Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина




Основные законы психического развития, сфор­мулированные Л. С. Выготским.

• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свои ритм, который не совпадает с ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отро­честве).

• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период раз­вития.

• Закон развития высших психических функций “извне внутрь”. Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произволь­ность, системность: они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанны­ми в ходе исторического развития общества.

Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы­тался охватить и связать между собой два основных век­тора развития ребенка:

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ре­бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) второй вектор характеризует взаимодействие ре­бенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут­ри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивает­ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини­рует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет на­чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное. как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Т. Эльконину сформулировать периодизацию психи­ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельное младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимуществен освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов, норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Психоаналитическая теория личности.

2. Вклад Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и других в развитие отечественной науки

3. Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях.

 

Вопросы для повторения:

1. Биогенетические концепции психического развития (Ч. Дарвин, С. Холл, Э. Торндайк и др.).

2. Социогенетические концепции развития (Дж. Локк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др).

3. Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В. Штерн).

4. Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, А. Фрейд).

5. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона. Теория социального научения (А. Бандура, Р. Сирс).

6. Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже).

7. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского.

8. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Биогенетические теории психического развития (Ч. Дарвин, С. Холл, Э. Торндайк и др.).

2. Социогенетические концепции развития (Дж. Локк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др).

3. Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В. Штерн).

4. Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, А. Фрейд).

5. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона. Теория социального научения (А. Бандура, Р. Сирс).

6. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

7. Теория культурно-исторического развития высших психических функций по Л. С. Выготскому.

8. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Сравнительный анализ теорий психического развития.

2. Вклад Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и других в развитие отечественной науки

3. Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.