КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
При анализе прибыли исследуется:1) абсолютная величина. Если она положительна, предприятие прибыльно, если отрицательна – убыточно;2) динамика прибыли (убытка). Она свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия;3) структура прибыли (убытка). Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. На предприятиях, испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до налогообложения, как правило, высока доля внереализованных доходов. Такие предприятия обеспечивают самофинансирование реализацией собственного имущества или сдачей его в аренду;4) влияние отдельных факторов на динамику прибыли. Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Исходными данными для факторного анализа прибыли от продаж являются выручка от продажи, себестоимость проданных товаров и прибыль от продаж (табл.20.1).
Таблица 20.1 - Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Расчеты проводятся в следующем порядке: 1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П): ∆ П = ПТП – ППП; (20.4) ∆ П = 49978 – 32855 = 17123 тыс.руб. 2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ): ∆ П1 = SТП – S1 (20.5) где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода; S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода. ∆ П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб. 3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ): ∆ П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1), (20.6) где ППП - прибыль предыдущего периода; к1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода: k 1 = С1 / СПП, (20.7) где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода; СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде. k 1 = 651040 / 530234 = 1,2278; ∆ П 2 = 32855 * (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб. 4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3): ∆ П3 = ППП * (k2 - k1 ) (20.8) где к2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода: k2 = S1 / SПП (20.9) где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода; SПП – объем продаж в предыдущем периоде. k 2 = 692048 / 563089 = 1,229; ∆ П3 = 32855 * ( 1,229 - 1,2278 )= 32855* 0,0012 = 39тыс. руб. 5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ): ∆ П4 = С1 - СТП (20.10) где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода; СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период. ∆ П4 = 651040 – 651627 = -587 тыс. руб. 6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆ П5 ): ∆ П5 = СПП *k2 – С1. (20.11) ∆ П5 = 530234 * 1,229 – 651040 = 627 тыс. руб. 7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆ П ): ∆ П = , 1 (20.12) где Пi – влияние i -ого фактора; n - количество факторов. Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров ∆ П составило: ∆ П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб. Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы (табл.20.2). Таблица 20.2 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж
Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли. Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон (табл.20.3).
Таблица 20.3 - Динамика и структура прибыли до налогообложения
Следует отметить, что в процентных пунктах измеряют рост или снижение того, что само по себе измеряется в процентах. Таблица 20.3 - Показатели структуры и структурных сдвигов балансовой прибыли и ее элементов
Оценить влияние элементов, составляющих балансовую прибыль, можно также на основе темпов роста и прироста. Общий темп прироста прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) составит: (20.16) общий темп прироста балансовой прибыли складывается из приростов, объясняемых каждым фактором в отдельности: ; (20.17) где ТППБ – темп прироста балансовой прибыли, (ТРi -100) – темпприроста i -того элемента балансовой прибыли. Тем прироста балансовой прибыли: . Влияние на темп прироста балансовой прибыли: - прибыли от продаж - процентов к уплате - прибыли от прочих доходов и расходов ; 71,5 + (-21,5) + (-25,8) = 24,2 %, расчет верен. Положительное влияние на темп прироста прибыли до налогообложение оказал положительный структурный сдвиг темпа прироста прибыли от продаж (71,5%), а отрицательное - процентов к уплате (-21,55%) и прибыли от прочих доходов и расходов (-25,8%). Организации следует обратить внимание на те показатели, которые существенно снижают финансовые результаты. После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий). Фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.). Распределение чистой прибыли для исследуемой организации за текущий период приведено в таблице 20.4.
Таблица 20.4 - Распределение чистой прибыли
В данном случае значительная часть чистой прибыли организации направлена в фонды накопления (60% и 62,5% в предыдущий и отчетный периоды) и потребления (30% и 25%). Фонд накопления – это часть чистой прибыли, предназначенная для финансирования производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию и приобретению внеоборотных активов производственного назначения. Фонд потребления включает суммы предоставленных предприятием социальных льгот, включая материальную помощь. Это характеризует направленность организации на развитие средств производства и стимулирование труда работников. Организация не направляет средства в фонд социальной сферы, поскольку на его балансе нет объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации. В ходе анализа изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, владельцев бизнеса, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше денег в бюджет. Владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы бизнес приносил дивиденды. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Одна из важнейших задач управления бизнесом – оптимизация распределения прибыли для наилучшего удовлетворения всех заинтересованных сторон.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |