Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита людей от действия опасных факторов техники




Оградительные устройства. Для предотвращения проникновения человека в опасную зону, действия на людей опасного фактора, а также возможному повреждению устройств, механизмов или других элементов оборудования широко применяют различные технические средства, кото­рые получили название оградительных, предохранительных и блокиро­вочных устройств.

Оградительные устройства — технические средства, которые создают препятствие между человеком и опасным производственным фактором и предотвращают проникновение человека или элементов его тела в опас­ную зону или действия такого фактора на человека в аварийных ситуациях.

В соответствии с существующими требованиями все приводы, пере­дачи, подвижные детали, рабочие органы должны быть оборудованные защитными ограждениями, которые надежно защищают от выхода (вы­лета) из опасной зоны стружки металлов, капель расплавленного металла, агрессивных жидкостей, горячей воды, различных излучений, искр, а также выброса частей разрушенного рабочего органа или обрабатываемой детали. Их применяют как препятствия возможному падению человека с высоты или в колодцы, ямы, траншеи и т. п.

В зависимости от назначения ограждения имеют различное кон­структивное выполнение. Изготавливают его из сплошного листового металла, металлической решетки, уголков, пластмассы, а в некоторых случаях — из специальных материалов (например, для защиты от дейст­вия ионизирующих излучений).

Ограждающие устройства должны иметь надежное крепление к основному оборудованию, легко открываться и надежно закрываться. При снятии ограждений величина усилия, которая прикладывается к нему, не должна превышать 80 Н.

Ограждение с металлических сеток (решеток) размещают не ближе как за 50 мм от подвижных деталей. В некоторых случаях защитные ограждение могут быть сблокированы с цепными или ременными пере­дачами. Размещенная и закрепленная на корпусе ограждающего устрой­ства ось натяжного элемента, делает невозможной передачу движения при снятом (не установленном) ограждении.

При необходимости постоянно наблюдать за передачей, ограждение может быть прозрачным или из сетки. При этОм прозрачный материал и диаметр проволоки сетки должны обеспечивать необходимую прочность, а размер летка должен быть не менее как 20 х 20 мм.

Защитные ограждение могут быть постоянными или временными при организации рабочего места, например, сварщика, при ограждении строи­тельной площадки, ямы, траншеи и т. п. Защитные ограждения должны быть всегда в исправном состоянии, поэтому машины с неисправными защитными ограждениями к работе не допускаются. При устранении неисправностей ограждений при работе машины, двигатель ее должен быть остановлен.

В каждом конкретном случае оградительные устройства должны иметь необходимую прочность. Поэтому при разработке конструкции машин оградительные устройства их прочность определяют в зависимости от характера аварии, которая прогнозируется для конкретного механизма или машины. Предварительно устанавливают массу той части оборудо­вания, которая может вылетать в сторону размещения ограждения и нано­сить по нему удар.

Конструкции защитных ограждений должны отвечать таким требо­ваниям: они не должны отрицательно влиять на производительность труда; не ухудшать качество работы машины; не усложнять наблюдения за работой механизмов; обеспечивать полную надежность защиты работающих от действия опасных факторов (пыли, воды, газов, паров); не должны повышать уровень шума и вибраций; быть простыми в изго­товлении и эксплуатации; не иметь острых выступлений, болтов, гаек; отвечать требованиям технической эстетики.

Ограждение извне должны быть окрашенными в желтый цвет. На внешней стороне ограждения наносят или прикрепляют определенный предупредительный знак (знак безопасности).

Предохранительные и блокирующие устройства. В процессе работы машин не исключается возможность, когда определенный контролиро­ванный параметр (усилие, давление, температура, перемещение) может по различным причинам выходить за установленные пределы, создание аварийных ситуаций. Для остановки (отключение) оборудования в таких ситуациях применяются специальные предохранительные устройства.

В зависимости от природы опасных производственных факторов и конструктивных особенностей оборудования, предохранительные ус­тройства могут предотвращать механическую перегрузку (муфты, ограни­чители грузоподъемности, срезаемые штифты и шпильки, регуляторы числа оборотов), перемещение частей машины за установленные габариты (концевые выключатели, упоры, специальные устройства для остановки подвижной части оборудования), превышение давления, температуры, силы электрического тока свыше допустимых границ.

