КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тезис лекции 1. Введение. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии»
Введение. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии». Задачи курса «Психология развития и возрастная психология». Теоретические и практические задачи «Психологии развития и возрастной психологии»: 1. Раскрытие возрастных особенностей личности; 2. Установление закономерностей переходов от одного возраста к другому; 3. Нахождение благоприятных периодов формирования различных психических свойств личности; 4. Изучение возрастной динамики психических процессов в ходе обучения и воспитания; 5. Создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка; 6. Усвоение знаний в области организации оптимальных форм детской деятельности и общения; 7. Развитие знаний и умений в области оказания психологической помощи в периоды возрастных кризисов и др. Конечная дидактическая задача курса предъявляется в качестве требования к сформированным у студентов знаниям и умениям и заключается в том, чтобы подвести студентов к решению задач психологического анализа и конструирования разного типа ситуаций совместной продуктивной деятельности в качестве средств управления когнитивным и личностным развитием. Раздел 1. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии». Предметом «Психологии развития и возрастной психологии является изучение закономерностей онтогенеза психологических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелых возрастов, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связи возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогикой и другими науками. Теоретические задачи возрастной психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Продвижение в решении теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Практические задачи – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка; организация оптимальных форм детской деятельности и общения; организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Методы исследования в «Психологии развития и возрастной психологии». Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии. 1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка. 2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. 3. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов). В психологии используют два метода срезов: метод поперечного среза (в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития), лонгитюдный метод, или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени). При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами. 4. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. 5. Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). 6. Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники). 7. Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. 8. В настоящее время интенсивно развивается стратегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экспериментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами. Понятие «возраста» в психологии: биологический, социальный и психологический возраст. Проблемы современной возрастной психологии: - проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; - проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; - проблема соотношения и выявления задатков и способностей; - проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; - проблема разработки разделов возрастной психологии; - проблема возрастной периодизации; - проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов. Психология развития и возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, психология развития и возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
Темы для самостоятельного изучения: 1. История становления «Психологии развития и возрастной психологии» как науки. 2. Исторический анализ понятия «детство». 3. Возрастные особенности человека как предмет психологии развития.
Вопросы для повторения: 1. Предмет и задачи «Психологии развития и возрастной психологии» 2. Основные принципы и методы «Психологии развития и возрастной психологии» 3. Проблемы современной «Психологии развития и возрастной психологии»
Темы рефератов и научных сообщений: 1. История становления «Психологии развития и возрастной психологии» как науки. 2. Исторический анализ понятия «детство». 3. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |