Теория Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. 0братив внимание на роль «Я» в развитии личности. Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Стадии развития личности по Э. Эриксону.
Стадии
развития
Нормальная линия развития
Аномальная линия развития
1.Раннее младенчество
(от рождения до 1 года).
2.Позднее младенчество
(от 1 года до 3 лет).
3.Раннее детство (около3-5лет).
4.Среднее детство (от 5 до 11 лет).
5. Половое созревание, подростни-
чество и юность (от11
до 20 лет).
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45
лет).
7. Средняя взрослость (от 40-45 до
60 лет).
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
Доверие к людям. Взаимная
любовь, привязанность, взаи-мное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.
Самостоятельность, уверен-
ность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятель-
ного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело-
века.
Любознательность и актив-ность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подража-ние взрослым, включение в полоролевое поведение.
Трудолюбие. Выраженное чу-
вство долга и стремление к до-
стижениям успехов. Развитие познавательных и коммуника-
тивных умений и навыков. Постановка перед собой и ре-
шение реальных задач. Наце-
леность игры и фантазии на лучшие перспективы. Актив-
ное усвоение инструменталь-
ных и предметных действий, ориентированность на задачу.
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспект-
тивы – планов на будущее. Са-
моопределение в вопросах: ка-
ким быть? и кем быть? Актив- ный поиск себя и эксперимен-
тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поля-
ризация в формах межличнос-
стного поведения. Становле-
ние мировоззрения. Взятие на
себя лидерства в группах свер-
стников и подчинение им при необходимости.
Близость к людям. Стремле-
ние к контактам с людьми, же-
лание и способность посвя-
тить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность се-
мейными отношениями и чув-
ство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спо-
койная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощуще-
ние полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
Недоверие к людям как результат плохого отношения матери с ребенком, игнорирова-ние, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ре-бенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою не-
Приспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недо-
статки в развитии элементарных двигатель-
ных навыков, например, хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное жела-
ние скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфанти-
льное чувство зависти к другим детям, по-
давленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избега-
ние сложных заданий, ситуаций, соревно-
вания с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченно-
сти на то, чтобы всю жизнь оставаться по-
средственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагае-
мых усилий при решении разных задач.
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стрем-
ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром илюдьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм по-
лоролевого поведения, ролей, в лидирова-
нии. Путаница в моральных и мировоззрен-
ческих установках.
Изоляция от людей. Избегание людей, осо-
бенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расст-
ройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродук-
тивность в работе. Ранняя инвалидность.
Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь про-
жита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осо-
знание бессмысленности своего существо-
вания, потеря веры в себя и в других людей
Желание прожить жизнь заново, стремле-
ние получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличие в нем недоброго нера-
зумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики – психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление