Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константина Дмитриевича Ушинского 1 страница




ТЕМА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

 

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) - великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, «учитель русских учителей».

Основные этапы жизни и деятельности. К. Д. Ушинский родился в семье мелкопоместного дворянина и провел свое детство и отрочество в имении отца около г. Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Через два с половиной года Ушинский был уволен, как человек, не желающий подчиняться формальным распоряжениям начальства. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался литературной работой в журналах. Работая в 1854 - 1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, К. Д. Ушинский провел здесь ряд мероприятий по улучшению воспитательно-образовательной работы. С 1859 по 1862 г. К. Д Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в том, что он собирается воспитывать из дворянок «мужичек». В 1862 г. он был уволен из института. Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны предложило ему выехать за границу под предлогом изучения постановки женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило болезнь легких. Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Местом погребения Ушинского согласно его желанию была ограда Выдубицкого монастыря близ Киева па берегу Днепра.

Педагогические сочинения. В «Журнале для воспитания» за 1857 и 1858 гг. появились первые педагогические статьи К. Д. Ушинского: «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», ряд статей «Об американском воспитании». В 1861 г. вышла его замечагельная книга для детей старшего возраста «Детский мир», в которой сообщаются детям первоначальные сведения по естествознанию и географии. С лета 1862 г. Ушинский числился в командировке в Швейцарии, Германии и других европейских государствах с официальной целью изучения работы женских учебных заведений. О результатах путешествия по Швейцарии К. Д. Ушинский составил семь больших писем, напечатанных в «Журнале Министерства народного просвещения». Они представляют собой замечательное обобщение передового опыта швейцарских педагогов, являются поучительными и для нашего времени. В то же время Ушинский занимался разработкой «Родного слова» - книги для чтения в начальной школе. В 1864 г. были изданы первые две книжки и методические руководства к ним для учителей. В 1870 г. Ушинский издал третью книгу «Родного слова» для начальной школы - грамматику с руководством для учителей. Подготовляя к изданию «Родное слово», Ушинский не переставал думать об основной своей работе, о «Педагогической антропологии». В ней он предполагал изложить основные законы психологии, физиологии и социальной жизни, которыми мог бы руководствоваться педагог в практической работе с детьми. В 1864 г. он стал печатать в журнале «Педагогический сборник» первоначальный (пробный) очерк этого труда, который отдельными небольшими главами печатался до 1869 г. Не дожидаясь выхода всех глав, Ушинский приступил к его окончательной обработке и в 1868 г. издал первый том - «Опыт педагогической антропологии», а в 1869 г. - второй.

К. Д. Ушинский по праву считается одним из классиков русской педагогики, сочетавших глубокие теоретические исследования с живой практикой школы. Вся его педагогическая деятельность, теоретическая и практическая, имеет исключительно широкую и глубокую общую научную основу. К. Д. Ушинский самым решительным образом возражал против голого эмпиризма в педагогике, против рецептуры в воспитании и образовании. В предисловии к своему капитальному труду «Человек как предмет воспитания» он писал: «Мы не удовлетворим тех преподавателей педагогики, которые желали бы дать своим ученикам или ученицам хорошее руководство для изучения основных правил воспитания. Но мы полагаем, что лица, берущиеся за преподавание педагогики, должны очень хорошо понимать, что заучивание педагогических правил не приносит никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Спб, 1873. Т. 1. С. 39). Из этого утверждения К. Д. Ушинского ясно, какое значение придавал он вопросам теории. Для него теория, наука не оторваны от жизни, а отражают ее, определяются в своем развитии жизнью. Следовательно, это не абстракции, порожденные, человеческим духом и определяющие цель жизни, а сама человеческая деятельность, соответствующим образом обобщенная.

Наука, по Ушинскому, теснейшим образом связана с жизнью, жизнь ставит перед наукой практические цели. Такая оценка роли науки совершенно не означает ее игнорирования или принижения. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что такое трудное и ответственное дело, как воспитание, не может успешно осуществляться без серьезного научного обоснования. Педагогика как наука о воспитании, по его мнению, должна стать подлинной наукой. Ушинский с горечью констатировал, что всюду и везде наука о воспитании находится в зачаточном состоянии. Для развития педагогической науки, - утверждал он, - надо сделать очень много и прежде всего необходимо правильно уяснить связь педагогики с другими науками, какую роль для педагогики играют другие науки.

Работы К. Д. Ушинского показывают теснейшую связь его философских взглядов и теоретических педагогических положений. В статье «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» К. Д. Ушинский писал: «Здесь в этом вопросе, на который мы невольно натолкнулись, разбирая статьи Н. И. Пирогова, показывается вся та тесная связь, которая существует между воспитанием и философскими науками и которой так упорно не хотят многие понять у нас. Н. И. Пирогов первый у нас взглянул па дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа - «вопрос жизни», и действительно, это не только вопрос жизни, но и величайший вопрос человеческого духа» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939. Т. 1. С. 273).

С точки зрения К. Д. Ушинского, без какой-нибудь основной идеи невозможно организовать народное образование, чтобы оно было не случайным, а научно продуманным мероприятием. Основная идея народного образования, утверждал Ушинский, «есть прежде всего идея глубоко философская и идея психологическая. Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек, по нашему мнению, что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека. Каковы бы ни были наши взгляды, читатель, на философию и психологию, согласитесь, что если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке; согласитесь, что если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде осознать эту цель. Положим, что вы не любите философии, не верите в психологию, но неужели вы думаете, что можно устраивать народное воспитание, не сознавая ни цели, ни средств, ни почвы, на которой мы хотим работать?» (С. 275).

Цели воспитания конкретно осуществляются педагогами, и никакие уставы и регламенты не могут сами по себе достичь их. Нужны необходимые условия для воспитания в соответствующем направлении педагогов. «Вот почему, - писал Ушинский, - пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки, формировались педагогические убеждения, находящиеся в теснейшей связи вообще с философскими убеждениями, общественное образование наше будет лишено основания, которое дается только прочными убеждениями воспитателей» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 13-е изд. Спб, 1913. Т. 1. С. 10).

Нам необходимо рассмотреть, каковы же те общие принципы, которые легли в основу педагогической системы Ушинского и насколько его педагогические выводы находятся в соответствии с методологическими посылками. Свою основную капитальную работу К. Д. Ушинский назвал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Вряд ли можно считать случайным такое добавление к названию, как «педагогическая антропология». В этой работе К. Д. Ушинский на основе анализа развития всех наук о человеке показал и общественные, и физиологические основы обучения. Он сделал попытку рассмотреть развитие человека, его психики на основе наук биологических и социальных, т. е. определить законы развития, законы обучения исходя из объективных данных. Для него было ясно, что развитие человека не является обычным естественным процессом, определяемым внутренними особенностями и закономерностями вне воздействия среды и воспитания. Воспитание, по мнению Ушинского, играет огромную роль в развитии личности человека, но оно должно быть строго научным и целеустремленным. Чтобы стать таковым, воспитание должно быть основано на данных наук. Только при этом условии можно правильно определить цели и средства воспитания. «Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения ее целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях» (С. 10).

Развитие человека К. Д. Ушинский рассматривал в прямой зависимости от его воспитания. Придавая, однако, огромную роль воспитанию в формировании личности, К. Д. Ушинский не переоценивал ее. Воспитание, по его мнению, только тогда играет большую роль, когда отвечает интересам общества, служит обществу. С помощью одного только воспитания нельзя переделать общество, утверждал К. Д. Ушинский. Подчеркивая, что не воспитание определяет характер общественного развития, а характер самого общества обусловливает содержание и направление воспитания, он отмечает: «Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям. Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества...» (Ушинский К. Д. Соч. 1873. С. 194). Воспитание эказывает влияние на все стороны человеческой деятельности. Но чтобы воспитывать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Необходимо установить закономерности не только развития, но и воспитания.

Как известно, ощущения возникают в результате воздействия на нервную систему объективной действительности. Внешний мир воспринимается через органы чувств. Чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-нибудь явления, тем прочнее в памяти закрепляются явления. К. Д. Ушинский пишет: «Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов; заставьте участвовать: 1) зрение, показывая карту или картину; но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок, раскрашенной картины; или пишите слова четкими белыми буквами на черной доске и т. п. 2) Призовите к участию голосовой орган, заставляя дитя произносить громко и отчетливо то, что оно учит, рассказывать заученное по картинке или по карте и т. п. 3) Призовите к участию: слух, заставляя дитя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать сделанные ошибки. 4) Призовите к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы, как, например, некоторые предметы из естественных наук, это допускают» (Ушинский К.. Д. Человек как предмет воспитания Т 1 2. 149 - 150).

Без нервной системы во всей ее сложности и многообразии не может быть и духовной жизни человека. Отношение души к физической организации человека и внешнему миру непостижимо, непознаваемо, а нервный организм является посредником между внешним миром и душой. Но ощущения души есть ощущения нервного организма - и ничего больше, а внешний мир отражается через нервную систему. «Душа не ощущает ничего, - пишет К. Д. Ушинский, - кроме разнообразных состояний нервного организма, и насколько внешний мир своими влияниями сражается в этих состояниях, настолько он доступен и душе. Если предположить, что во внешнем мире существуют явления, не производящие никакого влияния, не непосредственного, на изменение состояния нервного организма, то такие явления останутся для души навсегда неизвестными. Если, наоборот, предположить, что в душе есть явления, которые не производят никакого впечатления на нервный организм, то такие явления ничем не заявят своего существования во внешнем мире» (Там же. С. 164).

Воздействием внешнего мира на человека и потребностями человека К. Д. Ушинский объяснял и происхождение языка. Он рассматривал развитие языка и мышления как единый процесс, но языку мысли у него предшествует язык чувств. Язык, по мнению К. Д. Ушинского, возникает из потребности человека, а не является каким-то божественным даром. В этом отношении интересны высказывания Ушинского об образовании понятия числа, где он прямо говорит, что если бы не возникла потребность в счете, то не было бы и слов для счета, не образовалось бы понятие числа. «Если бы не было надобности считать, то не появилось бы, конечно, и слов для счета. Слово родится из потребности, а не потребность из слова» (С. 355). Подход к объяснению происхождения языка и мышления как к единому процессу ставит Ушинского в ряд крупнейших ученых-языковедов. Ушинский со всей решительностью подчеркивал, что невозможно представить мышление без слов, но само мышление совершенствуется только в словах и слово является главнейшим средством человеческого развития. Вот почему К. Д. Ушинский придавал такое исключительное значение родному языку в воспитании и образовании. Изучение родного языка имеет значение не только как средство развития мышления учащихся, но через него познается народная жизнь, мысли и чувства народа. Через слово ребенок входит в духовную жизнь народа. Рассматривая отношение Ушинского к возникновению и развитию языка, мы находим у него глубокую веру в народ, его творческие способности, его мудрость. Попутно он высказывает также мысль о роли личности и о роли народа в историческом процессе. «Да, язык, который дарит, нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, - перед великим народным организмом» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. Т. 1. С. 160).

