Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона




Теория Эриксона возникла из практики психоанали­за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. 0братив внимание на роль «Я» в развитии личности. Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социаль­ной организации общества.

Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об­разом процессам социализации.

Стадии развития личности по Э. Эриксону.

Стадии развития   Нормальная линия развития   Аномальная линия развития  
1.Раннее младенчество (от рождения до 1 года).     2.Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).     3.Раннее детство (около3-5лет).   4.Среднее детство (от 5 до 11 лет).     5. Половое созревание, подростни- чество и юность (от11 до 20 лет).   6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).     7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).     8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).   Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаи-мное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.   Самостоятельность, уверен- ность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятель- ного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело- века.     Любознательность и актив-ность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подража-ние взрослым, включение в полоролевое поведение.   Трудолюбие. Выраженное чу- вство долга и стремление к до- стижениям успехов. Развитие познавательных и коммуника- тивных умений и навыков. Постановка перед собой и ре- шение реальных задач. Наце- леность игры и фантазии на лучшие перспективы. Актив- ное усвоение инструменталь- ных и предметных действий, ориентированность на задачу.   Жизненное самоопределение. Развитие временной перспект- тивы – планов на будущее. Са- моопределение в вопросах: ка- ким быть? и кем быть? Актив- ный поиск себя и эксперимен- тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поля- ризация в формах межличнос- стного поведения. Становле- ние мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах свер- стников и подчинение им при необходимости.   Близость к людям. Стремле- ние к контактам с людьми, же- лание и способность посвя- тить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.   Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность се- мейными отношениями и чув- ство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.   Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спо- койная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощуще- ние полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.     Недоверие к людям как результат плохого отношения матери с ребенком, игнорирова-ние, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ре-бенка от груди, его эмоциональная изоляция.     Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою не- Приспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недо- статки в развитии элементарных двигатель- ных навыков, например, хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное жела- ние скрыть от окружающих людей свою ущербность.   Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфанти- льное чувство зависти к другим детям, по- давленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.     Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избега- ние сложных заданий, ситуаций, соревно- вания с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченно- сти на то, чтобы всю жизнь оставаться по- средственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагае- мых усилий при решении разных задач.     Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стрем- ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром илюдьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм по- лоролевого поведения, ролей, в лидирова- нии. Путаница в моральных и мировоззрен- ческих установках.   Изоляция от людей. Избегание людей, осо- бенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расст- ройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.   Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродук- тивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.     Отчаяние. Ощущение того, что жизнь про- жита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осо- знание бессмысленности своего существо- вания, потеря веры в себя и в других людей Желание прожить жизнь заново, стремле- ние получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличие в нем недоброго нера- зумного начала. Боязнь приближающейся смерти.    

 

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики – психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.

Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле­дования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде­ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентично­сти» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.