала рукописные, позже печатные, издававшиеся торговым домом Фуггеров – «фуггер-газеты». Они выходили с 1520 года и до начала Тридцатилетней войны (1618-1648г.г.) В основном газеты содержали сведения, которые важны были для коммерции, но также содержали и политическую информацию. Известный торговый дом Фуггеров из Лейпцига поддерживал отношения со многими государствами, заключал торговые сделки с крупными корпорациями многих стран, с германским императором, с Ватиканом.

Важно, что газеты заказывались заинтересованными лицами, для чего делался небольшой тираж. Но широкого распространения «фуггер-газеты» не имели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.