Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендательный библиографический список для самостоятельной работы




Научные труды. В 1781 г. Песталоцци закончил и издал педагогический роман «Лингард и Гертруда». В самом начале XIX в. вышли в свет его сочинения «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения. В 1826 г. Песталоцци уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - «Лебединая песнь».

Мировоззрение Песталоцци. Всю свою жизнь Песталоцци провел в Швейцарии, экономически отсталой, крестьянской стране. Это сильно отразилось на мировоззрении Песталоцци. В своем толковании сущности познания и в учении об элементах обучения - числе, форме и слове он в значительной степени приближается к учению Канта об априорных (т. е. заранее данных, до опыта, до фактов) формах познания. Песталоцци заимствовал у Руссо учение о «естественном состоянии» и об «общественном состоянии», его преклонение перед первым. В связи с этим создалось и убеждение Песталоцци, что «все зло исходит из городов». Подобно Руссо, Песталоцци - деист, он отрицает церковь, но признает верховное существо, бога. Песталоцци горячо любил свой народ, крестьянство, всю жизнь всемерно стремился помочь ему, но для Песталоцци народ только страдающая масса, лишенная всякой самодеятельности, бессильная. Помочь народу могут и должны интеллигенты и филантропы вроде благодетельного помещика Арнера, фигурирующего в педагогическом романе Песталоцци «Лингард и Гертруда». В молодости Песталоцци был республиканцем, а в зрелом возрасте придерживался демократических взглядов. Он мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил и возможность.изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.

Педагогические взгляды Песталоцци находятся в тесной связи с его мировоззрением. Он проповедует «гармоническое развитие сил и способностей человека», все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Он сравнивает искусство воспитателя с искусством садовода. Организм и силы ему даны, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого «надо владеть законом развития физической и духовной природы ребенка». Центром воспитания по Песталоцци является формирование человека, его нравственного облика «Деятельная любовь к людям» - вот, что должно вести человека вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается «естественной религией».

Цель воспитания, по млению Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитателя на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это было в современных Песталоцци школах, а направлять его по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип, сущность воспитания, как понимает Песталоцци, это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет тесно связываться с этой скалой и непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружить мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко всему более сложному. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Важнейшим средством воспитания человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение в огромном значении труда в жизни общества -в сплочении людей в крепкий общественный союз. Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.

Песталоцци резко критикует существующую систему на­родного просвещения. Он образно сравнивает ее с большим домом, где в прекрасном верхнем этаже живет немного людей, которые имеют возможность пользоваться всеми благами науки и искусства. В среднем этаже уже больше обитателей, но они при всем желании не могут проникнуть в верхний этаж. Наконец, в нижнем этаже в ужасном мраке живет множество людей, которые имеют такое же право на солнечный свет и чистый воздух, как и жители верхнего этажа, но им не дают возможности даже взирать на этот этаж. Песталоцци полагал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. Поэтому он считал, что дети крестьян предназначены быть крестьянами, дети ремесленников - ремесленниками, дети дворян - дворянами. Каждое сословие должно получить то образование, которое соответствует его общественному положению. В то же время он утверждал, что общая цель воспитания - это выявление «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех «сил и способностей человеческой природы». По словам Песталоцци, он хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей».

Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал народные школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Песталоцци обличал общественный строй, в котором народ находится в бедственном положении и не получает должного образования и воспитания. Подлинный демократ, друг бедноты, он стремился к тому, чтобы «и в жалкой лачуге сияло высшее человеческое солнце». Он хотел поднять научно-образовательный и культурный уровень народной школы. Народная школа, по Песталоцци, должна развивать все силы и способности крестьянских детей с тем, чтобы в дальнейшем они стали независимыми от милости богачей и могли бы собственными средствами при существующих усло­виях в полной мере удовлетворить свои потребности. Эти мечты Песталоцци об изменении жизни народа путем воспитания были совершенно несбыточными. Но ценным является его стремление создать такую школу, которая бы развивала духовные силы детей трудящихся и была бы тесно связана с жизнью и потребностями народных масс. Ввиду того что крестьянским детям предстоит трудовая жизнь, Песталоцци требовал, чтобы народная школа готовила их к ней, вооружала бы их необходимыми для этой жизни знаниями и умениями. Такова описанная Песталоцци в романе «Лингард и Гертруда» идеальная школа, где учитель знакомит детей с земледелием, учит их ухаживать за домашними животными, обрабатывать лен и шерсть. Песталоцци, таким образом, отводил большое место в народной школе подготовке детей низших сословий к предстоящей деятельности, но вместе с тем он подчеркивал, что эта подготовка должна быть всегда подчинена высшей цели воспитания - «формированию человека».

В учебный план начальной школы он ввел навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания. Таким образом, Песталоцци значительно расширил общеобразовательные рамки тогдашней народной школы, ограничивавшейся элементами чтения, письма и законом божьим, введя в ее учебный план общенаучные знания, элементы искусства, физического воспитания, общественно полезного труда. Такая школа должна была подготовить более культурного и знающего труженика. Организатор и пропагандист трудовой школы, тесно связанной с жизнью, Песталоцци расширил сферу дидактической проблематики, включив в нее задачу разработки дидактики трудового обучения, поставил перед собой задачу дать методику обучения, доступную широким родительским массам, простым людям из народа, обогатил содержание обучения в начальной школе, включив в него задачу всестороннего развития личности, развития «ума, сердца и руки». Будучи сторонником естественной связи школы с жизнью, Песталоцци сделал дальнейший шаг по пути разоблачения пороков словесной школы. Он резко протестовал против словесного схоластического обучения, заявляя, что он знать не хочет той болтовни, которой занимаются в словесной школе, принесшей «страшное жизненное горе» беднякам. Поскольку знания, которые даются в школе, не нужны для жизни, то они превратились, по выражению Песталоцци, в «жалкий непереваренный словесный хлам». Словесная школа не выполняет основной задачи: она не дает детям того, что им понадобится в жизни. Нужна новая, народная трудовая школа, которая готовит человека к жизни и развивает творческие способности учащихся.

Воспитание, по Песталоцци, должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. В отличие от Руссо он считал, что ребенок не яв­ляется сам по себе совершенным. Он становится таковым лишь в результате соответствующего воспитания, которое «делает человека человеком», т. е. подавляет в нем низменные, животные инстинкты и развивает подлинно человеческие начала. При этом он полагал, что творец вложил в ребенка природные силы и способности, которым присуще стремление к развитию. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем соответствующих упражнений содействовать развитию присущих ребенку от рождения природных сил и способностей. Таким образом, Песталоцци сводил сущность воспитания к развитию заложенных в детской природе творцом внутренних сил. Высокая оценка Песталоцци роли воспитания в развитии ребенка, его требование, чтобы педагог знал особенности детского развития и считался с ними, заслуживают большого внимания. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования.

Теория элементарного образования Песталоцци предполагает физическое, нравственное и умственное элементарное образование, причем все эти стороны образования он считает необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии.

Целью физического воспитания детей Песталоцци считал развитие и укрепление всех их физических сил и возможностей, а его основой - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. При этом он справедливо требовал, чтобы физическое воспитание ребенка способствовало развитию его ума, чувств, волевых качеств. Основой для правильного осуществления физического воспитания ребенка Песталоцци считал его естественное стремление к деятельности. Игра ребенка, все разнообразные проявления его физических сил являются, по Песталоцци, не чем иным, как движением суставов. Начало физического воспитания Песталоцци считал необходимым закладывать еще в семье, где мать, помогая маленькому ребенку сначала стоять, а затем делать первые шаги, осуществляет тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Выработке у ребенка умения самостоятельно пользоваться всеми движениями суставов, присущих человеческому телу, способствует также его участие в простейших видах домашнего труда. На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной «элементарной гимнастики». Песталоцци предлагал учителям упражнять физические силы ребенка, исходя из простейших движений, которые он проделывает, когда ходит, ест, пьет, поднимает какие-нибудь тяжести, т. е. из движений, производимых им в бытовой обстановке и в процессе трудовой деятельности. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым.

Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, которая будет содержать физические упражнения в простейших видах трудовой деятельности, как-то: бить, нести, бросать толкать, бороться, махать и т. д. Он надеялся, что ребенок, овладевший подобной азбукой, разовьет надлежащим образом свои физические силы, ловкость и одновременно усвоит основы трудовых умений, которые он в дальнейшем с успехом использует в жизни. Таким образом, Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, которому он придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Песталоцци прекрасно понимал педагогическое значение труда. Иногда он даже доходит до идеи труда как основ­ного стержня, вокруг которого концентрируется вся работа школы, а в «Письме другу о пребывании в Станце» говорит о своем желании соединить учение с работой, учебное заведение с ремесленным, и то, и другое слить воедино. Как видим, Песталоцци подходит к труду как воспитательному и бразовательному фактору. Таким образом, практический подход к трудовому обучению, который был в то время жизненной необходимостью для детей народных масс, не заслонял перед Песталоцци воспитательного, педагогического значения труда. Конечной целью для него является «истинное образование и руководство человеческим сердцем». Он былI сторонником общеобразовательной школы, где на основе труда готовится всесторонне развитая личность. Он приближался к идеалам политехнической школы, хотя вплотную и не мог до нее дойти, поскольку не было в его эпоху форм| индустриального труда и не было возможности ставить вопрос об изучении научных основ всех производственных процессов. Видное место в школе Песталоцци занимает общественно полезный труд. Разные его виды конкретно изображаются в романе «Лингард и Гертруда». Его воспитанники работали на поле и в мастерских - занимались земледелием, скотоводством, столярным, прядильным и ткацким делом. Кроме того, имелся пришкольный участок, где дети огородничали. Словом, дети прежде всего работают, а потом учатся. Это необходимо для осуществления излюбленной идеи Песталоцци о самоокупаемости школы, которой не нужна будет помощь со стороны государства. К государственной школе Песталоцци относился отрицательно.

В процессе труда дети одновременно обучаются грамоте, счету. Таким образом, налицо лишь формально-механическое, но не органичное соединение обучения и производительного труда. Песталоцци стремился во время работы «согревать сердце и развивать ум детей», ибо цель, которую он себе поставил, - воспитание «человека», а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся лишь средствами». Однако такое трудовое воспитание значительно снижало уровень общей подготовки. Трудовое воспитание, по Песталоцци, удел только детей крестьян и ремесленников, оно необходимо в предстоящей им трудовой жизни.

Целью нравственного воспитания, по Песталоцци, является развитие у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он считал любовь ребенка к матери, которая возникает на основе удовлетворения его насущных физических потребностей. Забота матери о ребенке порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более укрепляясь, приводят к установлению духовной связи между ними. Только школа, построенная на началах материнской любви учителя к детям, может, по мнению Песталоцци, успешно осуществлять их нравственное воспитание. Песталоцци ставил перед учителем задачу постепенно переносить естественно возникшее у ребенка чувство любви к матери сначала на ближайших к нему людей - отца, братьев, сестер, а затем и на всех окружающих. В итоге ребенок должен распространить свою любовь на все человечество, осознать себя членом великого человеческого целого.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нравов». Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя - организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он вступает в тесные отношения. Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю. Ценными сторонами теории нравственного элементарного образования Песталоцци является указание на тесную связь между физическим развитием ребенка и его нравственным ростом, требование выработать нравственное поведение не моральными проповедями, а упражнениями детей в нравственных поступках. Песталоцци полагал, что у детей следует развивать нравственные чувства и наклонности, опираясь на их привязанность и любовь к воспитателям, которая естественно возникает в ответ на заботы о них.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных начал. Он, по собственному его признанию, искал бога «близко от того места, где люди высказывают друг другу любовь». Если человек любит бога, то он будет любить и всех людей, которые являются для него братьями и сестрами, как дети одного и того же отца.

Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает нравственное воспитание с умственным образованием и выдвигает требование воспитывающего обучения. Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. Приобретенные человеком с помощью органов чувств представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных - определенными, из определенных - ясными и из ясных - очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его| чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

Песталоцци резко критиковал современные ему школы, в которых господствовал догматизм, механическое запоминание и притуплялись умственные способности детей. Он предлагал построить обучение на основе знания особенностей умственного развития ребенка.

