Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии эффективности предупреждения и пресечения правонарушений в области налогов и сборов




Предупреждение в праве есть универсальная мера государственного управления, посредством которого осуществляется правовое воздействие на волю, сознание, поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе в сфере налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиками (гражданами и организациями) и государством (в т.ч. субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями). С помощью средств предупредительной деятельности регулируется и стимулируется должное поведение участников отношений[84].

Предупредительная деятельность есть комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами исполнительной власти с целью: недопущения противоправных явлений; формирования у граждан сознания действовать в рамках правовой нормы.

Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах и административных правонарушений в налоговой сфере предполагает, с одной стороны, защиту финансовых интересов государства и общества в целом, с другой - стабильность функционирования системы государственного управления.

Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения правонарушений в области налогов и сборов являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.

Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).

Наибольшее количество правонарушений в области налогов и сборов в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

Наиболее криминогенными отраслями экономики по доле предприятий с выявленными правонарушениями в области налогов и сборов в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,8% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%), нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1%, черной металлургии - 4,2%, цветной металлургии - 2%[85].

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю и сознание налогоплательщика (плательщика сборов).

Эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а так же целей и задач предупредительной деятельности.

Правовое регулирование является надежным и высокоэффективным средством, позволяющим обеспечить: законность, целенаправленность, слаженность и упорядоченность предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов.

В настоящее время Правительство РФ уделяется большое внимание не только вопросам своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и предупреждению правонарушений в области налогов и сборов. Принятием такого документа как «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»[86] Правительством РФ взят курс не только на поддержание российского предпринимателя, но и предупреждение правонарушений в сфере налогов и сборов.

Правовое регулирование предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов необходимо как для совершенствования самой налоговой системы, программно-целевого подхода к разработке и применению предупредительных мер, обеспечения соответствия задач и возможностей субъектов предупредительной и профилактической деятельности, так и для последовательной охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности, и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Право выполняет свою социальную функцию регулятора общественных отношений лишь в тех случаях, когда должным образом обеспечена реализация его предписаний. Наибольшей эффективности правовые методы деятельности достигают в сочетании с организационными и информационными основами предупреждения. Поэтому в целях эффективной работы по пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, необходимо также осуществлять мероприятия организационного, информационного, технического и иного (не правового) характера.

К мероприятиям организационного характера относят:

- планирование предупредительной деятельности в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах;

- осуществление организационно- штатных действий по созданию групп, основным направлением деятельности которых будет предупреждение налоговых правонарушений;

- разработка организационно-технических и тактических мероприятий по изучению и нейтрализации нарушений законодательства о налогах и сборах, их дальнейший анализ, разбор, детализация;

- обоснование материально-технического обеспечения этих групп и их действий;

- обмен информацией;

- изучение международного опыта и опыта работы других организаций и их подразделений; и др.

К организационным мероприятиям можно также отнести: выявление правонарушений и преступлений в сфере налогов и сборов, их регистрация, компьютерная обработка данных, анализ, исследование приемов и способов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, исследование деликтологической ситуации и причин ее возникновения, исследование личности правонарушителя, изучение направлений и тенденций нарушений законодательства в области налогов и сборов и многое другое. Важным направлением этой деятельности должна стать выработка рекомендаций и предложений, направленных на предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выделяют также организационно - управленческие меры предупреждения налоговых нарушений законодательства о налогах и сборах. К которым относят: программно - целевое планирование или координацию деятельности субъектов предупредительной деятельности, в том числе создание информационного банка данных о совершенных налоговых правонарушениях и лицах их совершивших, обмен между заинтересованными органами власти информацией, способствующей налоговому администрированию (например, банк данных о выданных или утерянных паспортах, умерших граждан), оптимизации структуры управления данной сферой.

Особую актуальность приобретают также вопросы информационного администрирования и информационного обеспечения деятельности налоговых органов в связи с предупреждением нарушений законодательства в области налогов и сборов и придания стабильности доходам бюджетной системы. Такая позиция подтверждается в Письме ФНС РФ от 23 марта 2009 № ММ-18-1/54 «О мерах налогового администрирования». В настоящее время в налоговых службах внедрена и функционирует автоматизированная информационная система АИС «Налог».

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Техническими являются мероприятия по совершенствованию форм и методов налогового контроля, повышению квалификации руководителей организаций и бухгалтерских работников, техническому перевооружению налоговых органов.

Обеспечить предупреждение нарушений законодательства в области налогов и сборов можно не только путем наказаний и установления запретов, а так же соблюдением субъектами налоговых отношений предписаний законодательства о налогах и сборах и административного законодательства.

