Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Педагогические идеи жан-жака Руссо 1 страница




Для самостоятельной работы

1. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. Т. 1—3. М.: Учпедгиз, 1939—1941. 2 Коменский Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940.

3. Коменский Я. А. Материнская школа / Под ред. А. Л. Красновского. М: Учпедгиз, 1947.

4. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. / Под ред. А. А. Красновского. М: Учпедгиз, 1955.

5. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни/Под ред. А. А. Красновского. М: Учпедгиз, 1957.

6. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. Т. 2 / Под ред. Д. О. Лордкипанидзе. Тбилиси. Цодна, 1958.

7. Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский / Под ред. А. И. Пискунова. М: Педагогика, 1970.

8. Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982.

9. Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. М.: Детская литература, 1987.

10. Педагогические наследия / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М: Педагогика, 1989.


Сокрушительный удар по схоластическому средневековому воспитанию был нанесен французскими просветителями, которые сыграли огромную роль в идеологической подготовке французской революции 1789 г. Среди них наиболее подробно вопросы содержания образования и процесса обучения осветил в своих трудах Жан-Жак Руссо (1712-1778). Резко осуждая воспитание, подавляющее личность ребенка, кото­рое было свойственно феодальным порядкам, Руссо высту­пает за иное воспитание, в основе которого лежит создание условий, содействующих свободному развитию личности ребенка в соответствии с его природой.

Основные этапы жизни и деятельности Руссо. Жан-Жак Руссо родился 1712 г. в Женеве в семье часовщика и не получил систематического образования. Будучи еще ребенком, он был отдан в ученье граверу, но бежал от своего хозяина, не выдержав побоев и голода. С этого момента начинается скитальческая жизнь Руссо. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробовал много профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой, буржуазной ин­теллигенцией, с ее лучшими представителями (литератора­ми, философами). В 1762 г. вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль или о воспитании». Он создал автору мировую из­вестность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор вынужден был бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. В 1778 г. Руссо умер.

Научные труды. В 1749 г. Дижонская академия предложила на конкурс сочинение на тему: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро он написал на эту тему работу, в которой выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры феодального общества, против науки, от которой не стало легче жить трудовому народу. В 1754 г. появляется вторая работа Руссо «О происхождении неравенства между людьми», затем последовал «Общественный договор» (1762). Цивилизованному обществу Руссо противопоставил как идеал общество в «естественном состоянии». В «Общественном договоре» он бичует тиранию, гнет эксплуататоров и, развивая договорную теорию Локка, доказывает, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна; она нарушила первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали часть всех прав выбранным властям, чтобы они служили народу. Отсюда следует вывод: если власти не удовлетворяют требованиям народа, их следует сместить. В 1762 г. был напечатан роман- трактат «Эмиль или о воспитании». В 1767 г. во Франции Руссо написал замечательную автобиографию «Исповедь».

Общественно-политические взгляды. Ж.-Ж. Руссо был сторонником верности природе, «естественности». Основу его мировоззрения составляют: 1) естественное право; 2) естественная религия; 3) естественное воспитание. В своем учении о естественном праве Руссо не расходился с другими французскими просветителями (Гельвеций и Дидро). Руссо не атеист, как почти все просветители, а деист: он признает, что в основе мира лежит высший разум, являюшийся в то же время и высшей волей. Этот деизм Руссо считает «естественной религией». «Первое из естественных прав человека - это свобода», считает Руссо. Он горячий сторонник труда, трудового начала, при этом имеет в виду не труд наемного рабочего, а труд ремесленника, крестьяни­на самостоятельного мелкого производителя. Без труда не может быть жизни. Но многие присваивают результаты чу­жого труда. Надо создать общественное устройство, основан­ное только на труде. Необходимо воспитать человека, который умел бы трудиться и уважать чужой труд. Только тот, кто живет плодами рук своих, истинно «свободный человек». Такие люди труда, ни от кого не зависящие, будут ценить свою свободу и защищать ее, если надо, ценой жизни. Гражданин, ценящий свою свободу, научится уважать свободу других, основанную на труде. «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека... всякий праздный гражданин есть вор», — писал Руссо. Происхождение земельной собственности Руссо пытается объяснить, исходя из трудового начала: «Идея собственности естественно восходит к праву первого завладения посредством труда», — писал Руссо в «Эмиле». Руссо сторонник трудовой собственности и враг собственности нетрудовой, а потому требовал в интересах народа законодательного регулирования размеров личного богатства.

