Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис новорожденности




Развитие психики ребенка в перинатальном периоде.

Тезис лекции 6. Психическое развитие в младенческом возрасте.

Социальная ситуация развития ребенка в утробе матери тесным образом связана с соматическим и психи­ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова­ния в перинатальной психологии выступает диада «мать - ребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

К концу первого триместра беременности, как указыва­ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз­нообразные сенсорные переживания, но и положитель­ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя­ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо­дит через функции ее организма.

Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка - удовольствие/неудовольствие - изменяется в зависимости от собственного эмоциональ­ного состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги­рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос­ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стиму­ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое со­стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.

В третьем триместре, который сензитивен для образо­вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му­зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес­ням, развивается избирательность к культурным особен­ностям пищи.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри­зисом новорожденности.

Причины кризиса новорожденности.

- физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

- психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф­лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Новорож­денный имеет только безусловные рефлексы: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.

Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде­ния. У него нет ни одной сложившейся формы поведе­ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Наблю­дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един­ственное, что может ребенок, - это принять внутриутроб­ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Этап новорожденности - это время адаптации ре­бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность характерная для общего направления развития детейв первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем группы чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.