КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В форме контрольной работы
Вопросы для проверки знаний В курсе для закрепления полученных знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии Древнего Востока (см. методические указания по семинарским занятиям). Темы докладов и рефератов 1. Философия даосов о естественном пути всех вещей и диалектика Г.В.Ф. Гегеля. 2. Философия Древнего Востока и идеи всеединства В.С. Соловьева. 3. Определите черты схожести философских систем Древнего Восток и античности. 4. Можно ли считать философскими мировоззрения народов Древнего мира и Вавилона? 5. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика). Вопросы для самоконтроля: 1. Определите особенные черты философии Древнего Востока. 2. Дайте характеристику философским достижениям Древнего Египта или Вавилона. 3. Представьте основные философские идеи материалистических школ Древней Индии (вайшешика, локаята). 4. Назовите этические идеи конфуцианства. 5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства. 6. Изложите содержание философских идей лигизма. Можно ли назвать лигистов основоположниками демократии? 7. Определите вклад моистов и поздних моистов в решение проблемы познания истинной картины мира. 1. Прочтите изречение и дайте ответ на вопрос. «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности». Объясните взаимосвязь категорий ДАО, ДЭ. К какому из них относится признак телесности и почему? 2. Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Откуда, на ваш взгляд, данный отрывок? К какому философскому направлению относится это учение? Представьте его суть. 3. Что означает принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»? В чем его социально-философский смысл? 4. «Превращение в противоположное – это движение ДАО». Что такое дао? Как называется приведенная закономерность? Кто из мыслителей Древнего Востока утверждал данное? 5. Прочтите высказывание и дайте ответ на вопрос. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О каких принципах идет речь? Объясните суть изречения. 6. В чем суть учения Йоги? Определите общие черты буддизма и учения йоги. Тема 3.Античная философия. Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э.. Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия. В античной философии можно выделить четыре периода: Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие; Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель) Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ. Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.) Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении. Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики. Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии. Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»). Для освоения представленных философских аспектов необходимо: 1. Изучить учебники: Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.18 –81. Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.79 – 148. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 31 - 53. Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 5. – С. 60 - 97. История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.66 - 195. 2. Ознакомиться с источниками: Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367. Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопр.филос. – 2002. - №№ 1, 9. Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.6 Лань, 1999. Дополнительная литература Антология мировой философии: в 3 т. – М.: Мысль, 1969 –1972. – Т.1. Философия Древности и Средневековья: в 2 ч. – М.: Мысль. 1969. Месяц, С. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» / С. Месяц // Вопр.филос. – 2004. - № 7. Овчинников, Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов / Н.Ф. Овчинников // Вопр.филос. – 2003. - № 5. Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 1. – Глава 1 –3. – С.33 – 368. Смирнов, А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама / А.В. Смирнов // Вопр. филос. – 1999. - №3. – С.168-188. Соколов, В.В. Философских синтез Аристотеля / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №4. – С.45 – 50. Соколов, В.В. Антисенсуализм Платона и его концепция идей как константа знания и бытия. Разновидности знания и диалектика как верховная из них / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №2. Чайковский Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопр. филос. – 1997 -№ 8. Шуков, В.А. Апология свободомыслия Сократа / В.А. Шуков // Вопр. филос. – 2001. - № 12.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |