Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-историческая концепция




Когнитивная теория развития Ж. Пиаже.

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо­действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления;

ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам дей­ствий, не изменяя их в принципе: аккомодацию - меха­низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел­лекта - это процесс вызревания операциональных струк­тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го­да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув­ствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей.

Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, кото­рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси­фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент­ральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представлений о со­хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует ин­туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7— 11/12 лет).

Период формальных операций (11/12-14/15 лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслитель­ные операции могут совершаться без опоры на чувствен­ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные ва­рианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.

В 1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспе­риментальных исследований, результаты которых поз­волили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории - теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих со­циальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «пси­хологическим орудием».

Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции чело­века: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - со­циальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва скла­дываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».

Согласно Л. С. Выготскому два типа психического раз­вития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и свя­занные отношением преемственности и последователь­ности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.