Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 3. Нервная система и органы чувств. Кровоснабжение головы и шеи




РАБОЧИЙ ПЛАН

Модуль 3

Кровоснабжение головы и шеи

Нервная система и органы чувств.

По анатомии человека

К практическим занятиям

Методические разработки

Синтетические вопросы

1. Кровоснабжение и иннервация желудка

2. Кровоснабжение и иннервация двенадцатиперстной кишки

3. Кровоснабжение и иннервация тощей и подвздошной кишки

4. Кровоснабжение и иннервация ободочной кишки

5. Кровоснабжение и иннервация прямой кишки

6. Кровоснабжение и иннервация почки

7. Кровоснабжение и иннервация надпочечников

8. Кровоснабжение и иннервация печени

9. Кровоснабжение и иннервация желчного пузыря

10. Кровоснабжение и иннервация поджелудочной железы

11. Кровоснабжение и иннервация селезенки

12. Кровоснабжение и иннервация стенок брюшной полости

13. Кровоснабжение и иннервация трахеи

14. Кровоснабжение и иннервация бронхов

15. Кровоснабжение и иннервация пищевода

16. Кровоснабжение и иннервация перикарда

17. Кровоснабжение диафрагмы

18. Кровоснабжение стенок грудной полости

19. Кровоснабжение и иннервация мочевого пузыря

20. Кровоснабжение и иннервация яичка

21. Кровоснабжение и иннервация яичника

22. Кровоснабжение и иннервация матки

23. Кровоснабжение и иннервация маточной трубы

24. Кровоснабжение и иннервация полового члена

25. Кровоснабжение и иннервация мошонки

26. Кровоснабжение и иннервация влагалища

 

 


Днепропетровская государственная медицинская академия

Кафедра анатомии человека

для студентов медицинских факультетов

по кредитно-модульной системе

в соответствии с требованиями Болонского процесса

Днепропетровск


ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА



«УТВЕРЖДАЮ»

зав.кафедрой анатомии человека

профессор ___________________М.А.Машталир

УТВЕРЖДЕНО

на методическом заседании кафедры

«____» _______________ 2009г.



ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

МЕДИЦИНСКОЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

ТРЕТИЙ (ОСЕННИЙ) СЕМЕСТР 2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА.

Неделя Содержание практического занятия
  Обзор головного мозга. Латеральная и медиальная поверхности. Основание мозга. Продолговатый мозг: внешнее и внутреннее строение. Анатомия заднего мозга
  Рельеф ромбовидной ямки. IV желудочек. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку
  Строение промежуточного мозга. ІІІ желудочек.
  Конечный мозг: базальные ганглии и белое вещество полушарий, боковые желудочки.
  Тестовый контроль и проверка практических навыков по ЦНС. Проверка самостоятельной работы. Понятие об анализаторах. Орган обоняния и вкуса.
6 Орган зрения: строение глазного яблока. Зрачковый рефлекс. Вспомогательный аппарат органа зрения. Проводящие пути зрительного анализатора.
  Строение преддверно-улиткового органа. Проводящие пути слуха и равновесия
  Тестовый контроль и проверка практических навыков по теме: «Органы чувств». Проверка самостоятельной работы по разделу: «III, IV, VI, XI, XII пары черепных нервов»
  V пара черепно-мозговых нервов: тройничный нерв. Иннервация кожи головы.
  Лицевой(VІІ) и языкоглоточный (IX) черепно-мозговые нервы
  Блуждающий нерв (Х пара) Парасимпатическая нервная система. Парасимпатические узлы головы
  Тестовый контроль и практические навыки по черепно-мозговым нервам. Проверка самостоятельной работы. Дуга аорты. Общая сонная и подключичная артерии
  Внутренняя сонная артерия. Иннервация и кровоснабжение органов и стенок полости черепа. Анастомозы между внутренней сонной и подключичной артериями
14 Иннервация и кровоснабжение органов глазницы.
  Наружная сонная артерия. Иннервация и кровоснабжение стенок и органов носовой и ротовой полостей
  Иннервация и кровоснабжение органов, полости головы и шеи. Анатомия лимфатических сосудов и узлов головы и шеи. Проверка самостоятельной работы. Консультативное занятие по материалу модуля 3.
  Итоговый контроль материала модуля 3 «Центральная нервная система и органы чувств. Иннервация и кровоснабжение органов головы и шеи.»

 


1. Тема 1: Обзор головного мозга. Латеральная и медиальная поверхности. Основание мозга. Продолговатый мозг: внешнее и внутреннее строение. Анатомия заднего мозга (3 ч.).

2. Место: учебный зал.

3. Цель: Выучить на препаратах общий план строения головного мозга, его части. Выучить рельеф верхнелатеральной, медиальной поверхностей больших полушарий головного мозга, основные структурные образования основания мозга. Выучить наружное и внутреннее строение продолговатого мозга, выучить строение заднего мозга.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне необходимо для врачей всех специальностей, особенно невропатологов, нейрохирургов, психиатров и др.

5. Базовый уровень знаний и умений

5.1 Из курса биологии – общий план строения центральной нервной системы.

5.2 Из курса анатомии:

5.2.1 Строение внутреннего основания черепа;

5.2.2 Основные этапы развития головного мозга.

6. План проведения занятия (технология)

6.1 План:

6.1.1 Организационный момент – 3 минуты

6.1.2 Опрос по теме предыдущего занятия -30мин.

6.1.3 Инструктаж по материалу занятия – 35 мин.

6.1.4 Самостоятельная работа студентов – 50 мин.

6.1.5 Проверка усвоения темы – 15мин.

6.1.6 Домашнее задание – 2 мин.

6.2 Последовательность изложения материала.

6.2.1 Определить на препарате отделы головного мозга.

6.2.2 Определить на препаратах верхнелатеральные поверхности полушарий головного мозга.

6.2.3 Определить на препаратах медиальные поверхности полушарий головного мозга.

6.2.4 Определить на препарате структурные образования основания головного мозга.

6.2.5 Определить на препарате расположения продолговатого мозга, его верхнюю и нижнюю границу.

6.2.6 Выучить внешнее строение продолговатого мозга.

6.2.7 Выучить названия, топографию собственных ядер продолговатого мозга.

6.2.8 Выучить названия, топографию ядер черепных нервов, которые расположены в продолговатом мозге.

6.2.9 Выучить основные короткие и длинные проводящие пути, которые образуют белое вещество продолговатого мозга.

6.2.10 Определить на препарате части заднего мозга.

6.2.11 Определить на препарате расположение мозжечка.

6.2.12 Определить на препарате основные составные части мозжечка: полушария, червь мозжечка.

6.2.13 Выучить внутреннее строение мозжечка: строение коры, топографию и названия его ядер.

6.2.14 Выучить строение белого вещества мозжечка, названия и топографию проводящих путей в составе мозжечковых ножек.

6.2.15 Определить на препаратах расположение моста.

6.2.16 Выучить внешнее строение моста.

6.2.17 Выучить названия, топографию ядер черепных нервов, которые расположены в мосту.

6.2.18 Выучить основные проводящие пути, которые образуют белое вещество моста.

7. Формы и методы самоконтроля:

Смотри сборник тестов.

8. Иллюстрационный материал:

8.1 Головной мозг в целом.

8.2 Медиальный сагиттальный срез головного мозга, ствол головного мозга, горизонтальные срезы продолговатого мозга на разных уровнях.

8.3 Таблицы – схемы.

8.3.1 Схема: части головного мозга.

8.3.2 Схема: части заднего мозга.

9. Литература:

9.1 Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1993г. – т.2, ст. 278-285, 301-307, 32 -360.

9.2 Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1989г. – т.4., ст. 27-29, 68-80.

