Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВНИМАНИЕ. Память— закрепление, сохранение в мозге того, что происходило в прошлом опыте человека




ПАМЯТЬ

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Память — закрепление, сохранение в мозге того, что происходило в прошлом опыте человека. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в коре головного мозга.

Память необходима для овладения безопасными приемами труда, а также для принятия правильного решения при нестандартных или ава­рийных ситуациях. Обретение индивидуального опыта называют обуче­нием. Оно возможно благодаря памяти.

Зависимо от того, что запоминает человек, можно выделить сле­дующие виды памяти:

Двигательная — лежит в основе обучения движений, выработки бытовых, спортивных и трудовых навыков;

Образная — помогает запомнить и отобразить в представлении лица людей, картины природы, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память в особенности хорошо развитая в писателей, артистов, художников, музыкантов.

Эмоциональная — сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию оказывают содействие биологически активные вещества, которые выделяются во время эмоционального возбуждения. Эмоциональная память в той или иной мере развита у каждого человека. Благодаря эмоциональной памяти мы можем со­чувствовать другим.

Словесная — заключается в запоминании и воспроизведении прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Слуховая — позволяет контролировать работу механизмов и машин, своевременно воспринимать аварийные звуковые сигналы.

Зрительная - память, благодаря которой работник запоминает технологические операции, которые требуют особого внимания.

В разных людей разные виды памяти развиты неодинаково. В одних людей преобладает зрительная память, и им для усвоения материала лучше самим читать текст. При преобладании слуховой памяти материал лучше усваивается, когда читают вслух.

Кроме этих видов различают также долговременную и кратко­временную память. Долговременная память используется при запоми­нании на длительное время технических, общенаучных и других сведений, связанных с профессией и необходимых в быту. Кратковременная память служит для запоминания информации на короткий период. Она необхо­дима, когда человек, например, ведет запись лекций. Длительность хранения этой информации не превышает десятков секунд (в лучшем случае — нескольких минут).

Все виды памяти взаимосвязанные. Одна и та же информация, конечно, запоминается с помощью двух и более видов памяти.

По отношению к памяти существуют еще такие понятия, как ее объем, точность возобновления и забывание.

Объем памяти — это количество информации, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного предъявления.

Точность воспроизведения — это степень соответствия воспринятого материала воспроизведенному.

На развитие и качество памяти влияют физическое и психическое состояние человека, его тренированность, профессия, возраст. Человек, который занимается умственным трудом, быстрее воспринимает инфор­мацию, в особенности, когда это связано с производственной деятель­ностью. Поэтому говорят о профессиональной памяти.

Память ухудшается с возрастом. До 20—25 лет память улучшается и до 30—40 лет остается на этом же уровне. Позже способность запоминать и вспоминать постепенно идет на спад. Профессиональная память сохраняется и в преклонном возрасте.

Человек лучше будет запоминать материал, когда будет знать факторы, которые влияют на производительность памяти и некоторые общие правила совершенствования и тренировки памяти. Лучше повторять учебный материал чаще и понемногу, чем реже и помногу. Через каждые 40 минут нужен перерыв на 10—15 минут. При заучивании материала человек воспроизводит его на следующий день. Повторять материал продуктивнее через 2—3 часа, чем читать много раз подряд. Важное значение для запоминания имеет интенсивность внимания. Лучше прочитать 2 раза внимательно, чем 10 раз невнимательно. Чтобы лучше запомнить материал, нужно выделить в нем основные мысли, внимательно выучить иллюстрации, составить план, схему, таблицу. Очень важно чередовать трудный материал с более легким, интересный с менее интересным. При усвоении нового рекомендуется использовать все виды памяти, для чего целесообразно записывать, конспектировать, повторять про себя текст, а еще лучше вслух. Самостоятельное повторение вслух всегда дает более значительный эффект, чем меха­ническое, даже многоразовое чтение материала. В особенности важный и тяжелый материал полезно повторять непосредственно перед сном, поскольку сон создает благоприятные условия для закрепления резуль­татов запоминания.

Успех запоминания и обучения зависит от таких особенностей человека, как мотивы обучения, круг его интересов, эмоциональность внутреннего мира. Если материал является интересным, то он легче запоминается и усваивается, а для возникновения заинтересованности нужно менять мотивы деятельности. Сегодня можно считать, что плохая память — это, прежде всего, память плохо организованная.

Память имеет такое свойство, как забывание. Это закономерный процесс, который предохраняет нашу память от избыточной, ненужной информации и позволяет освободить место для восприятия новой, необходимой информации. Однако, забывается и нужный материал. Основное средство в борьбе с забыванием — повторение.

Внимание — это концентрация сознания на каком-либо объекте или деятельности с одновременным отвлечением от всего остального.