Исходным моментом познания, по Песталоцци, является восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств. В качестве своей самой существенной исходной точки зрения Песталоцци выдвинул следующее положение: «...созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания» (Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. пронзведения: В 3 т. М, 1963. Т. 2. С. 362). При этом он различал созерцание внешнее и внутреннее, под первым понимая чувственное восприятие мира, под вторым -созерцание самого себя. Нельзя сказать, чтобы в вопросе о соотношении внешнего и внутреннего в познании у Песталоцци была определенная, вполне ясная позиция. С одной стороны, во внешнем мире, в самой окружающей действительности он видит опору для процесса познания, а с другой -высказывает такое положение: «Все, что я собой представляю, все, что хочу, и все, что я должен сделать, исходит от меня самого. Почему же мое познание не должно исходить также от меня самого?» (С. 271). И в другом месте Песталоцци пишет, что средоточием своего бытия является сам человек: «Все, что ты из себя представляешь, все, что ты хочешь, все, что ты должен сделать, исходит от тебя самого. Все должно исходить, как из центра, из твоего чувственного восприятия, и таким центром являешься опять-таки ты сам» (С. 176). Нельзя не видеть в этих высказываниях оттенка субъективизма. Но все же мы вправе сказать, что в трактовке процесса познания, совершаемого в обучении, у Песталоцци выступает тенденция сенсуализма.

Песталоцци представляет обучение как искусство помочь естественному стремлению человека к развитию. В понимании принципа природосообразности Песталоцци делает шаг вперед по сравнению с Коменским. Если тот искал решение вопроса природосообразности обучения в сравнениях, аналогиях с явлениями внешней природы и иногда механически переносил на обучение, выводы из наблюдений над миром растений, животных, то Песталоцци видел его в раскрытии природы самого ребенка, его внутренних психологических особенностей. Обучение в понимании Песталоцци имеет большое значение для осуществления общих задач воспитания - воспитания человечности, что предполагает гармоническое развитие личности, «развитие ума, сердца и руки», иначе говоря - умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание в их единстве. Вопрос о соотношении между обучением и развитием, возникший в теории обучения еще до Песталоцци, стал предметом спора между сторонниками материального и формального образования. Песталоцци определяет основную задачу обучения в духе теории формального образования. Основной задачей обучения он считает пробуждение духовных сил и способности мыслить, или, как он говорил, «интенсивно повышать силы ума».

Ход познавательного процесса у учащихся Песталоцци видит в движении от беспорядочных и смутных впечатлений, получаемых от внешнего мира через органы чувств, к определенным восприятиям, а затем к ясным представлениям и четким понятиям. «...Все случаи такого четкого изложения словами сущности какого-либо предмета, - пишет он, - для ребенка лишь постольку содержат существенные истины, поскольку он живо и с большой ясностью осознал чувственную основу этих предметов» (С. 348).

Считая, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях, а не на пустых, бессодержательных словах, Песталоцци рассматривает наглядность как высший принцип обучения. Песталоцци в основу процесса обучения ставит принцип наглядности, раскрытию которого он отдает много сил. Он формулирует мысль, аналогичную «золотому правилу» Коменского, а именно: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явлений или какого-либо предмета, тем правильнее будут твои знания о нем» (С. 273). Но это не своеобразный вариант принципа сенсуализма в трактовке Коменского и не обязательное ознакомление с вещами и явлениями в их естественной обстановке, как у Руссо. Наглядность у Песталоцци - исходное начало для развития духовных сил ребенка, она обязательно связывается с дальнейшей работой мысли. Он предлагает использовать наглядность во всех областях познания: при изучении языка, счета, измерения и всех других учебных предметов. Однако наблюдение не исчерпывает того методического пути, который Песталоцци устанавливает для обучения. Оно является только стадией процесса познания, задача которой развивать познавательные способности ребенка. Таким образом, наглядность - это путь, средство, ведущее к развитию мышления.

Песталоцци справедливо указывал, что воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг их наблюдений, и всемерно содействовать формированию у них правильных понятий об окружающих их предметах. Песталоцци задается целью установить те простейшие элементы образования, на основе которых у ребенка создаются ясные и отчетливые представления об окружающих его предметах и развивается его мышление. Так как все предметы имеют определенное число, форму и название, то Песталоцци приходит к выводу, что элементарными средствами обучения являются число, форма и слово. Первоначальное обучение ребенка должно основываться на этих трех элементах и научить его умению считать, измерять и говорить. Изучение детьми числа, формы и слова Песталоцци опять-таки предлагает начинать с их элементов: простейшим элементом числа он считает единицу, формы - прямую линию, слова - звук. Весь процесс первоначального обучения Песталоцци строит, таким образом, на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому. Исходя из психологических особенностей ребенка, он предлагает продвигаться в обучении всегда от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность, т. е. такую «последовательность, при которой каждое повое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень усвоенным и ставшим неизгладимыми».

