Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги, их сущность и функции. Налоговая система и виды налогов. Налоговая политика




 

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Средства, взимаемые через налоги, направляются на:

– развитие государственного сектора макроэкономики;

– строительство новых государственных предприятий;

– образование смешанных государственно-частных компаний;

– финансирование инфраструктуры;

– создание финансовой основы широкого участия государства в инвестициях (в некоторых странах государственные капиталовложения составляют до 40% от их общего объема);

– проведение научно-исследовательских работ в условиях современной научно-технической революции;

– систему мероприятий по снижению налогов на капитал, по поощрению расширения инвестиций в основной капитал и ускорению обновления капитала.

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ;

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками;

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.);

5. Регулирующая функция налогов. Данная функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

6. Воспроизводственная. Данная функция носит целевой характер и обеспечивает платежи во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, которые идут на финансирование дорожных фондов, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на решение социальных задач.

Налоговая система – совокупность налогов, установленных законом, а также методов их установления и методов контроля над их исполнением. Таким образом, налоговая система включает как совокупность всех налогов в данном обществе, так и налоговый механизм. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют: принципы налогообложения, элементы налога, виды налогов.

Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ и Законом РФ «Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации».

Современная налоговая система Российской Федерации определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога.

Элементы налога – принципы пост­роения и организации взимания налогов. При всем разнообразии на­логов элементы налога имеют универсаль­ное значение. К ним относятся: субъект налогообложения, объект нало­гообложения; налоговая база; источник налога; налого­вый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уп­латы налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусмат­риваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщи­ком.

Субъект налога (или налогоплательщик) – это лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. При определении субъекта налогообложения учитываются, прежде всего, экономические связи налогоплательщика с государством, которые определяются посредством принципа постоянного местопребывания (налоговый резидент или нерезидент).

Через рыночный механизм налоговое бремя может быть переложено на другое лицо – носителя налога. Носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог.

К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.

Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:

а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;

б) как количественное выражение предмета налогообложения.

Источником налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формиро­вания налоговой базы, окончательно оп­ределяется размер налогового обязатель­ства и исчисляется сумма налога, подле­жащая уплате.

Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.). По методу установления выделя­ют следующие ставки налога:

– твердые, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, на 1 куб. м газа);

– процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы об­ложения, характерны для налогообложе­ния прибыли и доходов (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

По отношению к динамике роста объек­та налога различают ставки:

– пропорциональные налоговые ставки. Они действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

– прогрессивные налоговые ставки. В этом случае средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. В результате налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги давят, прежде всего, на лица с большими доходами;

– регрессивные налоговые ставки. Они снижаются по мере роста дохода. Регрессивные ставки являются выгодными лицам с большими доходами и тяжелым бременем ложатся на плечи лиц, обладающих незначительными доходами.

По содержанию выделяют ставки:

– мар­гинальные – непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отдельным частям дохода (разря­дам или маржам), например в подоход­ном налоге с физических лиц РФ в 1999 г. использовались маргинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%;

– фактические – оп­ределяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

– экономические – определяются как отношение уплаченно­го налога ко всему полученному доходу.

Налоговые ставки могут быть едиными для всех нало­гоплательщиков или дифференцирован­ными. Дифференцированные налоговые ставки устанав­ливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по различ­ным основаниям: различиям в материаль­но-имущественном или социальном по­ложении плательщиков; особым заслугам перед государством; организационно-пра­вовым формам деятельности и др.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога – последовательность внесения на­логоплательщиком или фискальным аген­том суммы налога в бюджет определен­ного уровня. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке

Налоговые льготы – это полное или ча­стичное освобождение от уплаты нало­га, предоставленное налоговым законо­дательством при наличии объекта нало­гообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплатель­щика. Налоговые льготы – важнейший элемент любо­го налога, имеющий исключительный характер.

Важное значение имеет классификация налогов – группировка налогов по видам, обусловленным различными критериями:

1. По объектам налогообложения выделяют:

– налоги на доход (прибыль);

– налоги на имущество;

– ресурсные налоги (включая земельные налог);

– налог на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты, при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.);

– налоги на экспорт и импорт товаров.

2. По субъектам налогообложения различают:

– налоги с юридических лиц;

– налоги с физических лиц.

3. По методу установления или способу взимания налоги подразделяются на:

– прямые налоги, устанавливаемые непосредственно на доход, имущество и капитал;

– косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества – землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических, юридических) – подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др.

Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным, налогам относятся: таможенные налоги, акцизы, фискальные монополии. Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.

4. По источникам налогообложения можно выделить:

– налог с заработанных доходов (зарплаты, гонорара, дохода или прибыли предприятий);

– налог с дивидендов и процентов по вкладам;

– ресурсные платежи (налог на землю, недра и т.п.).

5. По порядку использования различают:

– налоги общего назначения;

– налоги целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

6. По способу определения размера налога выделяют:

– пропорциональные;

– прогрессивные;

– регрессивные.

7. По характеру и моменту обложения различают:

– налоги, взимаемые в момент выплаты или получения дохода;

– налоги, взимаемые после получения дохода;

– налоги, взимаемые при расходовании дохода;

– налоги, взимаемые по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;

– таможенные пошлины.

8. По уровню бюджета можно выделить (статусная классификация):

– федеральные (общегосударственные) налоги и сборы;

– региональные (областные, краевые и т.п.) налоги и сборы;

– местные (муниципальные) налоги и сборы.

9. По порядку введения налога различают:

– общеобязательные налоги. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который поступают;

– факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик, краев, областей, автономных округов (например, сбор на нужды образовательных учреждений).

10. По периодичности уплаты налога вы­деляют:

– регулярные (систематические, те­кущие) налоги – взимаются с опреде­ленной законодательством периодичнос­тью в течение всего периода существова­ния объекта налога;

– разовые – связан­ные с каким-либо событием, не образу­ющим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или даре­ния).

Существуют и другие основания для классификации налогов.

Рациональность налоговой системы достигается за счет разработки соответствующей налоговой политики.

Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Она представляет со­бой систему правовых норм и организа­ционно-экономических мероприятий ре­гулирующего характера, принятых и осу­ществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправ­ления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

– обеспечивать полноценное формирова­ние доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования де­ятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих фун­кций и полномочий;

– содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных терри­торий, малого предпринимательства;

– обеспечивать социальную справедли­вость при налогообложении доходов фи­зических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на фе­деральном, региональном и местном уров­нях в пределах соответствующей компетен­ции. На региональном уровне система ре­гулирующего воздействия может осуществ­ляться по тем налогам, которые законо­дательно закреплены за субъектом РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.