Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация




Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

При построении периодизации Д. Б. Эльконин основы­вался на следующем:

- возрастное развитие - это общее изменение лично­сти, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление осо­бых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

- на диалектическом представлении о процессе разви­тия (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);

- на конкретно-историческом понимании природы дет­ства (каждая историческая эпоха имеет свою периодиза­цию детства);

- в основе периодизации должны лежать закономерно­сти развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятель­ность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операциональ­но-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, свя­занным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей по­переменно чередуются деятельности с преимуществен­ным развитием то одной, то другой стороны.

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связан­ных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельно­сти и развитие мотивационно - потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможно­стей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операциональ­но-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформи­ровались.

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая дея­тельность - непосредственно-эмоциональное общение.

Раннее детство - предметно-манипулятивная деятель­ность.

2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший школьник - учебная деятельность.

3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение. Старший школьный возраст - учебно-профессиональ­ная деятельность.

 

 

Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные психологические новообразования
Новорожденность (1-2мес.)     Младенчество (до 1 года).     Раннее детство (1-3 года).   Дошкольное детство (3-7 лет).   Младший школьный возраст (7-11лет).     Подростковый возраст (11-15лет).     Старший школьный возраст (15-17лет). Ранняя юность. Полная биологическая зависимость от матери. Общая жизнь с матерью (ситуация «Мы»). Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослыми.   Познание мира человеческих отношений и их имитация.   Социальный статус школьника (ситуация обучения).     Эмансипация от взрослых и группирование.     Первоначальный выбор жизненного пути.   Физиологические отправления.     Непосредственное эмоциональное общение с матерью. Предметно - манипулятивная деятельность.     Сюжетно-ролевая игра.   Учебная деятельность.   Интимно-личностное общение со сверстниками.   Учебно-профессиональная деятельность. Комплекс оживления.   Формирование ориентировочных и сенсомоторных манипулятивных действий. Потребность в речевом общении с взрослыми. Кризис 1 года. Овладение способами действия с предметами, развитая активная речь, аффективное восприятие объектов и ситуаций, наглядно-действенное мышление, формирование внутреннего плана действий, узнавание и воспроизведение, непроизвольное внимание, сознание «Я сам», кризис 3-х лет. Ориентация в деятельности взрослого человека, развитие внутренней позиции, соподчинение мотивов, самосознание, оценка действий и поступков, планирование в уме, сформированная правильная речь, начало развития произвольной памяти, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональная регуляция поведения, готовность к школе. Усвоение новых учебных знаний, овладение учебными умениями и навыками, произвольность психических процессов, управление учебной деятельностью. Рефлексия, формирование адекватной самооценки. Словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, учебные мотивы, появление внутренней жизни, чувство компетентности. Абстрактно-логическое мышление, теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками, чувство взрослости. Первая любовь. Одиночество. «Я-концепция». Дифференциация способностей, ориентация на будущее и выбор профессии. Самоопределение. Нравственная устойчивая позиция. Мировоззрение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.