Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константина Дмитриевича Ушинского 3 страница




Исходя из своего понимания воли и ее значения К. Д. Ушинский писал, что «ученье, основанное только на интересе, не дает возможность окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».

Учебный материал нужно не только воспринять, осмыслить, но и твердо запомнить, закрепить. К. Д. Ушипский разработал поэтому не только вопрос о повторении, но и об упражнениях. Нужно давать в школе не только знания, но и навыки. К. Д. Ушинский разработал не только вопрос о повторении, но и об упражнениях. Нужно давать в школе не только знания, но и навыки. Вопрос о роли знаний и навыков Ушинский связывает с вопросом о роли сознательного и механического в обучении. Одинаково опасно и вредно было бы игнорировать или переоценивать ту или другую сторону. Мы видели, какое большое значение Ушинский придавал мышлению. Вместе с тем он пишет: «Привычка, если воспитатель умел овладеть ею, даст ему возможность подвигаться в своей деятельности вперед и вперед... сосредоточивая сознание и волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов...» (Там же С. 385). Привычка - это важное орудие воспитательной деятельности, а также и учебной работы, в которой она выступает в виде навыка.

Система знаний, приобретаемых учащимися, должна отличаться органичностью, т. е. между знаниями должны иметься внутренние связи, которые бы обеспечивали влияние на развитие целостной личности учащихся, в том числе на развитие их познавательных сил. Таким образом, в органичность входит взаимосвязь знаний, приобретаемых из различных областей наук, т. е. наличие межпредметных связей. Говоря об органичности, Ушинский протестовал против такого преподавания, при котором голова учащегося набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными; те и другие должны как бы вырастать органически из немногих зерен, глубоко посаженных в душу. Горячий сторонник системности знаний, К. Д. Ушинский выступает против «схоластической системы разделения знаний», особенно в начальной школе: «Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» (Там же Т. 3. С. 178).

Говоря о системности знаний, Ушинский процесс усвоения знаний представлял как установление связи между вновь приобретенными и старыми знаниями, между которыми имеются внутренние связи, совершенно независимо от того, на каком предмете и когда они были приобретены. «Нет никакой надобности, - подчеркивает он, - повторять выученное непременно в том же порядке, в каком оно было выучено, а напротив, гораздо еще полезнее... повторения... вводящие выученное в новые комбинации, то есть, другими словами: тем, что выучено, должно беспрестанно пользоваться...» (Т. 10. С. 427).

Ясность - очень важное правило обучения, от которого зависит усвоение учащимися преподносимого учителем материала. Она связана у К. Д. Ушинского с постепенностью, имеющей субъективную и объективную стороны. Ясность у Ушинского связана с постепенностью, имеющей субъективную и объективную стороны. Субъективная сторона заключается в том, что учебный материал должен развиваться с определенной последовательностью в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Постепенность определяется также объективной стороной - логикой учебного материала, взаимосвязью его частей. Каждый новый момент должен следовать за предшествующим ему в логическом и естественном порядке, предвосхищать последующий, подготовляя ему почву.

Говоря об активности и самостоятельности, Ушинский имел в виду воспитание личности, разбирающейся в окружающей ее обстановке, инициативно действующей в ней, самостоятельно работающей над своим образованием и развитием. Учитель же пробуждает умственные способности учащихся к самостоятельной работе, умело направляет деятельность ребенка, развивает у него умение и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Отличие старой и новой школы, по Ушинскому, заключается в том, что та перекладывала всю активность в учебной работе на учителя, оставляя учащихся в пассивном состоянии, в то время как новая школа стремится к тому, чтобы сами учащиеся были максимально активны.

К. Д. Ушинский резко критиковал «одиночный» метод проведения урока, когда учитель, объяснив урок и не убедившись, поняли ли его ученики, «задает» выучить его к следующему разу. Следующий урок начинается в этом случае спрашиванием нескольких учеников, на что идет много времени, причем другие остаются совершенно невнимательными. Обычно на таких уроках большинство ничем не занято, не вовлечено в общеклассную работу. По мнению Ушинского, необходимо так строить урок, чтобы вовлечь весь класс в работу, приучать детей «по возможности долго и сильно сосредоточивать внимание на изучаемом предмете». Материал в основном должен быть хорошо понят, усвоен и даже закреплен на самом уроке.

К. Д. Ушинский протестует против тех, кто витает «в высших сферах идей» и недооценивает идею первоначального обучения, «считая это дело легким и слишком маловажным». Ушинский полагает, что чем меньше возраст учеников, тем больше должна быть педагогическая и методическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают их. Его методика направлена на борьбу со старой школой, где господствовал» яд томительной школьной скуки», где детей заставляли неподвижно сидеть за азбукой, «сложа ручонки, требующие деятельности». Приучать детей к постоянной деятельности в одном направлении надо осторожно и постепенно. Поэтому нужно обратить особое внимание на разнообразие работы на уроке.

На основе своих общепедагогических, гносеологических и психологических установок Ушинский разрабатывает общеметодические, дидактические принципы обучения. Придавая исключительное значение осознанному усвоению знаний, Ушинский писал: «Прежнее схоластическое учение довольствовалось таким усвоением, и отличительный признак человека, воспитанного совершенно схоластически, заключается именно в том, что все бесчисленные представления, понятия и даже идеи лежат в голове его такими мертвыми вереницами, как лежат, по преданию, оцепенелые от стужи ласточки: один ряд лежит возле другого, не зная о существовании друг друга, и две идеи, самые близкие, самые родственные между собой могут прожить в такой поистине темной голове десятки лет и не увидеть друг друга… К воцарению возможно большего света должно стремиться всякое ученье». Но чтобы обучение давало полноценные знания и навыки, оно наряду с «ясностью» должно характеризоваться и «систематичностью», последовательностью. Ушинский в духе своей теории познания систему знаний мыслил не как какую-то сумму абстрактных, метафизических представлений, а как между собой органически связанные, единые знания об объективно существующем мире. «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто», - писал Ушинский.

К. Д. Ушинский является горячим поборником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе. Необходимыми условиями для всякого рационального обучения он считает: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2) твердый, не меняющийся состав учащихся в классе; 3) строго регламентированные во времени занятия, устроенные по твердому учебному расписанию; 4) фронтальное занятие учителя со всем классом, полное сочетание этих занятий с задачами обеспечения рационального развития специфических способностей каждого учащегося; 5) сочетание фронтальных форм занятия учащихся с индивидуальными на основе приминения учителем активных методов обучения; 6) ведущую, руководящую роль учителя во всем ходе урока.

Главное в учении Ушинского об уроке прежде всего заключается в том, что он в основном правильно определил организационное строение урока и разграничил отдельные виды урока. Виды учебных занятий на уроках, по Ушинскому, могут быть различны: 1) урок смешанный, содержащий повторение, учет пройденного и объяснение нового материала (самый распространенный вид); 2) урок устных и практических упражнений (т. е. повторений и закреплений знаний и навыков); 3) урок письменных упражнений; 4) урок оценки знаний. В первом случае исключительно большое значение приобретает объяснение нового с подчинением всех других элементов этой задаче; во втором – основной является задача закрепления, все же остальные элементы подчиняются ей; в третьем – развитие письменной речи, навыков и так далее является определяющим весь ход урока; в четвертом – специальная оценка (четвертная или годовая) является главной целью урока. При этом следует принять во внимание, что, разрабатывая свою теорию урока, Ушинский прежде всего в плане первоначальной школы считал необходимым сочетание этих общих видов урока в одном так называемом комбинированном уроке. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов. Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал их на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильными навыками самостоятельной работы.

Как известно, Ушинский учение о методах обучения делил на 2 части: общую и частную. Первая, общая дидактика, изучает общие основы обучения и принципы (общие для всех дисциплин) методов обучения. Вторая, частная дидактика, является применением основ общей дидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы преподавания. К частной дидактике Ушинский относит главным образом методику первоначального обучения. «Дидактика, - писал он, - не может иметь и претензии перечислять все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и наиболее выдающиеся предметы. Практическое же применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника. Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд». Ушинский считает односторонним такое обучение, которое построено только лишь на индукции (синтетический путь) или на дедукции (аналитический путь), и требует их соединения в процессе обучения. Он правильно разграничивает методы устного изложения, указывая на диалогическое (сократический метод), эротематическое изложение и монологические (догматический метод, акроматическое изложение) формы их применения. Конечно, эта классификация Ушинского является неполной, она лишь отражает методы устного изложения, но из его «Руководства» и других дидактических работ видно, что наряду с этими методами он особо важное значение придавал таким методам обучения, как лабораторно-практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и т. д.

Наиболее естественной средой воспитания и обучения детей Ушинскии считал семью. Исходя из общей цели воспитания он определил частные цели семейного воспитания детей, права и обязанности родителей: «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан...». Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать частное благополучие семьи с общественной пользой. Они должны получать педагогические знания, изучая педагогическую литературу, сознательно подходить к выбору воспитателей и учителей, определению будущего своих детей. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей Ушинский отводил образованной матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; не занятая на работе, дома, она имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа.

 

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

 

1. Основные этапы жизни и деятельности Ушинского.

2. Автором каких трудов является Ушинский?

3. Почему Ушинский глубоко убежден в том, что без философских принципиальных основ педагогика не может стать на прочную научную базу?

4. В чем сущность основной идеи народного образования в понимании Ушинского?

5. Почему определить цели воспитания, по мнению Ушинского, это еще не значит осуществить их?

6. Почему не воспитание определяет характер общественного развития, а характер самого общества обусловливает содержание и направление воспитания?

7. Почему Ушинский рассматривал происхождение языка как результат воздействия на человека объективного мира и отношения к нему челове­ка?

8. Почему, рассматривая наглядность как средство развития речи, Ушинский делает глубокое замечание о влиянии внешнего мира на развитие языка?

9. Почему Ушинский придавал большое значение изучению природы в школе вообще и в начальной школе в особенности?

10. Почему настоящий педагог, с точки зрения Ушинского, должен быть посредником между школой и жизнью, но посредником не пассивным, а активным?

11. Какое содержание вкладывал Ушинский в понятие народности?

12. Почему, с точки зрения Ушинского, особенное значение родной язык имеет в процессе первоначального обучения?

13. Какова роль Ушинского в разработке психологиче­ских основ воспитания и теории обучения?

14. Почему воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью?

15. Какое значение в формировании личности Ушинский придавал труду?

16. Какова роль Ушинского в разработке методики нравственного воспитания?

17. Что понимал Ушинский под обучением?

18. Какие цели, по мнению Ушинского, преследует обучение в школе?

19. Почему одной из общепедагогических основ обучения Ушинский считал воспитывающий характер обучения?

20. Почему значительное место в дидактической системе Ушинского занимает идея самостоятельности и активности учащихся, которую он понимает как развитие самостоятельного мышления, как активную самостоятельную работу?

21. Какие требования предъявлял Ушинский к семейному воспитанию?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.