Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся




Тема 25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся

Под индивидуальным стилем деятельности обычно понимается система целесообразных способов действий, обусловленная особенностями нервной системы, благодаря которой люди с различными типологическими свойствами добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя при этом разные приемы и способы работы, более всего соответствующие их индивидуальности. Индивидуальный познавательный стиль – это предпочитаемые ребёнком приёмы изучения окружающего мира, которые сознательно формируется учеником в процессе обучения в опыте деятельности и обеспечивающие новообразования в сферах психики учащегося. Целенаправленно сформированный индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает её успешность, но является необходимым условием развития индивидуальности, позволяет снизить утомляемость, уровень тревожности, что способствует сохранению здоровья учащихся.

Сензитивным периодом развития стиля познавательной деятельности является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развиваются произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция, осваиваются приёмы познания. Учебно-познавательная деятельность является ведущим видом деятельности младшего школьника. Поэтому начинать формирование индивидуального стиля познавательной деятельности необходимо в начальной школе.

В структуре индивидуального стиля познавательной деятельности выделяются три компонента:

субъективный (особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции);

операциональный (система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки);

результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности).

Традиционная практика обучения не содействует развитию индивидуального стиля познавательной деятельности, а, напротив, ведёт к «ломке» природного своеобразия способов познания. В подаче информации и контроле за её усвоением в школе преобладает словесно-речевой способ. В итоге часть учащихся при получении и воспроизведении знаний не способны освоить рациональные приемы и способы учебно-познавательной деятельности и становятся «неуспевающими», «недисциплинированными» учащимися, «не желающими» учиться.

Выделяются следующие направления работы педагогов, необходимые для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности:

учёт индивидуальных познавательных особенностей учащихся,

развитие познавательной мотивации, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер,

обогащение способов познавательной деятельности.

использование эвристического, проблемного и исследовательского методов и приёмов обучения;

повышение роли дифференцированной групповой и индивидуальной самостоятельной форм работы учащихся на уроке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.