Установленное Песталоцци положение, что в первоначальном обучении надо идти от элементов к целому, является весьма ценным и находит свое применение. Однако его намерение рассматривать установленный им путь обучения как единственный и универсальный не может считаться правильным. В обучении может иметь место и переход от целого к части, чего Песталоцци не предусмотрел. Обучение в действительности предполагает единство анализа и синтеза, но движение от целого к элементам Песталоцци не видел. Следует также отметить, что в методической схеме Песталоцци содержатся некоторые элементы универсализма, поскольку она построена без учета характера учебного материала и особенностей учащихся. Однако попытка Песталоцци найти принципиальное решение вопроса о пути обучения представляет огромную ценность, тем более что он своей попыткой преодолел чисто сенсуалистический подход своих предшественников и широко поставил вопрос о развитии мысли, образования понятий в процессе обучения. В литературе иногда встречается мнение о том, что Песталоцци не вндел перехода от элементарного обучения к овладению научными знаниями. На самом же деле, наглядность в понимании Песталоцци - это только начальная стадия, которая от первых туманных впечатлений через представления и логическую работу над ними, систематические упражнения в наблюдениях, сравнениях и сопоставлениях предметов ведет к образованию научных понятий, к системе научных знаний. Считая теорию фор­мального образования односторонней, мы, однако, должны положительно оценить внимание, интерес Песталоцци к проблеме развития мышления в процессе обучения, его стремление уйти от чисто сенсуалистической трактовки обучения.

Исходя из установленных им общих дидактических положений, Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, которая должна была способствовать приобретению ими навыков рисования и письма. Методику элементарного обучения Песталоцци стремился настолько упростить, чтобы ею с успехом могла пользоваться любая мать-крестьянка в первоначальных занятиях со своим ребенком. С этой целью он создал последовательные ряды упражнений для развития речи детей, выработки у них умения считать и измерять. При обучении ребенка род­ному языку Песталоцци исходит из простейшего элемента слова, каким он считает звук. Он стремится сначала развить его устную речь, а затем приступает к чтению. «Я начинаю, - пишет Песталоцци, - с умения говорить, думая, что еще задолго до того, как можно начать помышлять об обучении чтению, ребенок уже должен уметь говорить». Обучение детей чтению Песталоцци начинает со слуховых упражнений со звуками: дети, подражая речи матери, учатся произносить сначала гласные, а потом согласные. Затем они изучают буквы и переходят к слогам и чтению слов, обозначающих названия непосредственно окружающих их предметов, а также явлений из области естествознания, географии, истории, с которыми они знакомятся в натуре или на картине. Песталоцци справедливо подчеркнул значение речи матери для развития речи ребенка. Но его указания, что это развитие может успешно совершаться на основе механического подражания ребенка речи матери, являются ошибочными. Дальнейшим этапом в развитии речи детей служат упражнения, которые состоят в прибавлении к существительным прилагательных, определяющих их качества, и, наоборот, в подыскании существительных, обладающих качествами, обозначенными данными прилагательными. В завершение дети упражняются в составлении распространенных предложений, которые должны содержать определение признаков предметов, их соотношений и действий с ними.

Эти упражнения, которые Песталоцци предназначал для образования в уме ребенка ясных понятий, носили, однако, весьма однообразный и утомительный для детей характер. Они не способствовали всестороннему рассмотрению предметов, а сводились в основном только к перечислению их внешних признаков. Примером этого может служить приведенное Песталоцци описание колокола: «Колокол есть открытая снизу, широкая, толстая, круглая, обыкновенно свободно висящая чаша, которая кверху суживается, вверху яйцеобразно выгибается и в середине имеет отвесный, свободно висящий язык, который при сильном движении чаши ударяет внизу в оба края и этим производит звук, который мы называем звоном». Но методика обучения языку, разработанная Песталоцци, имеет и положительные стороны. Он правильно указал, что речь является большим искусством и ее надо после­довательно и планомерно развивать. Ценным является стремление Песталоцци расширить в связи с занятиями по языку круг представлений ребенка об окружающих предметах и развить его мышление. Песталоцци внес ценный вклад в разработку звукового метода обучения детей грамоте.