9.3 Привес М.Г., Н.К. Лысенков В. И. Бушкович. Анатомия человека С. – Петербург, «Гиппократ», 1998г., с.498 – 510.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1 Повторить внутреннее основание черепа.

10.2 Выучить части головного мозга.

10.3 Выучить и определить на препарате полушария большого мозга.

10.4 Выучить и определить на препаратах верхнелатеральную, медиальную поверхности полушарий большого мозга.

10.5 Определить и выучить структурные образования основания мозга.

10.6 Выучить и определить на препаратах внешнее строение продолговатого мозга.

10.7 Выучить и определить на препаратах собственные ядра продолговатого мозга.

10.8 Выучить и определить на препаратах ядра черепно-мозговых нервов, которые находятся в продолговатом мозге.

10.9 Определить и выучить основные проводящие пути, которые образуют белое вещество продолговатого мозга.

10.10 Определить на препарате части заднего мозга.

10.11 Определить на препарате расположение мозжечка, выучить его внешнее строение.

10.12 Выучить внутреннее строение мозжечка: строение коры, топографию и название его ядер.

10.13 Выучить строение белого вещества мозжечка, названия и топографию проводящих путей в составе верхних, средних и нижних мозжечковых ножек.

10.14 Определить на препаратах расположение моста.

10.15 Выучить внешнее строение моста.

10.16 Выучить названия, топографию ядер черепно-мозговых нервов, которые расположены в мосту.

10.17 Выучить основные проводящие пути, которые образуют белое вещество моста.

1. Тема 2: Рельеф ромбовидной ямки. IV желудочек. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку (3 ч).

2. Место: учебный зал.

3. Цель: Выучить на препаратах задний мозг, его составные части. Выучить рельеф ромбовидной ямки. Выучить топографию и строение IV желудочка. Выучить названия черепных нервов, названия их ядер, проекцию ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне необходимо для врачей всех специальностей, особенно невропатологов, нейрохирургов, психиатров и др.

5. Базовый уровень знаний и умений:

5.1 Из курса биологии – общий план строения центральной нервной системы.

5.2 Из курса анатомии:

5.2.1 Строение внутреннего основания черепа;

5.2.2 Основные этапы развития головного мозга.

6. План проведения занятия (технология)

6.1 План:

6.1.1 Организационный момент – 3 минуты

6.1.2 Опрос по теме предыдущего занятия -30мин.

6.1.3 Инструктаж по материалу занятия – 35 мин.

6.1.4 Самостоятельная работа студентов – 50 мин.

6.1.5 Проверка усвоения темы – 15мин.

6.1.6 Домашнее задание – 2 мин.

6.2 Последовательность изложения материала:

6.2.1 Определить на препарате расположение ромбовидной ямки, ее рельеф.

6.2.2 Выучить названия черепных нервов.

6.2.3 Выучить названия ядер черепных нервов.

6.2.4 Определить, какие ядра черепных нервов проецируются на ромбовидную ямку.

6.2.5 Выучить основные закономерности проекции ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.

6.2.6 Выучить и определить на препарате места проекции ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.

7. Формы и методы самоконтроля:

Смотри сборник тестов.

8. Иллюстрационный материал:

8.1 Головной мозг в целом.

8.2 Сагиттальный срез головного мозга, мозжечок, ствол головного мозга.

8.3 Таблицы – схемы.

8.3.1 Схема: проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.

9. Литература:

9.1 Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1993г. – т.2, ст. 352 – 366.

9.2 Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1989г. – т.4., ст. 68-80

9.3 Привес М.Г., Н.К. Лысенков В. И. Бушкович. Анатомия человека С. – Петербург, «Гиппократ», 1998г., с.504 – 510, 512 – 516.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1 Повторить внутреннее основание черепа.

10.2 Определить на препарате расположение IV желудочка, выучить его строение.

10.3 Выучить названия черепных нервов.

10.4 Выучить названия ядер черепных нервов.