Идеал Руссо – мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности и на труде каждого. Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял свою свободу. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Он считал, что власть должна принадлежать самому народу, чтобы каждый трудился. Он призывал к тому, чтобы была допущена только мелкая собственность, а собственность дворян-феодалов была уничтожена. Это учение Руссо в его время было революционным. Оно выражало интересы мелких собственников (ремесленников, крестьян) и вело к утверждению буржуазного строя.

Теория познания по Руссо является сенсуалистической. Все знания он выводит из ощущений. «Я существую и имею чувства посредством которых получаю впечатления» (Руссо Ж.–Ж. Эмиль или о воспитании. М., 1911. С. 391). Если я ощущаю, то ощущаю то, говорит Руссо, что находится во мне. То, что действует на чувства, есть материя. Существует объективный мир, который познается через органы чувств. «И вот я совершенно уверен, так же уверен в существовании вселенной, как в собственном» (С. 391). Ощущения, с точки зрения Руссо, носят пассивный характер, суждения же активны. Зато ощущения более истинны, чем суждения. Поэтому в познании наиболее существенную роль играют ощущения, и воспитание чувств является первоочередной и наиболее важной задачей. Не случайно, что Руссо начинает воспитание Эмиля с воспитания у него органов чувств, с физического воспитания. Доверять необходимо в большей степени чувствам, чем разуму. Признавая внешний мир объективно существующим, Руссо считает, что развитие определяется какой-то высшей волей. Мир не есть какое-то огромное животное, которое движется само по себе. Есть какая-то посторонняя причина движения. Руссо не допускает мысли о самозарождении жизни на земле. С его точки зрения, мертвая материя не может произвести живые, чувствующие существа. «Я верю, - утверждал он, - что мир управляется могущественной и мудрой волей».

Взгляды на воспитание. Руссо вошел в историю не только как крупнейший мысли­тель, но и как великий педагог-реформатор, причем его пе­дагогические идеи являются прямым продолжением общест­венно-политических и философских положений. Если люди свободны и равны в естественном состоянии, то и воспитание должно быть естественным, свободным. Как просветитель Руссо отводит огромную роль воспитанию в формировании личности человека. Воспитание нужно человеку прежде всего потому, что он родится на свет слабым и беспомощным. «Если бы человек родился рослым и сильным, его рост и силы были бы для него бесполезны до тех пор, пока он не научится пользоваться ими; мало того: они были бы вредны ему, так как устраняли бы для других повод помогать ему, а предоставленный самому себе, он умер бы от нищеты, прежде чем узнал бы о своих нуждах. Жалуются на положение детства, а не видят, что человеческая раса погибла бы, если бы человек не являлся в мире прежде всего ребенком» (С. 3.). то, что человек родится слабым и беспомощным, таит в себе огромные возможности для его развития и воспитания. Человек при своем появлении на свет не несет с собой унаследованного опыта прошлого человечества, и этим самым создаются возможности воспитывать его так, как это диктуется интересами общества. Человек рождается слабым, и ему необходима сила; человек рождается лишенным всего, и ему нужна помощь; человек рождается без развитого рассудка, ума, а только с некоторыми задатками, и надо развить его ум и рассудок. «Всего, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» (С. 3). От природы же человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые соврешенствуются с помощью воспитания. Даже при теперешнем положении вещей, - говорил Руссо, воспитание играет положительную роль, и если бы человек был предоставлен самому себе, он был бы самым уродливым из всех существ. «Предрассудки, авторитетт, нужда, пример, все общественные учреждения, кругом нас охватившие, заглушили бы в нем природу и не давали бы ничего взамен ее» (С. 1).

Критикуя общественное устройство, Руссо критикует и систему общественного воспитания. С его точки зрения, общественного воспитания нет, так как нет отечества, нет граждан. Есть угнетенные, и есть угнетатели. При таком положении не может быть и речи об общественном воспитании. «Естественное» воспитание Руссо является органической частью его борьбы за изменение гражданского общества. Поэтому критика системы воспитания, существующей в его время, есть критика общества в целом, в котором личность человека подавена, подчинена условностям и лишена вободы. Воспитание осуществляется не для интересов всего общества, а для интересов личных, эгоистических. В общественных воспитательных учреждениях воспитываются двуличные люди, которые только делают вид, что все делают для других, а на деле всегда думают только о себе. Совершенно понятно, что такое воспитание противно человеческой природе и не может быть названо общественным воспитанием. «Общественного воспитания уже не существует и не может уже существовать, птому что, где нет отечества, там не может быть и граждан. Эти два слова – «отечество» и «гражданин» - должны быть вычеркнуты из новейших языков». Основанием этого Руссо имел то, что современное ему феодальное общество обрекало подавляющее число людей на бесправное положение и у таких людей не могло быть отечества.

