Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация психического развития Л. С. Выготского




Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии.

Тезис лекции 5. Периодизация психического развития.

Поиск научных основ периодизации психического раз­вития ребенка выступает как коренная проблема возраст­ной психологии, от разработки которой во многом зави­сит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Существуют разные возрастные периодизации разви­тия. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.

1. Для первой группы характерно построение периоди­зации на основе внешнего, но связанного с самим про­цессом развития критерия. Примером могут служить пе­риодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К. Бюлер считал, что ста­дии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интел­лект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и пе­риод постоянных зубов.

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

З. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.

В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь ста­дий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил воз­растную периодизацию на основе изменений в умствен­ном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения пси­хического развития детей. Проблема выделения основа­ний возрастной периодизации остается актуальной и се­годня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психиче­ского развития, о том, каково фактическое психологиче­ское содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения гра­ниц возрастов, какие реальные перемены в психике ре­бенка происходят под влиянием изменения его социаль­ной ситуации.

Рассматривая вопрос периодизации психического раз­вития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выде­лить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологическиеновообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складыва­ются в данный период).

Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Централь­ным моментом при рассмотрении динамики психическо­го развития был для Л С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выгот­ского, и составляет главное содержание критических воз­растов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет пози­тивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический - отказ от прежних форм отноше­ний и поведения;

2) критический - идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический - отработка усвоенных форм пове­дения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении от­ношений со взрослыми.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства период новорожденности, возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому.

Кризис новорожденности. Младший во (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.