Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика функциональных элементов управления бюджетом




Управление бюджетом как частный случай процесса управления содержит в себе все классические функции:

1. Прогнозирование и планирование.

Прогнозирование - это оценка возможных путей развития бюджетного процесса, возможных последствий политических, экономических и иных решений. Для прогнозирования используются разные способы - интерполяция и экстраполяция на основе временных рядов, логарифмирование переменной, экономические и экономико-математические модели, фундаментальный анализ.

Планирование бюджета- это разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата. Планирование – это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. С точки зрения общей теории управления бюджетное планирование - на один финансовый год - является оперативным планированием.

В процессе бюджетного планирования осуществляется:

- оценка расходов и доходов бюджета, величина и состав доходов, необходимых для текущего содержания учреждений социальной сферы, а так же капитального характера, источников покрытия дефицита бюджета;

- составление бюджетной росписи, обеспечивающей синхронизацию денежных потоков бюджета;

- оценка риска доходов и расходов бюджета по основным составляющим, и его учет.

2. Организация.

Организация управления бюджетом осуществляется соответствующим финансовым органом. В настоящее время финансовые органы являются одной из основных структур в органах исполнительной власти, поскольку именно они несут ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения, и, в рамках своей компетенции, за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

3. Мотивация (стимулирование).

С целью повышения результативности деятельности всех участников бюджетного процесса, предусматривается система морального и материального поощрения.

4. Учет.

Все операции, связанные с поступлением и расходованием денежных средств бюджета, подлежат бухгалтерскому учету. В Российской Федерации бухгалтерский учет движения бюджетных средств осуществляется в соответствии с Единый планом счетов, который утверждается Правительством РФ. Все операции по исполнению бюджета подлежат отражению в соответствующих регистрах учета. Под регистрами бухгалтерского учета понимаются документы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм, показателей, сроков ее формирования и представления. В целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами на органы казначейства возложены функции организации и осуществления учета операций по движению средств бюджета.

По временному критерию выделяют оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность.

Приказом Министерства финансов РФ от 15.03.2001 года № 23н утверждена Инструкция о порядке составления годового отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ. Данный отчет формируется на базе представляемых отчетов об исполнении консолидированных бюджетов административно – территориальных образований, находящихся на территории субъекта, и отчета об исполнении регионального бюджета. Приложением № 1 к вышеуказанной Инструкции утверждена единая форма представления годового отчета для всех субъектов РФ.

Формируемая, на базе качественно составленной отчетности об исполнении бюджета, информация является основой принятия управленческих решений в процессе управления бюджетом.

5. Контроль.

В рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти всех уровней бюджетной системы РФ.

Целью финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса является:

- обеспечение соблюдения действующего бюджетного законодательства в части формирования и исполнения бюджета: своевременное и в полном объеме поступление доходов и целевое расходование бюджетных средств;

- выявление и устранение негативных факторов, отрицательно сказывающихся на изменении финансового состояния и качества управления бюджетом, реализацию мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и качества управления бюджетом административно – территориального образования;

- выявление и устранение рисков бюджета.

6. Анализ.

Анализ бюджета – это сбор, обработка, хранение и использование информации в целях управления бюджетом. Анализ играет тройственную роль в цикле управления бюджетом:

- с одной стороны, он предшествует планированию бюджета и служит для оценки предшествующего и планового периодов;

- с другой стороны, он позволяет определить причины отклонений, возникающих в ходе исполнения бюджета;

- с третьей стороны, анализ следует за контролем, завершая цикл управления бюджетом, и служит для оценки результатов.

Экономический анализ бюджетных показателей – важнейший элемент бюджетного управления. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса. Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач. По мнению автора, принципы проведения аналитической работы заключаются в следующем:

- анализ должен основываться на изучении широкого круга показателей, характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию, иными словами, должен быть конкретным;

- анализ должен представлять собой систему аналитической работы по срокам, по охвату вопросов, приемам и взаимосвязи изучаемых показателей;

- анализ должен быть объективным: обоснованный подбор информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику и тенденции.

Результатом анализа должна быть разработка практических предложений и рекомендаций, на основе которых могут быть приняты управленческие решения, способные качественно повлиять на происходящие процессы, установленные при проведении анализа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.