Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эго -психология Э. Эриксона




Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго-психологии. Эриксон пере­смотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида1.

С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социально­му окружению, признавал биологические и сексуальные основы воз­никновения мотивационных систем и' личностных качеств, опирался,на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности пред­определены генетически, порядок их развертывания по мере созре­вания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных куль­турах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться.

Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть

психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности чело­века во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и норматив­ных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость историческо­го и культурною контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

Помимо традидионной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных слу­чаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изу­чал особенности воспитания детей в племенах американских индей­цев и в условиях современного технологического американского об­щества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидом идентичности в тех обществах, где социальные роли жестко регламентированы, и в демократиче­ских обществах с гораздо более широким спектром потенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и т.п.). Получили известность исследования Эриксона, посвящен­ные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер или Махатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести ос­новные темы жизни человека с историческими событиями и обстоя­тельствами, т.е. использовал психоисторический метод.

Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и со­циальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства ана­лиза и изучения. Человек во все времена есть организм, член обще­ства и Эго (Я, личность).

Огромное значение Эриксон придает периоду детства, подчерки­вая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продол­жительное детство делает из человека виртуоза в техническом и ин­теллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости... иррациональные страхи, происхо­дящие из самого состояния детства»1. Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать

трудности более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы не новом уровне справиться с неадекватно разрешенным ранее кон­фликтом, — и за пределами генитальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформулированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младен­чества до зрелости и старости), неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.