Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность методов государственного управления




Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления находит выражение не только в формах, но и в методах государственного управления. Если формы это внешнее проявление управленческой деятельности, то методы характеризуют особенности её содержания.

О правовой категории «метод» применительно к сфере государственно-управленческой деятельности уже шла речь при характеристике административного права как отрасли права, а именно, о методе административного права. Поэтому есть необходимость остановиться на критериях разграничения методов административного права как правовой отрасли и методов государственного управления как вида деятельности, регламентируемой нормами административного права, и обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Как уже было сказано, в методах административного права проявляется регулирующая роль данной отрасли права. В нормативных правовых актах, регулирующих управленческие общественные отношения, содержатся предписания, запреты и дозволения, которые распространяются на всех участников регулируемых отношений, включая и субъектов исполнительной власти.

Однако для обеспечения единства действий недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, «необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам»[132]. В методах управления как раз и закреплен арсенал юридически-властных средств, используемых в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. тот «рабочий инструментарий», с помощью которого исполнительные органы (должностные лица) проводят в жизнь общеправовые предписания, запреты и дозволения. С их помощью достигается подчинение воли подвластных воле субъекта власти.

2. Методы административного права используются субъектами законотворчества и подзаконного нормотворчества. Методы управления (их ещё именуют административно-правовые методы, методы осуществления управленческих действий), используются только теми, кто официально уполномочен на практическое осуществление государственно-управленческой деятельности в той или иной сфере и в отношении того или иного объекта.

3. Если метод административного права всегда имеет нормативное выражение, проявляется в статике, то метод управления является динамической категорией и представляет собой конкретный способ, прием, средство воздействия субъекта управления на объект, которые реализуются во властеотношениях[133], и обеспечивают практическое осуществление задач и функций, стоящих перед субъектом государственно-управленческой деятельности.

Несмотря на указанные различия, это тесно взаимосвязанные правовые категории. Используя методы административно правового регулирования, субъекты нормотворчества закрепляют в законодательстве методы государственного управления. В свою очередь субъекты государственного управления, осуществляющие подзаконное нормотворчество, используют методы административного права для регулирования управленческих общественных отношений.

Вместе с тем, методы управления имеют присущие им характерные особенности, во многом производные как от природы административно-правового регулирования, так и от существа государственно-управленческой деятельности, в рамках которой происходит практическая реализация исполнительной власти. Эти особенности проявляются в следующем:

– они обеспечивают практическую реализацию исполнительной власти, достижение целей управленческой деятельности;

– используются субъектами исполнительной власти для реализации закрепленной за ними компетенции;

– представляют собой совокупность (систему) способов, приемов, средств, придающих функциям субъекта государственно-управленческой деятельности «работающий» характер;

– с их помощью субъекты исполнительной власти оказывают управляющее (упорядочивающее) воздействие на соответствующие индивидуальные или коллективные, государственные или негосударственные, подчиненные либо неподчиненные объекты;

– они характеризуют содержание управленческих связей между субъектами и объектами государственно-управленческой деятельности. В них — этих способах или приемах — с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами экономической, социально-культурной и административно-политической жизни общества;

– это способы воздействия на поведение участников управленческих общественных отношений, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;

– в них всегда в той или иной мере выражаются юридически-властные полномочия, которыми наделен данный субъект исполнительной власти;

– они проявляются в установлении обязательных для конкретных адресатов предписаний индивидуального характера либо обязательных (иногда общеобязательных) правил поведения;

– при их использовании учитываются особенности объектов управления (форма собственности, ведомственная принадлежность и т.п.);

– реализуются в рамках процессуальных или внепроцессуальных административных процедур;

– для их использования необходима юридическая форма содержащихся в них волеизъявлений (как правило, правовые акты управления).

Метод управления представляет собой предоставленную субъектам государственно-управленческой деятельности нормами административного права возможность результативно решать поставленные перед ними задачи.

Методы управления многообразны; используются они повседневно в рамках внутриорганизационной и внешневластной деятельности.

Под методами государственного управления в административном праве понимаются «способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления»[134].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.