Чтобы не допустить аварии оборудования, в котором применяется давление паров, газов или жидкостей, устанавливают специальные пружинные и рычажные предохранители, а также мембраны (углекислотные огнетушители, водяные затворы сварочных аппаратов). Предо­хранительными клапанами оборудуют также гидравлические и пневма­тические системы различных машин.

Рычажные предохранительные клапаны, которыми оборудованы па­ровые котлы и другие сосуды, работающие под давлением, требуют постоянного внимания со стороны обслуживающего персонала. В начале каждого изменения предохранительные клапаны паровых котлов проверяют на надежность срабатывания, во избежание их прикипання к седлу клапана.

Для защиты вентилей баллонов с газами от повреждений, применяют предохранительные устройства в виде колпаков. Примером предохрани­тельного устройства, которое предотвращает выход из строя электри­ческих потребителей и линий электропередач, есть плавкие предохра­нители или специальные выключающие устройства, срабатывающие при увеличении силы тока в электрической сети выше отмеченных эксплуата­ционных параметров.

Кроме приведенных, при эксплуатации производственного оборудо­вания применяют и другие предохранительные устройства. Например, предохранительный пояс для выполнения работ на высоте.

В связи с тем, что в процессе работы различные машины, оборудован­ные оградительными устройствами, могут иногда выходить из строя, а также учитывая их техническое несовершенство и другие причины, нельзя достичь полной гарантии абсолютной безопасности обслуживающего персонала, целесообразно в конструкции таких машин предусмотреть. блокировочные устройства. Простейшим блокировочным устройством является кулиса рычага коробки передач трактора, благодаря которой исключается возможность одновременного включения двух передач. В другом случае специальное блокировочное устройство предотвращает включение передачи при включенной муфте сцепления.

В последнее временем широкого применения приобрели разные за конструкциями блокировочные устройства, которые исключают возмож­ность запуска пускового двигателя при включенной передаче трактора. Вез таких устройств или при их неисправности наблюдались случаи наезда на людей во время запуска двигателя трактора. При помощи блокиро­вочных устройств можно отключать определенный работающий привод, если с него снято ограждение, прекращать передачу движения на рабочие органы машины, если оператор (комбайнер, машинист) сошел со своего рабочего места или находится в опасной зоне, блокировать открытие дверей в помещение с высокой концентрацией вредных или опасных веществ, если в «их вышла из строя вентиляция или концентрация этих веществ достигла опасных уровней..

При открытии дверей помещения, в котором находится электроопасная установка, размыкается электрическая цепь магнитного пуска­теля, и электрическая установка отключается от электрической сети.

Существуют и другие схемы блокировочных устройств. Например, без снятия предварительно напряжения с обслуживаемой электрической установки, двери помещения будут закрыты, и их будет невозможно от­крыть пока не будет выключена обслуживаемая электрическая установка.

Тормозные устройства. Независимо от конструкции, все тормозные устройства предназначены для быстрой остановки машин, подвижных частей производственного оборудования, удержания машин на склонах, грузов в поднятом положении и тому подобное. На безопасную эксплуата­цию отмеченных технических средств, оборудованных различными тормозами, значительно влияет время срабатывания системы торможения.

Период времени с момента выявления опасности и к полной остановке машины (оборудование) можно изобразить в виде составных частей

где t1 — время получения информации об опасности и реакция оператора, с; t2 — время задержки сигнала в отдельном звене системы торможения, с; t3 — время торможения до полной остановке машины (устройства), с.

Время реакции оператора зависит от индивидуальных особенностей, возраста, профессионального уровня и тому подобное и составляет от 0,4 до 1,2 с. При расчетах для водителей автомобильного транспорта прини­мают 0,8 с.

Время срабатывания тормозного привода зависит от совершенства конструкции и вида тормозов. Например, для автомобильных тормозов с гидравлическим приводом это время составляет 0,15—0,25 с, для тормозов с пневматическим приводом 0,4—0,8 с.

Время торможения зависит также от многих факторов (конструкции тормозов, их состояния, состояния дороги и тому подобное), его прини­мают для сухих дорог 1,1—2 с. Эти показатели для тормозных систем других машин и оборудования дают несколько другие значения.

Полный ход педалей, которые приводятся в действие всей ногой, должен быть не больше как 200 мм. Стандартами также регламентиро­ваны усилия, которые прикладываются к органам управления тормозами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.