В гражданском обществе, считает Руссо, человек перестает быть личностью, утрачивает свою свободу, впадает в зависимость от других людей, рождается, живет и умирает. Он погряз в предрассудках, во всем чувствует подчинение, стеснение и принуждение. Люди боятся иметь собственное мнение. Все думают как другие, все стараются действовать по указке. «Человек естественный – весь для себя; он численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение лишь к самому себе или к себе подобным. Человек-гражданин – это лишь дробная единица, зависящая от знаменателя, значение которой заключается в ее отношении к целому – к общественному организму» (С. 6). Из целостного, которым он был в естественном состоянии, человек становится дробью в силу разделения труда.

Руссо выступает против сословного характера воспитания, за общечеловеческий его характер, так как в его время об­щественное положение определялось сословной принадлеж­ностью.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать человека. В этом коренное отличие от старого воспитания, ставившего себе цель подготовить к определенной профессии, к определенному положению в обществе. Нужно воспитать человека таким, каким он был в естественном состоянии. А так как в естественном состоянии все люди были равны, то воспитание, по Руссо, сводится к тому, чтобы сделать человека человеком. Руссо утверждает, что надо воспитать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого. Если же воспитать человека, то он может быть и хорошим судьей и хорошим солдатом, он будет хорошим исполнителем при любых обстоятельствах. "Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорош, как и всякий другой, и, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда на своем месте» (С. 10).

Воспитание, по Руссо, должно готовить человека для активной- общественной деятельности, для борьбы, чтобы мужественно и стойко преодолевать все превратности судьбы и продолжать оставаться человеком. Научить жить — в этом смысл и значение воспитания. Жить — значит бороться со старым, отжившим, уметь идти против течения. Думают только о том, как бы уберечь своего ребенка; этого недостаточно: нужно научить его выносить удары жизни, презирать избыток и нищету. Все дело в том, чтобы научить его жить. «А жить — это не значит дышать: это значит действовать, это значит пользоваться нашими органами чувств, способностями, всеми частями нашего существа, дающими нам сознание нашего бытия. Не тот человек больше всего жил, который может насчитывать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. Иного хоронят столетним старцем, а он умер с самого рождения. Ему выгоднее было бы сойти в могилу юношей, если бы он прожил хоть до юноши» (С. 11).

По утверждению Руссо, воспитание человек получает от природы, вещей и людей. Если эти три фактора, определя­ющие развитие человека, будут противоречить друг другу, то человек не может быть хорошо воспитан. Воспитание природ­ное не зависит от человека. Воспитание через вещи зависит от него только в некоторой степени. Таким образом, воспитание со стороны людей является единственным, определяемым самими людьми. Но и этот вид воспитания обусловлен целым рядом обстоятельств, с которыми человек не может не считаться, «ибо кто может надеяться всецело управлять речами и действиями всех тех людей, которые окружают ребенка?». Для того чтобы успешно осуществлять воспитание, необходимо взаимное содействие всех трех факторов. Но так как природа как фактор воспитания не зависит от человека, то два других фактора должны быть направлены на согласие с тем фактором, над которым мы не властны, т. е. с природой. Руссо отвечает на это следующим образом. Ребенок родится чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувст в от предметов, нас окружающих. Как только он начинает сознавать, так у него появляется желание или избегать предметов, производящих ощущения, если они неприятны, или, наоборот, тянутся к ним, если они приятны. Ребенок может не избегать даже и неприятных предметов, если о них сложились определенные суждения в обществе. По мере того как ребенок растет, он становится более восприимчивым, знания об окружающем у него становятся шире, глубже, они все время изменяются под давлением привычек и мнений взрослых. «До этого изменения они и суть то, что я называю в нас природою», — говорил Руссо. Следовательно, под «природою» как основным определяющим фактором развития Руссо понимал природу ребенка. Воспитание, по мнению Руссо, должно осуществляться в соответствии с природой ребенка. Не беда, утверждает он, что три вида воспитания различны, беда коренится в том, что они противоположны, и это приводит к тому, что вместо воспитания человека для него самого его воспитывают для других. Взгляд на воспитание, исходящий из природы ребенка, является утопичным и педагогически неправильным. Развиетие ребенка не происходит спонтанно. Это не раскрытие заложенных в нем от природы нравственных начал. Воспитание всегда проявляется как общественная функция, и в ребенке воспитывают те качества, которые необходимы данному обществу.