Исходным моментом при изучении ребенком формы служила у него прямая линия, от которой он переходил к углам, квадрату, делению его на части (половина, четверть и т. д.), а затем к кривым линиям и фигурам (круг, овал). Воспитатель должен был показывать и называть ребенку геометрические линии и фигуры, а ему следовало сначала наблюдать их, усвоив их свойства и названия, а затем овладеть искусством их измерения. На основе измерения ребенок должен был прийти к выводу, что одна линия или фигура в несколько раз больше другой, а затем уметь делать эти сравнения, уже не прибегая к измерению. С измерением у Песталоцци было тесно связано рисование, которое служило затем основой для обучения детей письму. Последнее начиналось у Песталоцци с изображения детьми элементов букв, после чего они переходили к написанию букв и слов. Методика обучения детей измерению имела у Песталоцци серьезные недостатки. Он не применял игр, использовал неподвижные дидактические пособия, которые были рассчитаны исключительно на одно зрительное восприятие ребенка, сводил в основном рисование к изображению детьми геометрических фигур. Но положительным является желание Песталоцци развить наблюдательность ребенка, научить его выявлять свойства предмета, выработать у него правильные суждения о нем.

При обучении детей счету Песталоцци стремился уточнить и упорядочить те первоначальные представления о числе, которые ребенок приобрел на основе личного опыта. Посредством арифметических действий над единицей, которую он считал основой счисления, и числами первого десятка, образующимися из единицы, Песталоцци доводил до сознания ребенка отношения множества. Все действия он предлагал производить на конкретном материале (камешки, горошинки, палочки), для того чтобы добиться отчетливого представления у ребенка числовых соотношений и научить его основным действиям над числами. Для первоначального обучения арифметики в школе Песталоцци был создан специальный дидактический материал в виде таблиц, а его последователи ввели в школьную практику арифметический ящик, который применяется и в настоящее время. Таким образом, Песталоцци построил первоначальное обучение арифметики на ос­нове широкого применения наглядности. Раньше обучение счету сводилось к заучиванию арифметических правил, без отчетливого понимания действий над числами. Кроме того, он указал на необходимость систематического развития математических представлений у ребенка с раннего детства, что также является весьма ценным.

Сам Песталоцци не смог в достаточной мере успешно претворить эту идею па практике. Он не понимал, что развитие мыслительных способностей детей происходит в процессе вооружения их систематическими знаниями, и искусственно разобщил эти две неразрывно связанные между собой задачи обучения. Недооценка Песталоцци самого содержания детских знаний привела к тому, что разработанная им методика элементарного умственного образования страдает однообразием и формализмом. Но задача, выдвинутая им перед обучением, а также намеченные им пути ее разрешения оказали положительное влияние на дальнейшее развитие общей дидактики и частных методик. Благодаря теории элементарного образования Песталоцци был расширен круг учебных предметов, изучаемых в начальной школе: туда были введены элементы географии и рисования, начальные сведения по географии и естествознанию.

Обучение должно идти, по мнению Песталоцци, в строгой последовательности. Нельзя лишать ребенка того, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему и то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, лучше всего развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умения и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».

Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же собственно я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было у Коменского.

В понимании процесса обучения Песталоцци делает значительный шаг вперед по сравнению с Коменским, так как он ищет основу для расчленения отдельных стадий процесса обучения (от представлений к понятиям), углубляет принцип природосообразности, приближая его к идее психологического обоснования обучения, конкретизирует важнейшие дидактические принципы и правила, применяя их к частным методикам (Подробный, обстоятельный анализ теории обучения И. Г. Песталоцци дан В. А. Ротенберг в ее вводной статье ко 2-му т. Избранных педагогических произведений Песталоцци, выпущенному в свет в 1963 г. издательством АПН РСФСР).

Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местности в натуре к более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, своей деревней, приобретают сначала элементарные географичеокие представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить сведения о всей земле. При этом к начальным представлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран. Песталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествознания. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем переходить к карте.

