Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и развитие высших психических функций




КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

Фундамент современной отечественной возрастной психологии со­ставляют сформулированные Л.С. Выготским (1896—1934) прин­ципиальные идеи и система основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно-исторической теории разви­тия психики. Хотя Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизирова­но и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорож­ца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других пред­ставителей школы Выготского.

Основные положения культурно-исторического подхода изложе­ны в работах Выготского: «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), «История развития высших пси­хических функций» (1930—1931), в наиболее известной книге уче­ного «Мышление и речь» (1933—1934) и в ряде других.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые Десятилетия XX в., Л.С. Выготский обнаружил, что во всех совре­менных ему концепциях развития психики реализован подход, ко­торый он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим»1.

Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд пси­хологическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие (принадлежа­щую ассоциативной и бихевиористской психологии), Выготский вы­деляет три основных положения:

—изучение высших психических функций со стороны состав­ляющих их натуральных процессов;

—сведение высших и сложных процессов к элементарным;

—игнорирование специфических особенностей и закономерно­стей культурного развития поведения.

Он называл подобный подход к исследованию высших психиче­ских процессов «атомистическим», указывая на его принципиаль­ную неадекватность. Критикуя традиционный подход, Выготский писал о том, что «детской психологии чуждо само понятие развития высших психических функций», что она «ограничивает понятие психического развития ребенка одним биологическим развитием элементарных функций, протекающим в прямой зависимости от со­зревания мозга как функции органического созревания ребенка»1.

Л.С Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологи­ческое, понимание развития высших психических функций челове­ка. Он не просто указывал на важность социальной среды для раз­вития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций — элементарных и высших Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управ­лять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуля­ция связана с опосредованным характером ВПФ.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуа­ция неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Брошенный человеком жребий

Глава X Культурно-исторический подход

Представляет, по Выготскому, средство, с помощью которого чело-Бек преобразует и разрешает данную ситуацию.

Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как по­веденческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Знаки (или стимулы - средства) — это психические орудия, кото­рые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула -средства, который может быть изобретен самим человеком (напри­мер, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослы­ми Универсальным знаком является слово Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуля­ции психической деятельности.

Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза- Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функ­ции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно ин­дивидуальными функциями, или, как писал Выготский' «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дваж­ды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологиче­ском, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, за­тем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Например, если говорить о произвольном внимании как выс­шей психической функции, то последовательность этапов его фор­мирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и на­правляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает Указательный жест и слово — происходит вращивание, интериори­ способов организации чужого и собственного внимания. Так-

и речь: первоначально выступая внешним средством общения людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентри-Ческой речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и постепенно становится внутренней, интериоризированной психиче­ской функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план план сознания.

Проблемы интериоризации в те же годы разрабатывались фран­цузской социологической школой. К изначально существующему и изначально асоциальному индивидуальному сознанию извне приви­ваются некоторые формы общественного сознания (Э. Дюркгейм) или в него вносятся элементы внешней социальной деятельности, социального сотрудничества (П. Жанэ) — таково представление французской психологической школы. Для Выготского сознание складывается только в процессе интериоризации — никакого изна­чально асоциального сознания ни филогенетически, ни онтогенети­чески нет В процессе интериоризации формируется человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, воля, речь Интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Вы­готский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»1:

—процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,

—процессы развития специальных высших психических функ­ций (произвольного внимания, логической памяти, понятийи т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций опосредованность, произвольность, системность, формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биоло­гическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопос­тавить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтоге­нетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, ре­ально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет ис­следования в том, чтобы понять "сплетение" двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально-типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.