Взгляд Руссо на то, что в воспитании необходимо исхо­дить из природы ребенка, был для своего времени прогрес­сивным, так как вся система воспитания в средневековой школе осуществлялась таким образом, что совершенно не учитывалась природа ребенка, особенности его мышления, восприятия. Односторонность эта объясняется его общественно-политическими идеалами и состоянием воспитания в XVIII в. Этим можно объяснить и то обстоятельство, что своего Эмиля он взял из богатой семьи, так как бедняк, по его мнению, не нуждается в воспитании; воспитание бедняка со стороны среды – вынужденное и другого он не может иметь – не потому, что не желает, а потому, что не может. Бедняк может сам по себе сделаться человеком, так как его воспитание является естественным по сравнению с воспитанием богатого. Воспитание, которое получают богатые, не является естественным. Среда, в которой воспитываются богатые, является искусственной, а не естественной. Естественное воспитание должно сделать человека годным для всех человеческих состояний. Существующая система воспитания, утверждал Руссо, портит соврешенную природу ребенка. Задача воспитания в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку естественно развиваться. Свое произведение «Эмиль или о воспитании» Руссо начинает с утверждения: «Все выходит хорошим из рук мироздателя, все вырождается в руках человека». Поэтому воспитывай и живи согласно с природой. В человеческих учреждениях, в том числе и в воспитательных, все – сплошное юезумие и противоречие.

Основная задача воспитания, по мнению Руссо, создать человека. Средством такого воспитания является свобода. Воспитать человека возможно только вдали от культуры с ее искусственностью и надуманностью. Руссо объясняет это тем, что прежде всего природа должна быть воспитателем человека. Он стремился поставить воспитание в условия, близкие к его естественному состоянию. Воспитание должно состоять в том, чтобы предохранить человека от влияния культуры, утверждал он. Обычно эта точка зрения Руссо интерпретируется в истории педагогики как лишнее доказательство его борьбы против культуры и ставится в прямую связь с его высказываниями, изложенными в других работах, где он отрицательно относится к культуре. На самом деле, Руссо борется за утверждение подлинной человеческой культуры, за нравственный идеал личности, распадающейся в результате сложившихся общественных отношений.

Природа для Руссо означает не первобытное звериное су­ществование человека, а его свободу. Свободный же человек создает новую культуру, тесно связанную с жизнью, с борь­бой. Надо поставить воспитание таким образом, говорил Руссо, чтобы природа человека проявлялась наиболее полно, так как она лучший воспитатель. Первоначальное воспитание, по мнению Руссо, должно быть отрицательным, исключающим влияние на природу ребенка искусственной культуры. Возраст от рождения до 12 лет является самым опасным промежутком в человеческой жизни. В это время зарождаются всякие пороки и заблуждения, и появляются они главным образом из-за неправильно поставленного воспитания. Сообразуясь с естественным ходом вещей, ребенку надо давать совершенно иное воспитание «Таким образом, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным, — писал Руссо, — оно состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения. Если бы вы могли сами ничего не делать и не допускать других до этого, если бы вы могли довести вашего воспитанника здоровым и сильным до двенадцатилетнего возраста, но так чтобы он не умел отличить правой руки от левой, то с первых же ваших уроков его умственные очи раскрылись бы для разума; будучи без предрассудков и без привычек, он ничего бы не имел в себе такого, что могло бы противодействовать вашим заботам. Он скоро стал бы в ваших руках мудрейших из людей, и вы, начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания» (С. 96). Задача воспитателя при таком положении более трудна. Проще всего ученику показывать, рассказывать, объяснять. Куда труднее терпеливо ждать, ничего не делать и помешать, чтобы что-нибудь было сделано. Это одна из причин того, почему Руссо своего Эмиля помещает в окружение природы. На лоне природы, в тихой сельской обстановке, по его мнению, может созревать, развиваться новый человек. С самого раннего детства Эмиль будет расти и развиваться свободнее. При положительном воспитании ребенок начинает быстро терять свою самостоятельность. Обучение грамоте и нравственным правилам приносят только вред. Необходимо раньше всего упражнять тело ребенка, развивать его органы, но душу надо оставлять в бездействии. Другое соображение, приводимое Pycсо в доказательство своих положений, сводится к тому, что каждый ребенок имеет различные задатки и эти задатки необходимо тщательно изучить. Каждый ребенок имеет свои особенности, и в соответствии с ними необходимо управлять им «Благоразумный наставник! выслеживай дольше природу, хорошо наблюдай за своим воспитанником, прежде чем сказать ему первое слово; дай, прежде всего, на полной свободе обнаружиться зачаткам его характера; не принуждай его в чем бы то ни было, чтобы лучше видеть его во всей целостности (С 97). Смысл «отрицательного» воспитания состоит в том, чтобы поставить воспитанника в такие условия, при которых он сам бы все делал, приходил бы к самостоятельным выводам и обобщениям. Воспитание положительное дотжно начаться только тогда, когда у воспитанника проявится в этом потребность. Природа так и устроила человека, по утверждению Руссо. Она дает непосредственно только желания, нужные для самосохранения, а все остальное развивается по мере надобности. Только в естественном состоянии встречается равновесие между силой и желанием, и при таком положении человек не бывает несчастным.