Песталоцци идеализировал современную ему мелкобуржуазную семью и утопически мечтал с помощью семейно-трудового воспитания оздоровить человечество. В романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци описывает идеальную мать - простую крестьянку Гертруду, которая обучает своих и чужих детей трудовым навыкам, давая им одновременно нравственное и умственное воспитание. По типу «семейной школы» Гертруды он стремился организовать и общественное воспитание. В матери Песталоцци видел естественную воспитательницу своих детей. Именно мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего он желает, и, зная это, правильно построить его природосообразное воспитание, которое должно начаться в колыбели. Песталоцци разработал задачи, содержание и методику первоначального воспитания в семье. Он полагал, что мать с раннего возраста должна развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно носить гармонический характер, одновременно развивать все силы, заложенные в природе ребенка.

Справедливо придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил с одним из сотрудников Бург-дорфского института специальное пособие - «Книгу матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить». Песталоцци полагал, что исходным моментом для наблюдений за ребенком должно служить его собственное тело. Путем соответствующих упражнений, которые содержатся в этом пособии, мать должна научить маленького ребенка показывать и называть части его тела, их положение, количество, связь между собой, их качества и свойства, основные отправления и т. д. От этих наблюдений над своим телом Песталоцци предлагает затем переходить к ознакомлению детей с предметами, которые окружают их дома и в природе. Описания человеческого тела, имеющиеся в «Книге матерей», перегружены излишними для маленького ребенка подробностями, а рекомендуемые Песталоцци упражнения скучны и утомительны. Но ценным является стремление Песталоцци систематизировать круг первоначальных представлений ребенка, расположить их по степени возрастающей трудности и предоставить матери специальное пособие, которое давало бы ей возможность постепенно и последовательно ознакомить ребенка с его собственным телом, комнатой, двором, садом и всеми окружающими его предметами и на этой основе развить его умственные силы и способности. «Книга матерей» в России была впервые издана в 1806 г. Рассматривая мать как основную воспитательницу ребенка, Песталоцци для тех детей, которые не могут получить воспитания в семье, предлагал организовать при школе специальные детские классы. Работа в них, по мысли Песталоцци, должна была строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных «школах для малолетних детей» того времени. Организацией детских классов Песталоцци имел в виду осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он, прежде всего, должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по его мнению, дать учащимся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

Песталоцци - замечательный педагог-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Стремясь оказать действенную помощь крестьянам путем хорошего воспитания их детей, он видел его основную цель в «гармоническом развитии сил и способностей человека», что в условиях его времени было прогрессивным явлением. Песталоцци подчеркивал огромную роль воспитания в развитии природных способностей детей, указывал на необходимость планомерно осуществлять его как в условиях семьи, так и школы. Он видел в труде действенное воспитательное средство, указал на его значение в деле гармонического развития человека, осуществил опыт соединения обучении с производительным трудом. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя его развитие от накопления знаний, становился на путь теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников. Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики. Несомненной заслугой Песталоцци является также его идея развить в процессе обучения умственные способности детей, подготовить их к разумной деятельности.

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

1. Основные этапы жизни и деятельности Пестлоцци.

2. Основные научные труды Песталоцци.

3. Характеристика мировоззрения Песталоцци.

4. Сущность воспитания по Песталоцци.

5. Что является центром педагогической системы Песталоцци?

6. Что такое природосообразность воспитания по мнению Песталоцци, и какова его роль в развитии ребенка?

7. Почему Песталоцци придавал огромное значение физическому воспитанию в формировании человеческой личности и считал его первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей?

8. Что является целью нравственного воспитания, по Песталоцци?

9. Как понимает Песталоцци процесс обучения?

10. Как решает Песталоцци вопрос о соотношении обучения и развития?

11. Каким видит Песталоцци ход познавательного процесса у учащихся?

12. Почему Песталоцци ставит в основу процесса обучения принцип наглядности?

13. Почему в понимании процесса обучения Песталоцци делает значительный шаг вперед по сравнению с Коменским?

14. Какова роль матери и семьи в деле воспитания в понимании Песталоцци?

15. Какую роль отводил Песталоцци учителю?

16. В чем значение педагогической теории и практики Песталоцци?

 

1. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. Т. 1—3. М., 1899—1909.

2. Песталоцци И. Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений. М.: Учпедгиз, 1939.

3. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч.: В 3 т. / Под ред. М Ф Шабаевой. М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Песталоцци И. Г. Избр. пед. произвед.: В 3 т. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1965.

5. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберга. В. М. Кларина. М: Педагогика, 1981.

6. Педагогические наследия / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.