Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах А.С. Выготского




Представление о стадиальности психического развития человека Противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствова­лся и накопления достижений Она находит свое отражение в веду-

щихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках еди­ной периодизации («карты психического развития»), которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.

Л С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики»1

Проанализировав существовавшие на тот момент схемы перио­дизации, он выделил три способа их построения.

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного по­строения других процессов, так или иначе связанных с развитиемпсихики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическимпринципом выделяются стадия животной психики, с"адия перво­бытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимсяступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьномвозрасте и т.д.

2. За основу членения детства берется какой-то один признакили сторона развития как условный критерий (например, денти-ция — появление и смена зубов — в периодизации П.П. Блонскогоили сексуальное развитие в концепции 3 Фрейда).

3. Производится попытка феноменологически описать особен­ности процесса развития и выделить закономерности, как в работахА. Гезелла.

Выготский предложил принципы, по которым долхна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения перио­дов должен быть внутренним по отношению к самому развитию «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для опреде­ления главных эпох построения личности ребенка»2. Критерий дол­жен быть объективным, вехи разграничения возрастав не должны быть расставлены условно и произвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в коде развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.

Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, раз­работав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения ВОЗ- особенностей отдельных (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития В работе «Проблема возраста», написанной в 1932—1934 гг., Выготский так сформулировал эту мысль: «Возрасты представляют собой та­кое целостное динамическое образование, такую структуру, кото­рая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии раз­вития»1.

Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризу­ется складывающейся к началу каждого возрастного периода со­циальной ситуацией развития. Социальная ситуация раз г вития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде все­го социальной»'1. Выготский подчеркивал, что среду надо рассмат­ривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка Понятие «социальная си­туация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвя­зи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

Кроме того, психологический возраст характеризуется новооб­разованиями. Возрастные новообразования — это ре­зультаты, продукты возрастного развития и одновременно предпо­сылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тап строения личности ребенка, те пси­хические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отноиение к среде, его внутреннюю и внеш­нюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выготский раз­личал центральные и побсчные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура пси­хологического возраста включает: 1) социальную ситуацию разви­тия, определяющую 2) «образ жизни ребенка, или его социальное бытие», в процессе которою развиваются 3) новообразования в сфере сознания и личности

Новая структура сознания неизбежно означает, го мнению Вы­готского, и новый характер восприятия внешней действительности и Деятельности в ней. Возникшие в данный период новообразования

изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требо­вать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними. Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологиче­ские новообразования постепенно приходят в противоречие со ста­рой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом со­стоит динамика развития возраста.

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сме­няющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных воз­растах развитие совершается внутри характерной социальной ситуа­ции развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине — кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датиро­вать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только не­гативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет ос­новное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма он­тогенеза.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

—кризис новорожденности;

—младенчество (2 месяца — 1 год);

—кризис одного года;.,

—раннее детство (1 — 3 года);

—кризис трех лет;

—дошкольный возраст (3 — 7 лет);

—кризис семи лет;

—школьный возраст (8 — 12 лет);

—кризис 13 лет;

—пубертатный возраст (14—17 лет);

—кризис 17 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.