Здоровый, неутомленный человек всегда к чему-то внимательный и в каждый момент его сознание направлено на какие-нибудь объекты, мысли или деятельность.

Внимание связано с волей. В зависимости от воли различают произ­вольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное (пассивное) внимание возникает без сознательного волевого усилия под влиянием внешних раздражителей (сильный звук, яркий свет и тому подобное) и длится до тех пор, пока они действуют. Пассивное внимание возникает при изменении шума в хорошо работающем механизме.

Произвольное (активное) внимание — это сознательное внимание. Оно требует волевого усилия и всегда направлено на восприятие объектов и явлений с заранее поставленной целью. В деятельности работника (оператора) активному вниманию принадлежит основная роль. Благодаря ему, работник сознательно воспринимает необходимые объекты произ­водственной обстановки, что обеспечивает своевременное и точное выполнение адекватных управляющих действий.

Пассивное и активное внимания взаимодействуют и дополняют друг друга. Активное внимание требует волевого усилия, нервного напряжения и поэтому утомляет человека.

Различают также внешненаправленное и внутринаправленное внимание. Человек, рассмотрев табло приборов, напрягает свое внешне направленное внимание. Объектами внутреннего внимания являются его мысли, переживания и воспоминания. Когда они связаны с решением задач, возникающих в процессе контроля за прибором, то это имеет положительное значение. Однако мысли и переживания, не имеющие отношения к деятельности оператора, могут отвлекать от восприятия показателей приборов и быть причиной ошибок. В особенности, когда в состоянии сильного нервного напряжения человек полностью захвачен решением важных жизненных проблем.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть воспринятые синхронно и достаточно ярко. В обычных условиях человек охватывает одним взглядом шесть — восемь объектов. Объем внимания должен быть основой для проектирования технологических операций. Как правило, когда человек выполняет какую-то работу, то он может одномоментно охватить взглядом не более двух-трех объектов.

Распределение внимания — это свойство человека рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно выполнять два или более действий, добиваясь при этом успешного результата. Однако это возможно, если одно из выполняемых действий доведено до автоматизма, тогда оно будет лишь контролироваться сознанием, а другое без авто­матизма - выполняться сознательно.

Скорость переключение внимания — способность быстро менять объекты внимания, и переходить от одних видов деятельности к другим. Эти качества внимания усовершенствуются в процессе профессиональной деятельности, что позволяет опытным работникам своевременно переключать внимание с одного объекта на другой, быстро прекращать начатые действия или изменять их на противоположные. Приобретение таких навыков повышает надежность работника при неожиданном возникновении критических ситуаций.

Важными для человека качествами являются интенсивность и устойчивость внимания.

Интенсивность внимания — это степень его напряжения при воспри­ятии объекта: чем больше интенсивность внимания, тем полнее восприятие.

Устойчивость внимания — это удержание необходимой интенсив­ности внимания в течение продолжительного времени. Устойчивость внимания зависит от степени тренированности человека. Специальные исследования показали, что 40-минутное интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления, чем и обусловлена продолжительность учебного часа.

Есть профессии, что требуют одного с перечисленных качеств внимания, а существуют такие, что требуют различных видов внимания. Работа водителя, например, в монотонных дорожных условиях требует высокой стойкости внимания, на скользкой дороге — ее интенсивности, а на больших скоростях крайне необходимое быстрое переключение внимания.

Одна из причин человеческих ошибок — невнимательность. Наиболее часто внимание снижается при усталости. Так, были проведены экспери­менты на водителях, где учитывалось время работы и сложность маршрута, выявлено, что причинами снижения внимания была уста­лость, которая возрастала в течение рабочего дня, и это больше всего проявилось при работе на сложных маршрутах.

Нужные качества внимания вырабатываются человеком во время обучения и в процессе его профессиональной деятельности. Однако, целеустремленная сознательная тренировка внимания может ускорить формирование необходимых качеств.

При недостаточной устойчивости внимания следует вырабатывать способность отвлекаться от посторонних раздражителей и приучить себя продуктивно работать в любых условиях. Для воспитания внимания необходимо придерживаться следующего правила: научиться произвольно сосредоточивать внимание в любой момент на любом предмете или деятельности. Быть внимательным легче, если работа или изучаемый предмет, интересен для человека. Положительное значение имеет также хорошая организация труда и здоровый психологический климат в рабо­чем коллективе. Для улучшения объема и распределения внимания необходимо тренировать их путем приобретения навыков одновременного восприятия нескольких объектов или одновременного выполнения нескольких действий. Выработка необходимых качеств внимания требует постоянного волевого усилия. Тренировка должна проводится беспре­рывно, как на работе, так и в быту, что требует от человека высокой дисциплинированности, решительности и настойчивости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.