Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность и значение налогового контроля




Тема 2.1. Налоговый контроль как основа предупреждения и пресечения нарушений налогового законодательства

 

После изучения данной темы студент будет

знать: нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере налогового контроля, определяющие права и обязанности налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля; процессуальный порядок осуществления налогового контроля;

уметь: ориентироваться в специальной литературе и законодательстве о налогах и сборах; правильно толковать и применять нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере налогового контроля; анализировать нормы налогового права, правоприменительную практику, решения судов; разграничивать виды, формы и методы налогового контроля; выделять способы предупреждения налоговых правонарушений; правильно составлять и оформлять юридические документы; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в данной сфере юридической деятельности.

владеть: документальным оформлением результатов налогового контроля; основными видами, формами и методами налогового контроля; способами предупреждения налоговых правонарушений.

 

 

 

Одним из условий нормального функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, поэтому основные направления государственной политики в области налоговой реформы, которые определены законодательной и исполнительной властью, и реализуются с принятием нормативных правовых актов, предусматривают принятие мер, способствующих построению стабильной налоговой системы, сокращению общего числа налогов, облегчению налогового бремени производителей, совершенствованию налогового контроля.

Значимость налогов и сборов, как одного из элементов налоговой системы, и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов, в первую очередь, обуславливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.

Так же современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, и постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий.

Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Налоговый контроль – это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю, налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно: обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается, в основном, за счет налогов.

Сущность налогового контроля возможно раскрыть через определение понятия налогового контроля, которое призвано отражать существенные признаки, индивидуальность налогового контроля, определить роль и место среди иных близких понятий, каковыми являются контроль, надзор, финансовый контроль, бюджетный контроль, банковский контроль, ведомственный контроль и т.п. Так как именно определение содержит основные существенные признаки, характеризующие определенную совокупность явлений, оно должно вскрыть то общее, на основе чего данное определяемое множество объединяется одной категорией. Определение призвано дать черты, признаки, индивидуализирующие данное множество среди более широкой совокупности явлений.

Юридический энциклопедический словарь определяет государственный контроль как одну из форм осуществления государственного управления, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства[59].

Налоговый контроль рассматривается исходя из наличия одного или части следующих аспектов:

- как совокупность приемов и способов, применяемых органами управления;

- как функция, метод или форма управленческой деятельности;

- как завершающая стадия управленческого процесса;

- как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и исполнении управленческих решений;

- как система наблюдения и проверки процесса функционирования управляемого объекта с целью выявления отклонений от заданных параметров[60].

Налоговый контроль так же представляется в виде двух взаимодействующих подсистем: субъекты контроля и объекты контроля[61]. Иными словами, как контролирующая и контролируемая подсистемы. Исходя из этого контроль, как неотъемлемая составляющая любого процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта.

В сфере правового регулирования налоговый контроль используется прежде всего как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности контролируемых (подконтрольных) субъектов (государственных органов, организаций и физических лиц) предписаниям правовых норм.

В связи с чем, налоговый контроль позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения необходимо внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям регулируемых общественных отношений.

Таким образом, налоговый контроль может быть охарактеризован как самостоятельная функция (форма) управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта, органом государственного управления, с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений от действующих правовых норм и неблагоприятных ситуаций, по которым целесообразно своевременно принять правовое решение или проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел.

Властность налогового контроля исходит из того, что он является видом государственного контроля и разновидностью финансового контроля. С правовой точки зрения властный характер налогового контроля исходит из императивности правовых норм, регулирующих властные отношения, которые складываются между гражданами и организациями с одной стороны и государством в лице уполномоченных им органов,- с другой.

В контрольной деятельности государства допустимы лишь законные меры. Власть может быть основана на применении силы (так как навязывание воли требует преодоления сопротивления), однако применение силы должно быть основано на законе.

В связи с этим налоговый контроль как функция государственного управления должен быть нормативно урегулирован. Законодательное определение налогового контроля содержится в первой части Налогового кодекса РФ. В статье 82 Налогового кодекса РФ «Общие положения о налоговом контроле» дается следующее законодательное определение налогового контроля: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Основное назначение налогового контроля, - способствовать неукоснительному выполнению решений в установленный срок, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня организованности в управленческой деятельности и ответственности в работе всех должностных лиц, обеспечивать большую ритмичность и целеустремленность в работе государственного аппарата управления. Важнейшая задача налогового контроля в этой связи - предупреждение нежелательных последствий.

Таким образом, сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного, своевременного управляющего воздействия, которое должно обеспечить достижение заданной цели, исключить отклонение от запланированного.

Как самостоятельная функция управления - контроль имеет целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле - это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

На деятельность уполномоченных государственных органов делает так же акцент и налоговое законодательство.

Налоговый контроль может существовать только как система. При этом составляющими этой системы являются:

- функция государственного управления;

- совокупность приемов и способов (форм и методов) применяемых налоговыми органами;

- налогово-правовая норма;

- налоговые контрольные отношения;

- деятельность налоговых органов, как завершающая стадия управленческого процесса;

- форма обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика, взаимосвязаны и действуют подобно единому организму.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.