Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис первого года




Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет­ством (1-3) существует переходный период, который на­зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио­нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но­вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин. в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно­сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи­са первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви­ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо­койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре­чия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си­туативны, они лишь осколки наших слов, слова много­значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство об­щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений. Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут­ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука­зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле­ния, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко­торые своими физическими свойствами определяют спо­соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен­тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Врожденная беспомощность младенца, ее положительные и отрицательные стороны.

2. Зависимость психического развития младенца от окружающих людей.

3. Начало независимого развития мышления и речи младенца.

Вопросы для повторения:

1. Кризис новорожденности. Общая характеристика новорожденности.

2.Стадия младенчества. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте.

3. Ведущий тип деятельности.

4. Кризис первого года жизни

. Вопросы для обсуждения:

1. Кризис новорожденности. Общая характеристика новорожденности.

2. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте.

3. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества.

4.. Характеристика первого года жизни. Характеристика автономной речи.

5. Основные психологические новообразования.

6. Кризис первого года жизни.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Врожденные формы психики и поведения младенцев.

2. Развитие двигательной активности ребенка в течение первого года жизни.

3. Формирование восприятия и координированной работы различных анализаторов в

младенческом возрасте.

4. Этапы становления речи у младенца.

 

 

Тезис лекции 7. Психическое развитие в раннем детстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.