Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краснодар 2007




Г.

По курсу

Учебное – методическое пособие

ГЛОССАРИЙ.

Идентичность – смешение ролей.

Кризис идентичности –проявляется в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни.

Стагнация – чрезмерная поглощенность собой:излишняя озабоченность своим здоровьем, стремление уберечь свой личный покой, стремление непременно, любой ценой удовлетворить свои психологические потребности и т.п.

Целостность эго – человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом – он жил не зря, полностью реализовал то, что ему было отпущено судьбой.

Экзистенция – стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

Самоактуализация – полная реализация потенциала индивидуума.

Я-концепция – развитие осознания индивидуумом собственной идентичности, - человек действует по своему индивидуальному усмотрению, проявляя активность и творчество при достижении целей.

Сензитивность, - повышенная чувствительность.

Д ихотомичность - противоречивость переживаний в юношеском возрасте.

Социогенные потребнос ти - есть потребности в других людях.

Социально психологический реализм - способность определить соответствие своего Я тому социальному пространству, которое предполагает избираемая карьера.

Ипохондрия – уныние, психическое состояние человека, для которого возникает невозможность осуществления идеалов.

 

Список литературы.

 

1. Возрастная психология. Г.С.Абрамова – М.:Academia, 1999 г.

2. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. В.С.Мухина - М.:Academia, 1999 г.

3. Что такое психология. Ж.Годфруа. / пер. с фр. – М.:Мир, 1996 г. Ч.I, II.

4. Физиология высшей нервной деятельности. Л.Г.Воронин – М.:Высшая школа, 1979 г.

5. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ.– С-П., М.:Университетская книга., 1998 г.

6. Грейс Крайг. Психология развития./ пер.с англ. – С-П.:Питер – 2000 г.

7. Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. – М.:Академический проект, 1999 г.

8. Сатир В. Как строить себя и свою семью./ пер. с англ.- М.: Проспект, 1992 г.

«Психология развития и возрастная психология»

Составители:

Попова Людмила Алексеевна, канд. психол. наук,
доцент;

Утверждено на заседании кафедры

Зав. кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

____________________________

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………..5

Раздел 1. Предмет, задачи, методы «Психологии

развития и возрастной психологии»…………………………………….5

1. Предмет, задачи, методы «Психологии

развития и возрастной психологии»…………………………………….5

2. Теории психического развития личности…………………………..6

3. Психологические проблемы развития личности…………………14

Раздел 2. Закономерности психического развития

личности в онтогенезе…………………………………………………….18

4. Движущие силы, условия и закономерности развития

ребенка………………………………………………………………………..18

5. Периодизация психического развития ребенка………………….22

Раздел 3. Особенности психического развития на

различных возрастных этапах……………………………………………27

6. Психическое развитие в младенческом возрасте………………..27

7. Психическое развитие в раннем детстве…………………………..32

8. Психическое развитие и формирование личности в

дошкольном детстве………………………………………………………..37

9. Психическое развитие личности в младшем школьном

возрасте………………………………………………………………………..45

10. Особенности психического развития личности в

подростковом возрасте…………………………………………………….49

11. Особенности психического развития личности в ранней

юности………………………………………………………………………….58

12. Психология взрослого человека…………………………………….63

Список литературы………………………………………………………….71

Глоссарий………………………………………………………………………72

Тесты (контрольные задания)

Вопросы к экзамену…………………………………………………………89

Темы контрольных работ………………………………………………….91

Предисловие по курсу

«Психология развития и возрастная психология»

 

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов, социальных работников, преподавателей. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения, так и на формирование у студентов интереса к специализации в исследованиях и в прикладной деятельности практического психолога.

Предмет «Психология развития и возрастная психология» направлен на изучение возрастной динамики, закономерностей и ведущих факторов развития психических процессов и свойств личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития, изучение индивидуальных различий между людьми на каждой ступени онтогенеза. Связи возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогикой, социологией и другими науками.

Для эффективного усвоение курса «Психология развития и возрастная психология», студентам необходимы знания и практические умения, сформированные при изучении следующих дисциплин: общая психология, психофизиология, нейропсихология, патопсихология и пр.

Основное содержание курса представлено в трех разделах, отражающих, в известной мере, как исторические этапы становления «Психологии развития возрастной психологии», так и современное состояние дисциплины в отечественной и зарубежной психологии: 1 введение; 2 закономерности психического развития личности в онтогенезе; 3 особенности психического развития личности на различных возрастных этапах. В разделах уделяется внимание новым возможностям развития деятельностного подхода к развивающейся личности на основе реализации принципа взаимосвязи деятельности с формами взаимодействия. С этих позиций рассматриваются функции современных теорий развития в организации ситуаций совместной продуктивной деятельности и открываемые ими возможности управления развитием личности.

Выделены различные единицы психологического анализа и рассмотрены их эвристические возможности при решении практических задач: диагностики, конструирования ситуаций совместной продуктивной деятельности, проектирования процесса формирования личности.

 

 

Цели курса «Психология развития и возрастная психология»

Цель курса – создание у студентов целостной картины и системного представления о современном состоянии «Психологии развития и возрастной психологии», закономерностях психического развития и формирования личности, психологических концепциях возраста, движущих силах и факторах психического развития личности в онтогенезе.

Центральная проблема, рассматриваемая в курсе, проблема движущих сил, условий и факторов развития личности в онтогенезе.

Целям организации продуктивной деятельности студентов в курсе «Психология развития и возрастная психология» служат темы лекций, семинаров, а так же темы для самостоятельных аналитических обзоров и задания для микроисследований.

Осуществляя творческий подход к изучению курса, список тем может пополняться самими студентами в соответствии с их интересами к тому или иному разделу курса. Они могут также служить основой для выбора тематики курсовых и дипломных работ.

Образовательные цели дисциплины:

- изучение содержания дисциплины, освоение студентами знаний предметной среды дисциплины;

- подготовка студентов к изучению последующих дисциплин, дисциплин специализации;

- подготовка студентов к проведению производственной и преддипломной практик, выполнению курсовых и дипломных работ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.