Одной из причин бедствий взрослого, а не только ребенка, является то, что существует резкое противоречие между при­родными возможностями и желаниями. Надо организовать воспитание таким образом, чтобы было полное соответствие между природными возможностями и желаниями ребенка. Исходя из этого, Руссо устанавливает и периоды воспитания.

Умственное воспитание, по мнению Руссо, может начаться не раньше 12 лет. Период с 3 до 12 лет должен быть периодом воспитания чувств. В этот период накапливаются данные чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. В этом возрасте умственное воспитание просто вредно и преждевременно. Первыми нашими учителями философии, считал Руссо, должны являться наши ноги, руки, глаза. Если заменить все это книгами, то это не значит научить воспитанника рассуждать, а означает приучить его пользоваться рассудком другого, т. е. принимать многое на веру и никогда ничего не знать. Чтобы научиться мыслить, надо упражнять органы чувств, которые являются инструментами разума. Поэтому, чтобы образовать человека, надо развить силы, которыми ум должен управлять. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть находится в беспрерывном движении; пусть он будет человеком по силе, он тогда скорее сделается им и по разуму» (С. 242). Хотя умственное воспитание начинается с 12-летнего возраста, однако проводится оно без какой-либо программы, без расписаний, в меру самостоятельных наблюдений. Все это у Руссо делается таким образом, что Эмиль подводится к необходимости получить те или иные конкретные знания. Эмиль не знает слов «обязанность», «подчинение», они изгнаны из его лексикона. Он делает то, что хочет, Эмиль поставлен в такие условия, что постоянно спрашивает, а воспитатель отвечает. Эмиль изолирован от общества. Каким же образом у него появляются вопросы? Задача воспитателя состоит в том, чтобы вызвать эти вопросы. Вопросы же возникают при столкновении воспитанника с предметами внешнего мира. При столкновении с различными предметами у воспитанника появляется желание узнать их назначение, их роль в жизни человека, их происхождение и т. д. Систему обучения Руссо можно назвать предметным обучением. «Я не люблю голословных объяснений; молодые люди мало на них обращают внимания и почти не помнят их. Вещей, вещей давайте! Я не стану повторять, что мы слишком много значения придаем словам; своим болтливым воспитанием мы создаем лишь болтунов» (С. 242).

Если умственное образование не может быть осуществлено раньше, чем не появится естественная потребность в нем, то и нравственное воспитание не может начаться ранее, чем развились органы нравственности — чувствования и страсти, возникающие в период возмужания человека, т. е. в 15—16-летнем возрасте. Задача нравственного воспитания, по мнению Руссо, состоит в том, чтобы предохранить воспитанника от воздействия испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его потребностей и интересов, с помощью советов, примеров воспитывать новые нравственные качества. Нравственное воспитание должно осуществляться главным образом после умственного. «Один разум научает нас распознать добро и зло», — утверждал Руссо. Поэтому надо создать определенные предпосылки для нравственного воспитания.

