Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосоциальные стадии развития личности




Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни2

1. Младенчество, базальное доверие базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чув­ства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Глав­ным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспри­нимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозри­тельности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвер­гает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет пре­рванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обуче­ния доверию или подозрительности в разных культурах не совпада­ют, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализа-ции уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнава­ние, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного простран­ства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недове­рие».

2. Раннее детство: автономия стадии сомнение Этот период продолжается от одного до трех лет и Соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает ос­нову для появления новых возможностей самостоятельного дейст­вия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, ка­рабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества проис­ходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного дей­ствия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабо­волие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго вклю­чает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — сла­боволие. Важным механизмом на этом этапе является критиче­ская ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3 Возраст игры: инициативность/вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, про­бовать новое, контактировать со сверстниками. В это время соци­альный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних живот­ных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуа­ла, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами ак­тивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обуче­нию и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой ста­дии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст, трудолюбие / неполно­ценность. Четвертый психосоциальный период соответствует ла­тентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит

выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обу­чение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры Универсальным в концепции Эриксона признается именно стрем­ление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стре­мятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я нау­чился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными поряд­ками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого перио­да состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетент­ности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго-идентичность / ролевое смеше­ние. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления до­минирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жиз­ни»1. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ре­бенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми соци­альными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут при­думывать идеальную семью, религию, философскую систему, обще­ственное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные во­просы: «Ктоя?», «Кудаяиду?», «Кем я хочу стать?». Задача под­ростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, сту­денты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в йей вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идео-догия — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражаю­щий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, до четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувст­ва неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое сме­шение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музы­кантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придержи­ваться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности До ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное нача­ло взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятель­ной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близо­сти) как многоплановый, но главное при этом — поддержание вза­имности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Уринсон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверитель­ные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выхо­дом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и от­ветственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седь­мая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертно­стью. Продуктивность выступает как забота более старшего поко­ления о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упро­читься в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельно­сти настолько выражена, что преобладает над инертностью, то про­является положительное качество данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, посте­пенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функ­ционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость- целостность эго/отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь че­ловека. Практически во всех культурах этот период знаменует нача­ло старости, когда человека одолевают многочисленные нужды. приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материально­му положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к

супруга и близких друзей, а также к установлению отноше­ний с людьми своего возраста. В это время фокус внимания челове­ка сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересова­ла эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни ха­рактерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько сум­мирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий разви­тия Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целост­ность)»1.

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твер­до сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в по­томках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что толь­ко в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то лее время он отмечает: «Муд­рость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историче­ском периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения са­мой жизни перед лицом самой смерти»2.

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощу­тить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении по­стоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случить­ся». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раз­драженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостат­ков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Таблица

Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона

 

Основной предмет исследования Возрастное развитие личности, стадии жизни, характер­ные общие проблемы для каждой из стадий
Методы исследования Метод анализа клинических случаев, кросс - культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, сти­лей материнства, психоисторический метод
Основные понятия Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуа-лизация
Основные идеи Стадии развития предопределены генетически, универ­сальны; порядок их развертывания неизменен
Факторы развития Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи)
Ценное — Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового разви­тия, адаптивные функции Эго — Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия — Одна из немногих теорий, охватывающая все жизнен­ное пространство индивида, от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней — Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы раз­вития — Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода
Направления критики Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «на­дежда» и т д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), напи­санной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помо­щи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции1. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше се­мидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализиро­вал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыду­щих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди

должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, еСди они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохра­нении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной пси­хологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных поня­тий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую из­вестность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и по­следствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профес­сионального консультирования, в сфере образования и социаль­ной работы1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э. Эриксона.

2. Почему концепцию Эриксона называют:

 

—психосоциальной теорией развития личности;

—эпигенетической концепцией;

—концепцией жизненного пути личности?

 

3 Какой кризис главный в подростковом возрасте?

4 Какие условия и факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса, а на что можно опереться?

5 Охарактеризуйте проблемы достижения идентичности в современной России.

ЗАДАНИЕ

Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Эриксона из его работы «Детство и общество»:

1 «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного Развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» (С. 243).

«.Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — 11 потенциально опасный» (С 393)

«Делая все это, общество не может позволить себе быть деспотическим или анархическим. Даже «примитивные» общества должны избегать того, что наше аналогическое мышление хотело бы, чтобы они делали. Они действительно не могут по­зволить себе создавать сообщества безумных чудаков, инфантильных личностей или невротиков Чтобы создавать людей, способных эффективно действовать в качеств^ массы, либо в роли энергичных лидеров или полезных девиантов, даже самая «ди­кая» культура должна стремиться к тому, чтобы у ее большинства или, по крайней мере, у господствующего меньшинства, было «сильное эго», как мы неопределенно называем ядро индивидуума. Так вот, всякая культура должна стремиться к форми­рованию такого ядра — достаточно твердого и в то же время достаточно эластичного, чтобы примирять неизбежные в любой человеческой организации противоречия, ин­тегрировать индивидуальные различия..» (С. 173).

Дополнительная литература:

Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона //

Принцип развития в психологии. М, 1978. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001. Кон И С Ребенок и общество. М., 1988. Гл. 1. С. 6—65. Мид М Культура и мир детства. М., 1988.

Глава VII

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволю­ционной биологии, попытки использовать объективный метод при изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже XIX — XX вв. так называемой поведенческой психо­логии, бихевиоризма — науки о поведении человека, кото­рое (в противовес сознанию) единственно доступно объективно­му наблюдению и исследованию. Философскую основу этого под­хода составила концепция английского философа Дж. Локка. Локк сформулировал представления о сознании ребенка при рождении как tabula rasa (чистой доске) и о значимости прижизненного опы­та. Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний. Локк выдвинул ряд идей об ор­ганизации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения, одобрения и наказания.

Раскрытие конкретных механизмов обучения, анализ различ­ных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологоческих теорий, созданных последователями Локка, в первую оче­редь бихевиоризма и теорий социального научения1.

Простейший тип научения, при котором на основе непроизволь­ных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием.

Первым установил такой способ научения русский физиолог Ц..И. Павлов при исследовании физиологии пищеварения в усло­виях лабораторного эксперимента. Были созданы специальные условия кормления собаки. В экспериментальных целях звук ко­локольчика многократно предшествовал появлению пищи. Пища является безусловным стимулом; попадая в рот голодной соба­ки, она автоматически вызывает слюноотделение — безусловную реакцию или безусловный рефлекс. В результате систематическо­го сочетания (звук колокольчика и получение пищи) ранее ней­тральный стимул приобретает условный характер. Теперь звуко­вой сигнал уже как условный стимул начинает вызывать слюноотделение — условную реакцию на звук колокольчика. Ус­ловный рефлекс как новая форма реагирования на воздействие среды сформировался.

И.П. Павлов экспериментально установил несколько принципов классического обусловливания: угасание реакции, генерализация стимула, дифференциация стимулов, обусловливание высших (вто­рого, третьего) порядков. Например, опытным путем доказано, что возможно угасание условного рефлекса, если в течение продолжи­тельного времени звук колокольчика не подкрепляется появлением пищи. Однако после перерыва в опытах новое предъявление стиму­ла вновь вызовет слюноотделение в ответ на звук, т.е. произойдет самопроизвольное восстановление условного рефлекса. Можно добиться выработки условного рефлекса на звук конкретного коло­кольчика особого тона (дифференциация стимула'), а можно вы­работать реакцию на подобный звук любого колокольчика {генера­лизация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.