Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности




ВОЛЯ

Воля — это способность человека управлять своими действиями и поступками.

Она выражается в действиях, которые всегда исходят из определен­ных мотивов и направлены на достижение сознательно поставленных целей. Мотив — это ответ на вопрос, почему человек хочет добиться поставленной цели. Поставленная цель может быть достигнутая различ­ными способами. Поэтому происходит борьба мотивов, которая заканчи­вается решением, а затем соответствующим действием. В волевом акте наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. Основными волевыми качествами являются: дисциплинированность, самообладание, решительность и настойчивость.

Дисциплинированность — это подчинение своих действий требо­ваниям общественного долга, добросовестное выполнение своих служеб­ных обязанностей. Дисциплинированность рабочего с позиций охраны труда выражается в строгом выполнении инструкций и стандартов с безопасности труда.

Недисциплинированность — это сознательное нарушение установлен­ных правил, инструкций и требований с безопасности труда. Причиной недисциплинированности молодых неопытных рабочих является переоценка ими своих возможностей. Такие нарушение нельзя считать злостными.

Самообладание — умение в любых условиях управлять своей умственной деятельностью, чувствами и поступками. Самообладание человека выражается в его способности не поддаваться страху в опасных, критических ситуациях. Самообладание является основой смелости. Смелый человек знает, что впереди опасность, но идет на нее вопреки страху. Эти чувства являются основой мужественного поведения людей в критических ситуациях, когда они, рискуя собственной жизнью, делают все, чтобы предотвратить угрозу, возникающую для людей.

Решительность — это способность быстро оценивать ситуацию, принимать решение и без колебаний выполнять его. Решительность является важнейшим условием деятельности человека в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. В тех случаях, когда для принятия решения достаточно времени, но у человека появляются колебания, и решение либо не принимается, либо необоснованно изменяется, говорят о нерешительности, когда же следует быстро решать и действовать, а человек не может выбрать между имеющимися возмож­ностями, наступает состояние, которое называется растерянностью. В таком состоянии человек или ничего не делает, или начинает и не заканчивает разные, иногда противоположные по целям, действия. Состояние растерянности наиболее часто возникает у неопытных работников, сомневающихся в своих возможностях выполнить опре­деленный маневр, а также у нерешительных работников.

Настойчивость — это способность длительно и упорно до конца внедрять принятое решение. С настойчивостью связано еще одно волевое качество — терпение. Это понятие не следует путать с покорностью. Настоящее терпение всегда активно и целеустремленно в преодолении неприятностей и трудностей. От настойчивости необходимо отличать упрямство, т.е. необоснованную настойчивость, когда человек при выполнении волевого действия не считается с мнением других людей и с новыми обстоятельствами, требующими нового решения.

Волевые качества можно развивать и воспитывать. Однако воспи­тание воли должно идти одновременно с воспитанием чувств, которые, прежде всего зависят от мировоззрения человека, его морали и нравственности. Для воспитания воли необходимо всегда выполнять принятое решение даже в мелочах (слова, обещания), быть требовательным к себе и критически относиться к своим действиям и поступкам, сдерживать себя и не допускать импульсивных действий в любой обстановке, обращать внимание на преодоление путем самовоспитания таких недостатков, как неуверенность, вспыльчивость, недисциплинированность, нерешитель­ность, легкомыслие, небрежность, робость. Воспитание воли и самовоспи­тание могут быть успешными, если они будут последовательными, непрерывными при высокой требовательности к себе и критической оценке своих действий и поступков в течении каждого прожитого дня.

Способности — это существенные психофизиологические свойства личности, которые проявляются в целеустремленной деятельности и предопределяют ее успех.

Способности принадлежат к основным свойствам, которые характе­ризуют человека как гражданина, как личность. Различают общие и специальные способности.

Общие способности присущие многим людям и, благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладевать различ­ными видами деятельности. Специальные способности — это такие особенности личности, которые позволяют достигнуть высоких резуль­татов в какой-либо узкой области деятельности, например, в определенном виде спорта или искусства, научной деятельности и тому подобное.

Особые способности в одной или в нескольких отраслях деятельности, выявляющиеся в творческом решении заданий, называют талантом, а людей, которым они присущи — талантливыми.

Наивысшую степень развития способности называют гениальностью. Результаты творческой деятельности гения оставляют глубокий след в жизни общества, открывают новые этапы в истории развития, техники, искусства и литературы.

Врожденные возможности развития способности каждого человека называют задатками. Задатки являются потенцией развития способности и имеют многогранный характер. Во время взаимодействия человека со средой могут развиваться и развиваются различные способности в зависимости от того, каким видом человеческой деятельности он занимается и какое человеческое наследие усваивает.

Способности — это реализованные в том или ином направлении и той или иной мерой задатки человека.

Организаторские способности играют важную роль в различных отраслях общественной деятельности и определяются быстрой ориен­тацией в ситуации, наблюдательностью, воображением и инициатив­ностью, способностью рисковать, смелостью, твердостью и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.