10.5 Выучить, какие ядра черепных нервов проецируются на ромбовидную ямку.

10.6 Выучить основные закономерности проекции ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.

10.7 Выучить и определить на препарате места проекции ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.

 

1. Тема 3:Строение промежуточного мозга. ІІІ желудочек. (3 ч.).

2. Место: учебный зал.

3. Цель: Выучить строение основных структур промежуточного мозга, их функциональное значение.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне необходимо для врачей всех специальностей, особенно невропатологов, нейрохирургов, психиатров и др.

5. Базовый уровень знаний и умений:

5.1 Из курса биологии – общий план строения центральной нервной системы.

5.2 Из курса анатомии:

5.2.1 Основные этапы развития головного мозга.

5.2.2 Общий план строения головного мозга.

6. План проведения занятия (технология)

6.1 План:

6.1.1 Организационный момент – 3 минуты

6.1.2 Опрос по теме предыдущего занятия -30мин.

6.1.3 Инструктаж по материалу занятия – 35 мин.

6.1.4 Самостоятельная работа студентов – 50 мин.

6.1.5 Проверка усвоения темы – 15мин.

6.1.6 Домашнее задание – 2 мин.

6.2 Последовательность изложения материала:

6.2.1 Выучить составные части промежуточного мозга, определить их на препарате.

6.2.2 Выучить строение таламического мозга.

6.2.3 Выучить строение и топографию таламуса.

6.2.4 Выучить строение и топографию эпиталамуса.

6.2.5 Выучить строение и топографию метаталамуса.

6.2.6 Выучить топографию и строение гипоталамуса.

6.2.7 Выучить топографию ІІІ желудочка, сообщение его с другими желудочками головного мозга.

6.2.8 Выучить строение стенок ІІІ желудочка.

7. Формы и методы самоконтроля:

Смотри сборник тестов.

8. Иллюстрационный материал:

8.1 Головной мозг в целом.

8.2 Ствол головного мозга.

8.3 Таблицы – схемы.

8.3.1 Схема: строение промежуточного мозга.

9. Литература:

9.1 Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1993г. – т.2, ст. 339 – 352.

9.2 Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1989г. – т.4., ст. 56-58.

9.3 Привес М.Г., Н.К. Лысенков В. И. Бушкович. Анатомия человека С. – Петербург, «Гиппократ», 1998г., с.520 – 524.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1 Выучить составные части промежуточного мозга, определить на препарате топографию отдельных структур промежуточного мозга.

10.2 Выучить строение таламического мозга.

10.3 Выучить строение и топографию таламуса.

10.4 Выучить строение и топографию эпиталамуса.

10.5 Выучить строение и топографию метаталамуса.

10.6 Выучить топографию и строение гипоталамуса.

10.7 Выучить топографию ІІІ желудочка и его сообщение с другими полостями головного мозга.

10.8 Выучить строение стенок ІІІ желудочка.

1. Тема 4:Конечный мозг: базальные ганглии и белое вещество полушарий, боковые желудочки. (3 ч.).

2. Место: учебный зал.

3. Цель: Выучить строение: базальных ганглиев конечного мозга, белого вещества больших полушарий головного мозга, боковых желудочков.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне необходимо для врачей всех специальностей, особенно невропатологов, нейрохирургов, психиатров и др.

5. Базовый уровень знаний и умений:

5.1 Из курса биологии – общий план строения центральной нервной системы.

5.2 Из курса анатомии:

5.2.1 Основные этапы развития головного мозга.

5.2.2 Общий план строения головного мозга.

6. План проведения занятия (технология)

6.1 План:

6.1.1 Организационный момент – 3 минуты

6.1.2 Опрос по теме предыдущего занятия -30мин.

6.1.3 Инструктаж по материалу занятия – 35 мин.

6.1.4 Самостоятельная работа студентов – 50 мин.

6.1.5 Проверка усвоения темы – 15мин.

6.1.6 Домашнее задание – 2 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.