Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Известны следующие четыре правила коллективного мозгового «штурма»




1. Запрещается критика предлагаемых идей.

2. Поощряются любые идеи, даже самые, казалось бы, неправдоподобные и несбыточные.

3. Требуется высказывать как можно больше идей.

4. Приветствуется комбинирование и улучшение идей.

Можно, наряду с творческой группой, организовать и группу «хранителей идей», в задачу которых входит фиксация всех высказанных предложений.

Важной особенностью коллективной творческой деятельности является создание ситуаций - образцов. По ним ребята могут судить об идеалах коллективной жизни.

Ситуации образцы. Назначение ситуаций-образцов - быть устроителями развития и саморазвития детских коллективов. В самой яркой форме они проявляются на коммунарских лагерных сборах, где непрерывность и интенсивность коллективной деятельности и общения, разнообразие деятельности и позиций ребят, социальная устремленность на пользу и радость людям создают благодатную почву для выработки коллективных идеалов и демократизма.

Остановимся кратко на основных условиях создания ситуаций-образцов.

Автономность подразумевает исключение на данном отрезке времени непосредственного влияния всех других факторов: семьи, «улицы», учения; замыкание отношений на «сейчас» и «здесь». Легче всего это осуществляется в выездном варианте ситуации-образца: поход, лагерь, поездка и т.п.

Непрерывность и интенсивность коллективной деятельности и общения - постоянная занятость ребят. Коллективная жизнь должна стать здесь непрерывающейся цепочкой дел и событий. Максимальное разнообразие деятельности и позиций ребят позволяет им наиболее полно проявить свои интересы, способности, возможности.

Социальная устремленность противостоит возможной тенденции «застревания на интересе», когда смысл коллективной жизни для ребят ограничивается ориентациями на «дружно, весело, занимательно, интересно». Социальная устремленность - это подчеркнутая направленность основных дел на пользу, радость окружающим людям, школе, селу, городу, всей стране.

Чтобы все перечисленные требования сработали, необходимо выполнение особого условия: организаторы ситуации-образца должны сами показать яркий пример творческого и доброжелательного отношения к деятельности и друг к другу.

Для иллюстрации этих положений воспользуемся примером лагерного сбора, проведенного С.Д.Поляковым (поездка в сельскую школу) (Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., Знание, 1990, С. 23).

Первый день - приезд: «линейка» встречи с сельскими ребятами, уют-час, разговор «Зачем мы приехали на сбор?», подготовка к защите названий отрядов (параллельно «конец дел»), защита названий отрядов, ужин, час ЛЭП («любите эти песни»), вечернее обсуждение дня - «огоньки».

Второй день: зарядка, линейка, завтрак, работа на железнодорожной станции (в фонд мира), час ЛЭП, «Город искусств», спорт-час, подготовка и проведение циркового выступления для сельских ребятишек, ужин, час поэзии, «огонек».

Третий день: ночью - тимуровская операция, зарядка, линейка, завтрак, политбой, обед, «Алло, мы ищем таланты», час ЛЭП, ужин, вечер для жителей села «От всей души», «огоньки».

Четвертый день: зарядка, завтрак, диспут «Школа и мы», уют-час, итоговые «огоньки».

Более простой вариант - коммунарский день с обязательным проведением дела на пользу и радость окружающим, творческие дела «для себя», с итоговым обсуждением- «огоньком». Ситуации-образцы, по сути, не являются обязательным элементом методики, но значительно облегчают путь к коммунарским идеалам

Поиск дел и друзей. Поиск дел и друзей традиционно проводится в начале учебного года, тематического периода, крупного КТД, лагерного сбора. Поиск планируется и проводится по общим правилам КТД, а отличается от них тем, что многие составляющие ее элементы не придумываются каждый раз заново, а воспроизводятся в сложившейся форме.

При планировании работы за несколько дней до общего сбора-старта проходит сбор делегатов, где намечаются маршруты поиска в результате коллективного обсуждения. Составляется единая программа разведки: на большом листе бумаги от штаба, центра всей операции, в разные стороны устремляются разноцветные стрелки. Здесь же маршруты разведки распределяются между отрядами. Задача разведчиков: найти такие дела на пользу людям, которые можно было бы выполнить силами коллектива (мелкие дела проводятся и непосредственно в ходе разведки), узнать, нет ли неподалеку таких людей или коллективов, общение с которыми могло бы принести взаимную пользу и радость.

Донесения о найденном и сделанном на всех маршрутах поиска поступают в штаб, где составляется карта будущих объектов КТД. Наиболее интересные предложения выносятся на обсуждение общего сбора-старта.

Организация коллектива. Для наиболее успешного выполнения поставленных задач коллектив целесообразно разделить на отряды, звенья и т.д., таким образом, чтобы в первичной группе было 5-7 человек. Такое количество членов группы позволяет оперативно действовать, вырабатывать общее мнение, учитывать интересы каждого. Деление можно проводить как по формальным признакам (параллель, класс, звено), так и по неформальным (интерес, дружба).

