КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы работы над сценарием
Создание сценария есть творческий кропотливый процесс, который условно можно разделить на три этапа. 1. Формирование режиссерского замысла - определение темы идеи - изучение творческих возможностей - определение места проведения мероприятия - определение аудитории - определение технических и финансовых возможностей - определение формы 2. Подбор и обработка материала - документального - литературно-художественного - местного - фольклорного 3. Организация материала в сценарии - формирование материала в эпизоды - разработка сценарного хода - монтаж эпизодов в сценарий в соответствии с композиционным построением - обогащение материала в сценарии основными выразительными средствами - литературная запись сценария Композиционное построение сценария. Композиция (расположение) – способ группировки материала в определенной логической последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: Экспозиция – служит вводом в действие, она призвана всех участников подготовить к активному участию в программе. Дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях Завязка – событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов. Развитие действия – цепь событий, ведущих к кульминации. Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжении, заостряющий проблему и идею мероприятия. Развязка – способ разрешения конфликта, эмоционально-смысловой итог сценического действия. Финал – заключительная часть сценария. Это коллективное действие окончательно объединяющее зрителей и участников
Сценарист носит собирательный характер, т.е. использует самый разнообразный материал, созданный заранее или придуманный сценаристом. Теоретики классифицируют различные виды документального материала на две группы: 1-ая: письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи; П-ая: документы мемуарно-художественные, воспоминания участников каких-либо событий, а так же документы, факты, получившие отражение в литературе и искусстве. Документальный материал отражает жизнь в развитии и относится к «фактам жизни» и составляет информационно-логическое начало. Для удобства пользования документальным материалом мы классифицируем по степени фиксации (кинодокументы, фотодокументы, собственные документы, документы звуковые, личные документы, документы государства, правительства, учреждений и т.д.). Классификация художественных средств выразительности: - слово (исполнение стихотворений, прозы, массовое скандирование, конферанс сольный и парный, музыкально-разговорные жанры, дикторский текст, литературно-музыкальная композиция); - музыка – инструментальная (оркестр симфонический, духовой, народ-ных инструментов, джаз). Музыка вокальная (эстрадная песня, ВИА, хоровое пение); - пластические средства – хореография (балет, народный танец, эстрад-ный танец, модерн, пантомима, аттракционы); - спортивные – художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.; - технические средства выразительности (звук, свист, шумы); - наглядно-художественные средства (бутафория, выставки); - народное творчество, фольклорно-этнические; - игровые средства выразительности; - малые жанры драматургии (сценка, монолог, парный конферанс, анек-дот, реприза, частушка, интермедия, миниатюра, куплетный номер); - пиротехнические средства.
Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы. Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Средства массовой информации и коммуникации представляют собой: а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях; б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей. Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию. В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга. Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают: - планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства; - проведение различных социально-культурных акций; - воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта. Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы. Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ. Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах. Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации. Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики. Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.
Активность масс проявляется и направляется в двух аспектах: 1. Участие масс в проведении клубного мероприятия. 2. Максимально широкое вовлечение населения в процесс его подготовки. Если в драматургии театра, кинематографа зритель только созерцает происходящее на сцене и на экране и может выражать свои эмоции только смехом, аплодисментами и т.д., но он не может принять никакого участия в происходящем действии. То в клубной драматургии – наоборот. Весь сценарий массового мероприятия изначально выстраивается так, чтобы в нем были использованы самые разнообразные моменты вовлечения зрителей в действие. К приемам активизации относятся: художественные (коллективное исполнение песен, речевок, мело-декламаций и др.); игровые (конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.); режиссерские (коллективные выходы, шествия, рапорты, церемо-ниальные действия, оригинальные мизансцены); журналистские (опросы присут-ствующих, интервью, беседы, диалоги, «свободный микрофон» и др.). В зависимости от жанра программы, его идейно-тематического замысла и аудитории отбираются те или иные приемы активизации. Так, например, журналистские приемы характерны для дискуссионных программ, ток-шоу, художественные и игровые для конкурсно-развлекательных, коммуникативных и т.д. Этапы активизации: 1. Охватывает время до мероприятия, т.е. его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающих людей в орбиту будущего действия. На этом этапе важно пробудить интерес и внимание людей к происходящему, создать атмосферу взволнованности, готовности к восприятию (реклама, афиши, пригласительные билеты, звуковая реклама, периодическая печать). 2. Охватывает непосредственно проведение мероприятия, т.е. воплоще-ние в жизнь сценария, где предусмотрены все элементы активизации аудитории. Организаторам следует очень четко понимать, что речь должна идти не о принуждении исполнить массовую песню, хоровод, танцы, а эта потребность – приобщиться к совместному действию – должна быть преднамеренно запрограммирована в сценарно-режиссерском замысле, предоставляющем каждому присутствующему на мероприятии проявить активность, реализовать желание активного включения в действие.
Одной из существенных особенностей перестройки социокультурной сферы является широкое внедрение в практику активных форм досуговой деятельности, организационно-методическая опора на открытый диалог с клубной аудиторией по конкретным, злободневным проблемам. Информационно-познавательная и дискуссионная деятельность учреждений культуры одновременно решает две задачи: а) несет людям знания и информацию; б) вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения. Информационно-дискуссионные формы – разновидность культурно-досуговых программ. Они включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность этих программ зависит от их содержания. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов как с проблемами мирового характера, так и с местным материалом. Очень важно не только умело отбирать информацию для обсуждения, но и находить выступающих, способных компетентно и живо прокомментировать те или иные события. Большая роль принадлежит ведущему, так как программа предполагает эмоциональное и компетентное ее ведение. Ведущий объединяет информационные блоки в логическую систему, сообщает участникам тему разговора, характеризует содержание рассматриваемых вопросов, информирует о порядке проведения встречи, представляет «реальных героев», ненавязчиво управляет всем процессом проведения программы.
В настоящее время перед клубом стоят задачи поиска таких форм деятельности, которые отвечали бы требованиям времени и сделали бы его притягательным центром для различных слоев населения. Особую актуальность приобретает проблема разработки нестандартных оригинальных клубных вечеров, так как именно многоликий и оригинальный вечер был и остается основной творческой продукцией клуба.
Существуют понятия: 1. «Вечер в клубе» - включает в себя все, что избрал для своего досуга пришедший в него человек (посещение концерта, занятие в самодеятельном коллективе, игра в шашки, шахматы и т.д.). 2. «Клубный вечер» - массовое мероприятие, посвященное той или иной теме, строится по определенной программе в рамках одного вечера. В программе клубного вечера присутствуют две линии: а) информационно-логическая – каждое клубное мероприятие несет в себе какую-нибудь информацию; б) эмоционально-образная – это все то, что воздействует на эмоции человека, доставляя радость, наслаждение, удовольствие.
Клубные вечера включают в себя самые разнообразные информационные, художественные, игровые компоненты. Информационный компонент: тематическое информационное сообщение, торжественная речь, выступление с воспоминаниями, интервью с героем вечера, с выходом в зал, открытый микрофон и т.д. Художественный компонент состоит из песен, танцев, художественного чтения, миниатюр, кино, видео и мультимедийных фрагментов, спортивных показательных выступлений, театрализации и т.д. Игровой компонент включает игры, конкурсы, викторины, аттракционы, загадки и т.д. Уместно использовать в клубных вечерах наглядный компонент: тематическая книжная выставка, выставка изделий мастеров художественного творчества, фотовыставку, демонстрацию моделей одежды. Необходимо, чтобы все многообразие компонентов вечера гармонично сочеталось между собой, работало на раскрытие его темы и воплощение идеи.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 13626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |