Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности психического развития




Основные закономерности психическо­го развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает синхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функции. Чем же она вызва­на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключаюшейся в неравномерном раз­вертывании наследственной информации.

2. Неустойчивость развития. Развитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис­темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко­лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени. разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.|

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функции к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии и включается в последующую при этом определенным 6б-разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность — конвергентность хода разви­тия. Психическое развитие включает в себя две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повы­шение разнообразия в процессе психического развития. а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель­ности.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Движущие силы, условия и закономерности развития ребенка.

. 2. Противоречия как источник психического развития. Кризисы в развитии.

Сенситивные периоды.

3. Смена ведущих видов предметной деятельности и межличностного общения по Д. Б.

Эльконину.

 

Вопросы для повторения:

1. Понятие о социальной ситуации развития (Л. С. Выготский).

2. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов).

3. Понятие о кризисе развития.

4. Понятие о психологическом новообразовании.

.

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о движущих силах психического развития ребенка.

2. Понятие о социальной ситуации развития (Л. С. Выготский).

3. Понятие и виды ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов).

4. Психологическое новообразование как критерий выделения возрастных этапов.

5. Противоречия как источник психического развития. Кризисы в развитии. Сенситивные периоды.

6. Закономерности психического развития (неравномерность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность).

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Противоречия как источник психического развития. Кризисы в развитии.

2. Взаимосвязь в развитии поведения, познавательных процессов и личности ребенка.

3. Периодичность и последовательность появления общения и деятельности как ведущих форм активности в процессе возрастного развития детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.