Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические факторы, влияющие на величину прибыли




 

При анализе прибыли исследуется:1) абсолютная величина. Если она положительна, предприятие прибыльно, если отрицательна – убыточно;2) динамика прибыли (убытка). Она свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия;3) структура прибыли (убытка). Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. На предприятиях, испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до налогообложения, как правило, высока доля внереализованных доходов. Такие предприятия обеспечивают самофинансирование реализацией собственного имущества или сдачей его в аренду;4) влияние отдельных факторов на динамику прибыли.

Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Исходными данными для факторного анализа прибыли от продаж являются выручка от продажи, себестоимость проданных товаров и прибыль от продаж (табл.20.1).

 

Таблица 20.1 - Исходные данные для анализа прибыли от продаж

 

Составляющие прибыли По отчету предыдущего периода, тыс. руб. По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб. По отчету текущего периода, тыс. руб.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S)      
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (C)      
Прибыль от продаж, (П)      

 

Расчеты проводятся в следующем порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):

П = ПТП – ППП; (20.4)

П = 49978 32855 = 17123 тыс.руб.

2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):

П1 = SТПS1 (20.5)

где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;

S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб.

3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):

П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1), (20.6)

где ППП - прибыль предыдущего периода;

к1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:

k 1 = С1 / СПП, (20.7)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.

k 1 = 651040 / 530234 = 1,2278;

П 2 = 32855 * (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб.

4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):

П3 = ППП * (k2 - k1 ) (20.8)

где к2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:

k2 = S1 / SПП (20.9)

где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;

SПП – объем продаж в предыдущем периоде.

k 2 = 692048 / 563089 = 1,229;

П3 = 32855 * ( 1,229 - 1,2278 )= 32855* 0,0012 = 39тыс. руб.

5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):

П4 = С1 - СТП (20.10)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.

П4 = 651040 651627 = -587 тыс. руб.

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (П5 ):

П5 = СПП *k2 – С1. (20.11)

П5 = 530234 * 1,229 651040 = 627 тыс. руб.

7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (П ):

П = , 1 (20.12)

где Пi – влияние i -ого фактора;

n - количество факторов.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров П составило:

П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб.

Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы (табл.20.2).

Таблица 20.2 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж

 

Фактор, вызвавший изменение прибыли в текущем периоде Сумма, тыс.руб. Структура, %
1. Изменение цен +9557 55,82
2. Объема продаж +7484 43,71
3. Изменение структуры продаж +39 0,23
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы -587 -3,43
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж +627 3,66
Итого: +17120 +100

 

Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.

Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон (табл.20.3).

 

Таблица 20.3 - Динамика и структура прибыли до налогообложения

 

Показатель Предыдущий период Отчетный период Темп роста, %
сумма, тыс.руб. струк-тура, % сумма, тыс.руб. струк- тура,%
Доходы и расходы по обычным видам деятельности          
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), S   -   - 125,0
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг   -   - 115,9
3. Валовая прибыль, (стр.1- стр.2)   -   - 222,0
4. Коммерческие расходы   -   - 273,0
5. Управленческие расходы          
6. Прибыль (убыток) от продаж, [стр.3 - (стр.4 + стр.5)], П   137,23   168,13 152,1
Прочие доходы и расходы 7. Проценты к получению - - - - -
8. Проценты к уплате, ПУ   - 15,71   - 30,00 237,0
9.Доходы от участия в других организациях - - - - -
10. Прочие доходы   -   - 122,84
11. Прочие расходы   -   - 124,93
12. Прибыль от прочих доходов и расходов, ПД (стр.10 – стр.11) -5151 -21,52 -11333 -38,13 220,02
16. Прибыль (убыток) до налогообложе- ния(стр.6. + стр.7– стр.8 + стр.12), ПБ         124,2

 