Общее мнение при такой системе вырабатывается сначала на уровне группы. Затем группа выбирает своего представителя, который будет представлять это мнение на сборе отряда, класса. Если у кого-либо из членов группы есть свое особое мнение, он высказывает его после выступления всех представителей. На сборе (собрании) выбирается представитель на следующий уровень обсуждения дел.

Высшим органом может быть как совет представителей всех групп, так и штаб, состоящий из самых активных ребят, независимо от их групповой принадлежности. Целесообразно раз в отчетный период проводить смену руководящих органов с тем, чтобы как можно больше ребят попробовали свои силы в качестве командиров дружины, отряда, звена.

Разнообразие деятельности обеспечивает система чередования творческих поручений. На общем сборе коллектива руководители рассказывают о возможных поручениях («вахтенные», «санитары», «книголюбы», «мудрейшие», «затейники», «спортсмены», «журналисты» и т.д.). Эти поручения обсуждаются в группах и сообща выбираются такие, которые понравились всем или почти всем членам группы. Через неделю - другую по заранее составленному графику или по жребию происходит смена поручений, сопровождающаяся подведением итогов работы.

Главное в КТД - развитие взаимной товарищеской работы, возможность каждому участвовать поочередно в разных видах творческой деятельности.

И еще один организационный момент - обеспечение непрерывности коллективных дел. Каждое КТД опирается на опыт предшествующего и в свою очередь служит исходным пунктом для следующего дела. Анализ проведенного КТД – это всегда старт для следующего. Это условие обеспечивается разделением учебного года на тематические периоды, в течение которых проводится одно крупное КТД и серия более мелких дел.

Особенности внедрения коллективисткой педагогики. Внедрение идеи теории коллективного творческого воспитания особенно актуально в настоящее время. Применение этой теории обещает огромный эффект, что уже продемонстрировано опытом ряда школ России и, в частности, Саратовской и Астраханской областей.

Так почему же теория коллективного творческого воспитания, созданная уже давно, не нашла своего широкого применения раньше, почему и сейчас, несмотря на свою возрастающую популярность, она используется, в основном, энтузиастами-исследователями? Нет ли в ней, при всей ее привлекательности, какого-то изъяна, не позволяющего ей внедриться в широкую практику?

Изучение опыта перехода на новую систему воспитания некоторых школ г. Саратова, школы № 4 г. Энгельса, школы № 2 г. Пугачева, школы-новостройки г. Ульяновска позволяет сделать вывод: «никаких «подводных камней» при реализации теории КТД нет». Наряду с уже названными причинами (социальным заказом и нехваткой информации о новой системе воспитания) среди тормозящих факторов можно назвать и традицию отношений чрезмерной опеки, которые применялись на протяжении целого ряда лет, будучи неоднократно одобренными начальством различного ранга и проверяющими, воспринимались в качестве оптимальных даже многими думающими педагогами. С.Д. Поляков называет семь «барьеров», мешающих учителю встать на сторону коллективного творческого воспитания (Поляков С. Д. Школа: поиск пути. Книга учителя. Из опыта работы. М., Просвещение, 1989, С. 51-52).

1. Барьер непонимания возникает у учителей разного опыта и возраста, как правило, при недостаточно умелой пропаганде методики. Наиболее частая ошибка: не разъясняются традиционные, привычные в коммунарской педагогике термины: «КТД», «сбор» и т.д.

2. Оптимистический барьер возникает из-за чрезмерного оптимистического изложения успехов коммунарских воспитателей у тех, кто на практике убедился, что дорога в педагогический рай не покрыта сплошь асфальтом.

3. Барьер нехватки времени возникает у думающих учителей, верно оценивающих, что коммунарская педагогика требует добавочного времени.

4. Барьер потери позиции возникает у авторитарных учителей, понимающих, что КТД уменьшает прямую власть педагога.

5. Барьер нескорых достижений возникает тогда, когда педагогику коллективной организации деятельности пытаются применить в трудном, неразвитом коллективе и не получается скорого видимого эффекта. Отсюда - недоверие к коммунарской методике.

6. Барьер инерции, привычки свойственен опытным педагогам, у которых «все получается». Их аргумент: «Поздно переучиваться».

7. Барьер убеждений - самый крепкий. Если педагогические убеждения опытного воспитателя далеки от идеалов коммунарской педагогики, то шансы на его поворот к коллективной организации дел очень небольшие.

Что же можно противопоставить этим барьерам? Лучик всего, конечно, практический опыт школ, когда человек своим! глазами может увидеть и оценить преимущества нового воспитания. В теоретическом плане может помочь конкретизация и детализация путей и форм перехода на методику КТД, с выявлением ключевых дел, определением их эффективности, критерия оценки качества работы.

Опыт названных школ, при всем его своеобразии, позволяет выстроить примерную схему внедрения коллективных отношений в школе.

Становление детского коллектива проходит через ряд этапов - предварительный, организационный, начальный, основной, высший.

