Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая деятельность в младенческом возрасте




Социальная ситуация развития младенца

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальнаяситуация психиче­ского развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ».. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздей­ствия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуа­ции развития, которая его породила.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном перио­де, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходи­мые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформировать­ся органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприя­тия все первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за 1 ребенком, созданию благоприятных условии для развития восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые меся­цы жизни крайне важным для ребенка является эмоцио­нальный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенче­ском возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым. Лисина провела серию экспери­ментов, в которых показала, что и познавательное разви­тие, а не только развитие эмоций и речи, связано с обще­нием со взрослым.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, со­циальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ре­бенка и матери.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы­вает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непо­средственно-эмоциональное общение со взрослым со­здает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста­ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени­ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте­реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли­синой, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельно­сти - другой человек. Но если предмет деятельности -другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б, Эльконин, а то, что предметом деятельности стано­вится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.