Предупреждение нарушений законодательства в области налогов и сборов может быть достигнуто посредством точного и неуклонного соблюдения основных начал – принципов. Расширение и укрепление правовых начал в демократическом обществе - есть одна из отличительных черт его развития. В сфере предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов они проявляются в развитии правовых основ предупредительной деятельности. Это означает, что предупредительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах должна основываться на следующих правовых принципах: соблюдение принципа законности, верховенства закона, соответствие российского права международному праву, соблюдение при подготовке правовых предписаний прав и законных интересов граждан, предпринимателей, юридических лиц и организаций, недискриминация, равенство перед законом и др.

Правовое регулирование деятельности означает соблюдение принципа законности. Законность означает «соблюдение конституции и законов и вменяется в обязанность всем органам государства и должностным лицам, общественным организациям и гражданам»[87]. Верховенство Конституции и федеральных конституционных законов по всей территории Российской Федерации, соблюдение законных прав и интересов граждан и организаций, равенство перед законом, закреплены в Конституции Российской Федерации.

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена с одной стороны мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой ответственности должностных лиц, при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности.

Принципы защиты и соблюдения законных интересов предпринимателей, юридических лиц и организаций, при осуществлении мероприятий налогового контроля, предупреждении и профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, закреплены в частности, в статье 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ (ред. от 17 июля 2009) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[88]. В пункте 2 статьи 4, указанного закона, закреплена обязанность за органами исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор): разработки и реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

Принцип недискриминации, закреплен в международных договорах, заключенных Российской Федерацией об избежании двойного налогообложения и др.

Важными элементами предупреждения являются цели и задачи. Среди целей и задач предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов можно выделить общие и частные. Общими целями предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов являются: обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет, установленных законодательством налогов и сборов, предотвращение угрозы финансовой безопасности государства.

К частным целям можно отнести: правовое воздействие на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах, посредством совершенствования налоговых отношений, правой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др.

Для достижения целей предупредительной работы в налоговой сфере необходимо разрешить целый ряд задач, основной из которых является укрепление финансовых основ государства. Это предполагает, в свою очередь, на основе мониторинга реально складывающейся в налоговой сфере ситуации по уплате налогов (сборов) и функционирования налоговой системы РФ: выявление, исследование на основе анализа и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых правонарушений; возмещение ущерба, причиняемого бюджетной сфере налоговыми правонарушениями, выявление налогоплательщиков всех категорий, должностных лиц организаций и органов, наделенных специальной компетенцией, потенциально склонных к совершению налоговых правонарушений, предусмотренных нормами главы 16 НК РФ[89] и главы 15 КоАП РФ.

Пресечение нарушений законодательства в области налогов и сборов реализуется в момент проведения налоговыми органами камеральной или выездной проверки, проверки информации и документов, поступивших от различных субъектов в налоговые органы в целях принятия после выявления адекватных мер по уже совершенным налоговым правонарушениям и административным правонарушениям в налоговой сфере, а также возможности не недопущения их совершения не только установленными, но и другими однородными субъектами, а также вредных последствий. Пресечение правонарушений в области налогов и сборов в процессе реализации полномочий налоговых органов, которые позволяют им прекратить деятельность, порождающую противоправные деяния в налоговой сфере. Так, например, налоговые органы имеют право приостанавливать операции по счетам в банках и других кредитных организациях, налагать арест на имущество, Осуществлять действия по аннулированию или приостановлению лицензий, выданных на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.

Критерий эффективности предупреждения и пресечения нарушений законодательства в области налогов и сборов заключается в следующем:

а) изучении динамики и видов нарушений законодательства о налогах и сборах, как в целом по России, так и отдельно взятом регионе;

б) исследовании причин деструктивного поведения участников налоговых правоотношений и предпосылок развития нарушений законодательства о налогах и сборах, а также условий, способствующих совершению конкретных видов налоговых правонарушений;

в) изучении девиантного поведения налогоплательщиков (физических и юридических лиц);

г) выработке предупредительных мер в сфере налогов и сборов, а также разработка рекомендаций направленных на предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.

д) деятельности по предупреждению нарушений в сфере налогов и сборов в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, и в субъективного фактора - создания условий формирования у населения психологии добросовестного налогоплательщика.

е) оказании положительного влияния на сферу налогообложения, путем повышение уровня и темпов развития производства (реального сектора экономики), снижение инфляции, стабилизация курса национальной валюты, увеличение доходов населения, более эффективное использование бюджетных ресурсов[90].

 

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие налогового контроля и раскройте его сущность.

2. Перечислите виды, формы и методы проведения налогового контроля.

3. Охарактеризуйте налоговые проверки как разновидность налогового контроля.

4. Раскройте права и обязанности налоговых инспекторов при осуществлении налогового контроля.

5. Как проводится выездная налоговая проверка налоговыми органами?

6. Каким образом происходит документальное оформление фиксации нарушений законодательства о налогах и сборах?

7. Перечислите способы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.