«Люди, будьте человечны, это ваш долг», — призывал Руссо (С. 70). Но в гражданском обществе человек находится в вечном противоречии с самим собой, он вечно колеблется между своими склонностями и своими обязанностями; он никогда не может быть ни человеком, ни гражданином; он не будет пригоден ни для себя, ни для других, «будет одним из людей нашего времени — будет французом, англичанином, буржуа — он будет ничем» (С. 7). «В гражданском обществе существует огромный разрыв между способностями и желаниями людей, и это делает их бесчеловечными, жадными, корыстолюбивыми, эгоистами. Каждый старается построить свое благополучие за счет несчастья другого, удовлетворить свои желания за счет других людей. Чувствующее существо, способности которого равнялись бы его желаниям, — писал Руссо, — было бы существом абсолютно счастливым» (С. 72). Для воспитания нравственного человека, т. е. человека в подлинном смысле слова, необходимо исходить из природы человека, из природы ребенка. У ребенка нет никаких нравственных норм. «От природы люди не бывают ни королями, ни вельможами, ни придворными, ни богачами; все родились нагими и бедняками, все подвержены бедстви­ям жизни, огорчениям, болезням, нуждам, всякого рода стра­даниям, всем, наконец, суждено умереть» (С. 312).

Моральное воспитание надо начинать, по мнению Руссо, с того, в чем лучше всего выражено человеческое. Человек является на свет с одной врожденной страстью — с любовью к самому себе. Все остальные страсти производны от основной и являются в силу этого в известной степени естественными. Но под воздействием обстоятельств они настолько видоизменяются, что становятся вредными. Всякая вредная страсть не может быть естественною. Первым чувством ребенка, по мнению Руссо, является любовь к самому себе и затем любовь к тем, кто его окружает. Пока человек сознает себя как существо физическое, он должен изучать себя в своих отношениях к вещам — это занятие для его детства; ког­да же он начинает сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих отношениях к людям — это дело всей человеческой жизни, но начинаться оно должно не раньше юношеского возраста, т. е. тогда, когда его ум полу­чил известное развитие и обогащение. «До разумного возраста не может явиться никакой идеи ни о нравственности, ни о социальных отношениях, — писал Руссо, — поэтому следует по возможности избегать слов, указывающих на эти поня­тия, из опасения, чтобы ребенок не придал им на первых по­рах ложного смысла, который потом мы не сумеем или не сможем изменить. Первая ложная идея, попавшая в его го­лову, бывает в нем зачатком заблуждения и порока, за этим именно первым шагом и нужно особенно следить» (С. 89).

Говоря о том, что нравственное воспитание должно начинаться с 15 лет, Руссо считает.необходимым дать небольшое количество нравственных понятий и в более раннем возрасте, но эти понятия должны относиться к положению ребенка, а не к положению людей и их взаимным отношениям. Эмиль, хотя и воспитывается в деревне, но неизбежно сталкивается с людьми и с их отношениями друг к другу, а не только с предметами природы. Это заставляет Руссо дать Эмилю некоторые моральные понятия и даже такое сложное понятие, как отношение к частной собственности. Необходимость знакомства с собственностью Руссо обосновывает в высшей степени своеобразно. С его точки зрения, ребенок не трогает лиц, но бросается на вещи. Люди могут защищаться, а вещи нет. «Значит, — утверждает Руссо, — первою нужно внушить ему идею собственности, чем идею чем идею свободы, а чтобы он мог иметь эту идею, он должен иметь какую-нибудь собственность» (С. 104). едва ли можно согласиться, что Эмилю стало хорошо известно понятие трудового права на собственность, хотя Руссо и утверждает: «Из этого опыта передачи детям первоначальных понятий мы видим, как идея собственности естественно восходит к праву первого завладения путем труда. Это ясно, наглядно и просто и всегда доступно детскому пониманию» (С. 106). Постепенно, шаг за шагом вводит Руссо своего Эмиля в мир нравственных отношений и вырабатывает у него моральные качества, формирует понятия об общественных отношениях. Он убеждает Эмиля на фактах и примерах в призрачном, иллюзорном равенстве, существующем в гражданском обществе. Эмиль начинает понимать, что человек от природы добр и что общество портит, развращает его. Но делает все это Руссо своеобразно. Ведь Эмиль фактически изолирован от общества и не может видеть пороки и недостатки общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.