При первоначальном обучении принцип наглядности используется главным образом для развития речи. Наглядное обучение создает прочную основу для обучения родному языку, так как оно вырабатывает умение наблюдать, делать обобщение и выражать их словами. «При наглядном обучении знакомство с предметом для самого предмета играет второстепенную роль; главную же цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логичности и умение верно выражать в словах свои наблюдения и логические из них выводы. Что же это такое, как не первоначальное упражнение в отечественном языке» (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11. С. 7). Рассматривая наглядность как средство развития речи, К. Д. Ушинский пишет: «...весь наш язык проникнут этими влияниями внешнего мира. Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными мате­риалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность, хотя идея работы принадлежит нам» (С. 156). Вместе с тем мы видим, что применение наглядности в обучении Ушинский обосновывает не только тем, что материальный мир воздействует на нас и, следовательно, предметы внешнего мира должны быть использованы при обучении, как наглядные материалы, но он учитывает и особенности природы ребенка, особенности его психологии. К. Д. Ушинский пишет: «Но дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки - словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» (С. 156). Как бы, говорил К. Д. Ушинский, ни были логически верны наши выводы, но если данные, воспринятые нами от внешнего мира, неверны, то и выводы будут ложны, а поэтому необходимо научить учащихся правильно наблюдать внешний мир, создавать яркие образы и представления, которые потом становятся элементами мыслительного процесса.

Особое значение для познания объективного мира имеет природа, поэтому К. Д. Ушинский придавал большое значение изучению природы в школе. Дети видят и наблюдают окружающие явления природы; с помощью учителя они должны уметь рассказать об окружающем, произвести простейшие опыты, объяснить результаты опыта - все это будет развивать их устную речь. Вот почему К. Д. Ушинский в своей книжке «Детский мир» дал большой материал из естественной истории. Естественная история приучает ум к логичности, а это основная цель чтения и рассказывания. «По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», - говорил К. Д. Ушинский.

К. Д. Ушинский был горячим сторонником введения естествознания в школу, утверждая, что без серьезного и основательного изучения его невозможно познать природу человека, а без знания природы человека нельзя думать о научном подходе к воспитанию, нельзя строить науку о воспитании. Необходимость введения естествознания как предмета школьного обучения Ушинский обосновывал тем, что оно имеет и воспитательное, и образовательное значение. Реальные знания способствуют развитию рассудка. Поэтому прежние утверждения о том, что только классические языки и математика развивают формы мышления учащихся, являются, по выражению Ушинского, «несуществующим призраком». Естествознание, по мнению Ушинского, не в меньшей, а в гораздо большей степени развивает мышление, память и воображение учащихся, чем классические языки. Однако при введении естествознания необходимо отобрать то, что является бесспорным и обоснованным. При развитии науки естественны и увлечения, и переоценка некоторых данных, и поэтому нередко делаются слишком широкие обобщения. Школа должна использовать только основные и проверенные знания, добытые естественными науками. Эти требования К. Д. Ушинского являются для нас совершенно бесспорными и относятся к любой науке, которая в виде учебного предмета вводится в учебный план учебного заведения. «Если тот, кто вносит свои мысли в печать, - писал К. Д. Ушинский, - обязывается обдумывать их, то во сколько раз усиливается эта обязанность для того, кто вносит свои идеи и стремления в открытые и впечатлительные души детей» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. С. 468).

Воспитатель, по мнению Ушинского, должен смело знакомить ученика с действительными фактами материальной и духовной жизни. Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то он не может оказывать необходимого влияния на ученика и не может готовить его для жизни. Школа является частью жизни и не может противопоставлять себя ей. Жизнь в своем развитии определяет направление школьной работы. «Школе не опрокинуть жизни; но жизнь легко опрокидывает деятельность школы, которая стоит поперек ее пути», - пишет К. Д. Ушинский. Придавая большое значение естествознанию, как предмету, имеющему большое воспитательное и образовательное значение, Ушинский, однако, не ставил перед ним каких-либо утилитарных целей. Он хорошо понимал, что наука о природе лежит в основе всего технического прогресса. Промышленная деятельность народов настолько расширилась и приобрела такое значение, что требует серьезных знаний о природе от всех. К. Д. Ушинский хорошо понимал, что изучение природоведения в школах имеет определенное значение для развития страны. И эти соображения вдумчивого и талантливого педагога заставляли его самым решительным образом ставить вопрос о связи школы с жизнью, о том, чтобы школа не отгораживалась от жизни, а исходила из интересов народа, общества.

По мнению К. Д. Ушинского, настоящий педагог должен воспитывать учащихся, «готовых к борьбе, которая их ожидает». Воспитателю вверяются нравственность и ум детей, «их будущность, а вместе с тем и будущность нашего отечества». Преподаватель играет главную и основную роль в воспитании, поэтому он должен иметь твердые убеждения и действовать в соответствии со своими убеждениями. Без определенных убеждений преподаватель не может успешно осуществлять нравственное воспитание и никакой контроль, никакие инструкции не могут заменить убеждений педагога. Ведущая роль преподавателя в образовании Ушинским была подчеркнута смело, решительно и совершенно правильно. Действительно, только убежденный в правильности педагогических целей задач воспитатель может осуществлять эти цели. К. Д. Ушинский писал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. Т. 1. С. 102).

По мнению Ушинского, воспитатель может творчески плодотворно работать тогда, когда будет все знать о человеке. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью: во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 13-е изд., Спб, 1913. Т. 1. С. 14).

Говоря о роли воспитателя, Ушинский указывал, что средства воспитания необходимо черпать в природе самого человека. Здесь мы видим особый подход к вопросу о природосообразности в воспитании. Когда Ушинский говорит о необходимости черпать средства воспитания в природе человека, то он имеет в виду человека в его общественной практике, его общественной деятельности в самом широком смысле этого слова. Следовательно, К. Д. Ушинский далеко ушел вперед в трактовке природы человека и роли природосообразности в воспитании по сравнению с крупнейшими педагогами и мыслителями, какими были Коменский, Руссо, Песталоцци. У этих крупнейших педагогов-мыслителей упор делается или на рассмотрение человека как части природы, или учитываются психологические особенности, специфические для какого-то определенного возраста. В педагогической системе К. Д. Ушинского все это, бесспорно, имеется, но главное и основное, что он видел в человеке его общественную сущность. Этим самым подчеркивается общественный характер воспитания и зависимость его от общества.

Идея народности воспитания и педагогики являлась руководящей идеей педагогической теории К. Д. Ушинского. Он подчеркивал, что система воспитания и образования в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, его нуждами и потребностями. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое высокое и самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью К. Д. Ушинский понимает своеобразие каждого народа, обусловленное историческими особенностями его развития и географическими, природными условиями его родины, в которых каждому народу приходится жить и трудиться. Свой анализ народности воспитания он начинает в статье «О народности в общественном воспитании» с рассмотрения особенностей воспитания у различных народов. Так как немецкая педагогика пыталась навязать характерные черты немецкого воспитания другим народам как черты универсальные, общечеловеческие, Ушинский в борьбе за народность русского воспитания особенно подробно анализирует немецкое воспитание. Он указывает, что немецкие педагоги заявляют, будто они стремятся воспитать «человека вообще». Немецкое воспитание отличается абстрактностью, педантизмом, мелочной рецептурностью. В результате всесторонней критики немецкой педагогики и немецкого воспитания Ушинский пришел к выводу: «Как бы ни прельстились немецкой системой, как бы ни овладела она нашим мышлением, мы никогда не перенесем ее в наш характер и нашу жизнь...». Таким образом, Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой системы на русскую педагогику. Он борется за самобытность и оригинальность русской педагогики и русского воспитания, высоко ценит могучие творческие силы русского народа и призывает путем воспитания развивать у детей понимание этих сил и стремление быть достойными сынами этого великого народа. Воспитывать молодое поколение в духе народности - это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение своему народу. В своем дневнике Ушинский писал: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Надо не только любить свою Родину, но и хорошо знать ее, поэтому Ушинский требует, чтобы дети основательно изучали русский язык и литературу, географию и историю России, природу родной страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.