Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список нормативно-правовых актов и литературы. Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения




Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение преступлений в области налогов и сборов

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

Преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Вместе с тем не является преступлением действие (бездействие) хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Налоговое преступление характеризуется исчерпывающим перечнем его признаков:

1) общественная опасность — проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда, как напрямую — государству (ибо направлено против государственной казны), так и опосредованно — создает угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных);

2) противоправность — запрещенность деяния уголовным законом;

3) виновность — российское уголовное законодательство основывается на принципе субъективного вменения, т. е. общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (статьи 24-27 УК РФ);

4) наказуемость — только запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК РФ).

Все эти признаки должны быть обязательно присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

В качестве основных юридических особенностей уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений выделяют следующие:

субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица;

уголовная ответственность осуществляется в судебном порядке;

применяется за наиболее общественно опасные деяния – преступления;

предусматривает самые строгие виды государственного принуждения;

производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется следственными подразделениями.

В соответствии со ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо. При этом к моменту совершения преступления оно должно достигнуть шестнадца­тилетнего возраста.

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, согласно п. 2 ст. 5 УК РФ, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и сте­пени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

В УК РФ предусмотрены следующие уголовные составы преступлений в сфере налогообложения, введенных Федеральным зако­ном от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ: уклонение от уплаты налога и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ); неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991. УК РФ); сокрытие денежных средств либо имущества организа­ции или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992. УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере - наказывается штрафом, либо принудительными работами, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом либо принудительными работами либо арестом либо лишением свободы.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1.) - неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом либо принудительными работами либо арестом либо лишением свободы.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2.) совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере - наказывается штрафом либо принудительными работами либо лишением свободы.

Уголовным законом эти налоговые преступления отнесены к преступлениям в сфере экономики.

В силу бланкетности диспозиций указанных уголовно- деликтных норм поводами и основаниями к возбуждению дел о налоговых преступлениях являются акты предшествовавших документальных проверок налогоплательщиков, установивших факты уклонения от уплаты налогов или сборов в крупном (особо крупном) размере, неисполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) в крупном (особо крупном) размере, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере.

Уголовное законодательство предусматривает некоторые обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности. В соответствии со ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е., не могло осознавать фактического характера и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Не подлежит уголовной ответственности также лицо, которое добровольно и окончательно отказалось от доведения преступления до конца (п. 2 ст. 31 УК РФ).

Кроме того, согласно ст. 40-42 УК РФ, не является преступлением, а, следовательно, и не наказуемо, причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием), при обоснованном риске для достижения обще­ственно полезной цели, либо во исполнение обязательных приказа или распоряжения. В последнем случае уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

В уголовном законодательстве (ст. 61-63 УК РФ) предусматриваются обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание.

Применительно к налоговым преступлениям, в качестве смягчающих наказание обстоятельств могут выступать следующие:

совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

несовершеннолетие виновного;

беременность;

наличие малолетних детей у виновного;

совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

совершение преступления при исполнении приказа или распоряжения;

явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления.

При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и иные обстоятельства. При этом специально определено, что в случае, когда имели место явка с повинной, способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, полученного в результате преступления, а отягчающие обстоятельства отсутствовали, срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида предусмотренного законодательством наказания.

Отягчающими уголовную ответственность обстоятельствами в соответствии с законодательством могут являться:

рецидив преступлений;

совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц но предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

особо активная роль в совершении преступления;

совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.

В данном случае обращает на себя внимание некоторое несовпадение подходов в конструировании налоговой и уголовной ответственности. Так, если в налоговом праве совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств рассматривается, как обстоятельство, исключающее вину лица, то в уголовном праве совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках определено, как отягчающее вину обстоятельство.

В законодательство включен ряд поправок, смягчающих уголовную ответственность за налоговые преступления, которые изменили основания и порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

1. Увеличены суммы крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов с организации и уклонения от исполнения обязанностей налогового агента, при неуплате которых должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Теперь в соответствии со ст. ст. 199 и 199.1УК РФ крупным размером признается сумма налогов и/или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и/или сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм вышеуказанных налоговых платежей либо превышает 6 млн руб. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и/или сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и/или сборов либо 30 млн руб.

2. Введен порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Для лиц, впервые совершивших налоговое преступление, ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с НК РФ

3. Изменено одно из оснований привлечения лица к ответственности за совершение налогового преступления.

Теперь согласно п. 3 ст. 108НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

При этом преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УКРФ

Таким образом, в вышеприведенной статье НК РФ речь идет о налоговой ответственности - организации и физические лица могут быть привлечены к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах только на основании решения налогового органа. Должностные лица организаций-налогоплательщиков не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ.

4. Введены новые обязанности органов внутренних дел - направлять полученные ими самостоятельно материалы в налоговый орган для установления факта налогового правонарушения и принятия решения, а также информировать налоговый орган о принятом процессуальном решении в отношении полученных от него материалов.

5. Вводятся новые основания прекращения уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах.

С 1 января 2010 г. в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 198 - 199.1 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 и 27 УПК РФ, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме

При этом под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу, соответствующих пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

6. Ограничены основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налоговых преступлений.

Статья 108 УПК РФ дополнена п. 1.1 в соответствии с которым заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 вышеуказанной статьи.

В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражу может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

7. Расширен перечень оснований прекращения уголовного дела, содержащийся в ч. 1 ст. 212 УПК РФ

В эту статью добавлено указание на ст. 28.1УПК РФ - прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при условии если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме:

1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

2) соответствующих пеней;

3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Вышеперечисленные изменения законодательства существенным образом смягчают карательный характер уголовной ответственности за налоговые правонарушения, а увеличение предельного порога недоимки позволяет снижать криминализацию сферы налоговых правоотношений. Принимая во внимание отказ государства от конфискации имущества в налоговых правоотношениях, можно сделать вывод, что отношения с налогоплательщиком выходят на новый уровень, более комфортный для субъектов предпринимательства.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите общие и специальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ.

2. Дайте определение налоговой ответственности и налогового правонарушения.

3. Назовите и раскройте основные принципы привлечения к административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

4. Расскажите о поправках, смягчающих уголовную ответственность за налоговые преступления.

 

 

 

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция)//"Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция)//"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция)//"Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

 

Литература:

5. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004, 399 с.

6. Деменкова Н.Г., Игнатова М.С., Стариков И.Ю. Административное право – учебное пособие М., ПРОСПЕКТ, 2012.

7. Лапина М.А. Административное право. Учебное пособие. Учебное пособие «КонсультантПлюс: Высшая школа», 12 выпуск (к осеннему семестру 2009 года). 368 с.

8. Панова И.В. Административно–процессуальное право России – 3-е изд., пересмотр. –М.: Норма: ИНФРА – М, 2011.

Тема 2.3. Понятие и содержание административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов

После изучения данной темы студент будет

знать: понятие административной ответственности в налоговой сфере; систему субъектов административной ответственности; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения по КоАП РФ и НК РФ;

уметь: логически и грамотно комментировать положения КоАП РФ и НК РФ, раскрывающие правовой статус лиц, привлекаемых к административной и/или налоговой ответственности; определять особенности привлечения к ответственности в налоговой сфере юридических лиц;

владеть: навыками определения признаков административной ответственности; системой знаний, позволяющих определять круг обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность в налоговой сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.