Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)




Процесс развития личности.

Тезис лекции 3. Психологические проблемы личности.

Личность – это онтогенетическое при­обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре­деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста­новления - принцип развития.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента: появление новых сторон, новых эле­ментов в самом развитии: перестройка связей между сто­ронами объекта.

В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон­це XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Современное представление о психическом развитие усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. В психологии выделяют несколько типов развития.

Эволюционное развитие - появление нового по срав­нению с предыдущим этапом (новообразования возраст­ных периодов).

Инволюционные изменения - утрата ранее сформиро­ванных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

Гетерохронное развитие - разновременное проявле­ние психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие - развитие человека под взаимо­связанным влиянием природной и социальной среды, ис­торического развития общества, национальной принад­лежности личности и др.

Специальное развитие - развитие психических функ­ций, процессов, свойств личности в условиях профессио­нальной подготовки.

Становление личности выступает как особый тип разви­тия, имеющий свои тенденции, перспективы развертыва­ния, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды названных типов развития.

Л. С. Выготский различал Преформированный и непре­формированный типы развития.Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер).

Непреформированный тип развития наиболее рас­пространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эво­люции, развитие общества. Процесс психического разви­тия ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через ко­торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая су­ществует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образ­цу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготского процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще возможно развитие. Поэтому внутри непреформировного типа развития психическое развитие ребенка - особый процесс. Процесс онтогенетического развитии - процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 11470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.