На предварительном этапе особое внимание уделяется тому, чтобы заинтересовать новой методикой и учителей-предметников и классных руководителей. Этой цели служит (до начала учебного года) ознакомление учителей с основами коллективного творческого воспитания: это рассказ о наиболее важных моментах организации КТД, о тех трудностях, которые встречаются при переходе на новую систему (увеличение затрат времени, отказ от привычных форм и методов педагогического воздействия, временное понижение уровня дисциплины и т.д.), рассказ о путях преодоления трудностей; о том, какие преимущества даст новая форма работы в дальнейшем (повышение инициативы и самостоятельности учащихся, возможность творческой работы педагогов и т.п.).

Разрабатываются общие цели воспитательной работы на весь период становления коллективной жизнедеятельности: продумывается и создается система общешкольных ключевых дел, будущих традиций школы, носящих комплексный характер, т.е. содержащих различные, как содержательные, так и организационные стороны процесса воспитания.

Организационный этап. На первый план выступают две основные задачи: выявление потенциального актива ребят и поддержка необычным, нестандартным характером планируемых дел ожидания новой радостной жизни в школе.

Работу по коллективному планированию дел целесообразно начинать со старшеклассников. Опыт показывает, что темпы и степень преобразований в школе зависит от того, как воспримут новое начинание старшие школьники.

Коллективное планирование предполагает:

- творческий конкурс на лучший план работы, лучшее предложение в план работы школы;

- тематические задания по планированию;

- публичную защиту высказанных предложений (группа ребят, отдельные школьники готовят свое нестандартное предложение главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы);

- час вопросов и ответов (ребятам предлагается задавать любые вопросы на любые интересующие их темы, анализ этих вопросов показывает наиболее важные для ребят направления работы).

Начальный этап. На этом этапе осуществляется вдумчивое изучение классных коллективов и ребят; увеличивается число неформальных активистов; осваиваются способы коллективной деятельности; подключаются к системе коллективного творческого воспитания младшие школьники.

Этот этап - один из самых сложных как в организационном, так и психологическом плане. Привычные формы поддержания дисциплины отрицаются, новые еще не набрали силу. Как в дисциплинарном, так и в творческом плане многим захочется проверить «степень дозволенного». Но ухудшение дисциплины и снижение уровня творческих выступлений – явления временные.

Анализ проводимых дел проходит при активном участии ребят; дела, проводимые в общественном масштабе, были интересными и запоминающимися; повысился, по сравнению с традиционным, уровень дисциплины и творческих мероприятий; общешкольная газета (и если есть - радиоузел) оперативно и в интересной форме откликается на все важные события в школе; актив работает слаженно, ритмично.

Основной этап. На этом этапе главная цель - достижение всех тех рубежей, которые были намечены в организационный период.

Основная деятельность - КТД на пользу и радость себе и людям, творческие игры, конкурсы, производительный труд и другое.

Высший этап. В качестве особо значимой и притягательной сферы коллективной жизнедеятельности этого этапа выступает разнообразный творческий труд, причем труд беззаветный, внутренне необходимый для себя и для общества.

Возникает тяга к осмыслению происходящего в мире. Требования носят непосредственно личностный характер, рассчитанный на процесс нравственного самоусовершенствования.

Этот этап принципиально незавершим, как ни одна из его характеристик, как незавершимы познание и беззаветный труд. Движение по нему приведет к становлению нового типа отношений в школах, а в итоге - и в нашем обществе. И чем интенсивнее будет это движение, тем скорее школа начнет выполнять главное свое предназначение - растить высокогуманных, по-настоящему культурных людей, тем скорее мы сможем решить многие актуальные для нашего времени проблемы.

Итак, теоретический анализ проблем коллективного воспитания, поставленных и блестяще раскрытых в трудах отечественных педагогов, убедительно свидетельствует о том, что творческое использование их теоретических идей и живая практика воспитания может дать хорошие результаты в условиях современной практики обучения и воспитания детей в общеобразовательных школах.

Особо подчеркивается, что коллективный характер деятельности не исключает, а создает новые предпосылки к самостоятельной деятельности.

Эти идеи сегодня благоприятствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школах, воспитывая патриота Государства Российского, формируя личность человека.

 

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

 

1. Основные этапы жизни и деятельности Макаренко.

2. Автором каких трудов является Макаренко?

3. В чем сущность коллективного воспитания в понимании Макаренко?

4. Основы мировоззрения Макаренко.

5. Педагогические идеи Макаренко.

6. Особенности творческого усвоения педагогического наследия Макаренко.

7. Раскройте сущность теории Коллективного творческого дела.

8. Какое значение в формировании личности Макаренко придавал труду?

9. Какова роль Макаренко в разработке теоретических основ воспитания и обучения?

10. Какова роль Макаренко в разработке методики трудового воспитания?

11. Какие цели, по мнению Макаренко, преследует обучение в школе?

12. Почему одной из общепедагогических основ обучения Макаренко считал воспитывающий характер обучения?

13. Какие требования предъявлял Макаренко к воспитанию подрастающего поколения?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.