Анализ структурных сдвигов различных составляющих прибыли до налогообложения текущего периода от предыдущего показывает их значимость в ее формировании. Структурным в данном случае является показатель прибыли до налогообложения (балансовой), состоящий из суммы элементов и выраженный в относительных величинах (обычно в процентах): (20.13)где di – доля i-го элемента структуры балансовой прибыли, i = 1, …, N; Пi – абсолютное значение i - го элемента прибыли; ПБ – балансовая прибыль, . (20.14)В структуре балансовой прибыли в данном примере содержатся три вида прибыли, доли каждой из них составляют:в предыдущем периоде:прибыли от продаж: dПП = 32855: 23942 × 100 = 137,23%;процентов к уплате: dПУ = (-3762): 23942 × 100 = - 15,71%;прибыли от прочих доходов и расходов: dПД = (-5151): 23942 × 100 = -21,52;условие (20.14) выполняется: 137,23% - 15,71% - 21,52% = 100%;в отчетном периоде:прибыли от продаж: dПП = 49978: 29729 × 100 = 168,13%;процентов к уплате: dПУ = (-8916): 29729 × 100 = - 30,00%;прибыли от прочих доходов и расходов: dПД = (-11333):29729 × 100 == -38,13%;условие (20.14) выполняется: 168,13% -30,00% - 38,13% = 100%.Рассмотрим абсолютные индивидуальные показатели структурных сдвигов в коэффициентах: di = diОП - diПП, (20.15)где diОП - доля i-го элемента структуры балансовой прибыли в отчетном периоде, i = 1, …, N; diОП - доля i-го элемента структуры балансовой прибыли в предыдущем периоде.В отчетном периоде относительно предыдущего периода коэффициентные абсолютные структурные сдвиги составили:прибыли от продаж: dПП = 168,13 - 137,23 = 30,9 п.п. (процентных пункта);процентов к уплате: dПУ == - 30,00 – (- 15,71) = - 14,29 п.п.;прибыли от прочих доходов и расходов: dПД = (-38,13) – (-21,52) = -16,61 п.п.

Следует отметить, что в процентных пунктах измеряют рост или снижение того, что само по себе измеряется в процентах.

Относительные структурные сдвиги составилиприбыли от продаж: J ПП = 168,13: 137,23 = 1,225;процентов к уплате: J ПУ == - 30,00: (- 15,71) = 1,9;прибыли от прочих доходов и расходов: JПД = (-38,13): (-21,52) = 1,77. Результаты проведенного анализа представлены в табличной форме (табл.20.3).

Таблица 20.3 - Показатели структуры и структурных сдвигов балансовой прибыли и ее элементов

Составляющие прибыли Показатели структуры, % Структурный сдвиг
Предыдущийпериод Отчетныйпериод Абсолютный, п.п. Относительный
Прибыль от продаж 137,23 168,13 30,9 1,225
Проценты к уплате - 15,71 - 30,00 - 14,.29 1,9
Прибыль от прочих доходов и расходов -21,52 -38,13 -16,61 1,77
Балансовая прибыль        
Проведенный анализ показывает, что в наибольшей мере в структуре балансовой прибыли изменился удельный вес прибыли от продаж (на 30,9%), отрицательный относительный структурный сдвиг отмечается у процентов к уплате (1,9).

Оценить влияние элементов, составляющих балансовую прибыль, можно также на основе темпов роста и прироста. Общий темп прироста прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) составит:

(20.16)

общий темп прироста балансовой прибыли складывается из приростов, объясняемых каждым фактором в отдельности:

; (20.17)

где ТППБ – темп прироста балансовой прибыли,

(ТРi -100) – темпприроста i -того элемента балансовой прибыли.

Тем прироста балансовой прибыли:

.

Влияние на темп прироста балансовой прибыли:

- прибыли от продаж

- процентов к уплате

- прибыли от прочих доходов и расходов ;

71,5 + (-21,5) + (-25,8) = 24,2 %, расчет верен.

Положительное влияние на темп прироста прибыли до налогообложение оказал положительный структурный сдвиг темпа прироста прибыли от продаж (71,5%), а отрицательное - процентов к уплате (-21,55%) и прибыли от прочих доходов и расходов (-25,8%). Организации следует обратить внимание на те показатели, которые существенно снижают финансовые результаты.

После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год.

Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий).

Фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

Распределение чистой прибыли для исследуемой организации за текущий период приведено в таблице 20.4.

 

Таблица 20.4 - Распределение чистой прибыли

 

Вид фонда Сумма от распределяемой прибыли, тыс. руб. Доля чистой прибыли, % Темп роста, %
Предыдущий период Отчетный период Предыдущий период Отчетный период  
Чистая прибыль         100,00
Резервный       12,5 125,00
Накопления       62,5 104,17
Потребления         83,33
Социальной сферы - - - - -

 

В данном случае значительная часть чистой прибыли организации направлена в фонды накопления (60% и 62,5% в предыдущий и отчетный периоды) и потребления (30% и 25%). Фонд накопления – это часть чистой прибыли, предназначенная для финансирования производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию и приобретению внеоборотных активов производственного назначения. Фонд потребления включает суммы предоставленных предприятием социальных льгот, включая материальную помощь. Это характеризует направленность организации на развитие средств производства и стимулирование труда работников.

Организация не направляет средства в фонд социальной сферы, поскольку на его балансе нет объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации.

В ходе анализа изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, владельцев бизнеса, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше денег в бюджет. Владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы бизнес приносил дивиденды. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Одна из важнейших задач управления бизнесом – оптимизация распределения прибыли для наилучшего удовлетворения всех заинтересованных сторон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.