Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.Средневековая философия




Средневековая философия принадлежит к эпохе расцвета феодальных отношений – V- XIV века. В своем становлении и развитии прошла несколько этапов: патристика (II – VI вв.), ранний период которой получил название апологетика (апологии – сочинения, ставившие своей целью выработку единой христианской позиции), ярким представителем которой стал Тертуллиан, именно ему принадлежат слова: «Верую, ибо абсурдно». Второй период отличается анализом возможности Слова (VII –X вв), активным спором номиналистов (В. Оккам, Д. Скот) и реалистов (Ансельм Кентерберийский). Третий период - схоластика (XI –XIV вв). Средневековую философию отличает от других исторических типов теоцентризм, креационизм, провинденциализм, и монотеизм.

Вся средневековая философия отличается авторитарностью, преданностью «школе», что порождает специфическую черту – формализм, склонность к закостенелости и догматизму, безличность – личное уступает место абстрактно-логическому (господствует школа, а в школе – отвлеченный рассудок). Основным способом философствования становится схоластика. Специфически решается и вопрос о соотношении веры и разума в познании: вера должна быть рационально обоснована – философия превращается в служанку богословия.

В основе средневекового миропонимания лежат два основных принципа: принцип боготварности (креационизм), и принцип откровения как главный принцип гносеологии. Оба взаимосвязаны между собой и предполагают единого бога – «единое есть бог, бог – единство».

Чтобы в полной мере осознать сказанное выше, необходимо ознакомиться с философскими взглядами Августина Блаженного и его трудами «О граде Божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», где представлены: учение о Боге и мире, свободе и необходимости, учение о предопределении, учение о философии как теологии, учение о познании и этические воззрения мыслителя.

Второй период средневековой философии раскрывается в споре школ номиналистов, реалистов и концептуалистов. Основным источником спора является проблема «универсалий» и «субстанций».

Период схоластики представлен Фомой Аквинским и его работой: «Сумма теологий», в которой мыслитель обосновывает основные принципы христианской теологии, в том числе и рациональное обоснование существования Бога, поднимаются социальные проблемы, исследуется проблема познания истины. Зарождаются и еретические учения (Д. Скотт, Ж. Буридан, У. Оккам и др.).

Чтобы представить философские идеи средневековых мыслителей необходимо:

1. Изучить учебники:

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.82 –104.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.148 - 202.

Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 54 - 74.

Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 6. – С. 98-107.

История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.196 - 287.

2. Ознакомиться с источниками:

Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1959.

Боэций «Утешение философией» и др. трактаты / Боэций. – М., 1995.

Аквинский, Фома Сумма теологий / Фома Аквинский // Вопр. филос. – 1997. - №9.

Плотин, О добродетелях / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Плотин, О диалектике / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Дополнительная литература

Антология мировой философии: в 4-х томах. – М., 1969. – Т.1. – Ч.2. - С.581- 605, 787 – 907.

Бандуровский, К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского / К.В. Бондуровский // Вопр. филос. – 1997. - № 9.

Мир философии: в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Ч.1. – С.14, 193 –196, 483-485, 612 – 615.

Нестик, Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время / Т.А. Нестик // Вопр. филос. – 1998. - № 10.

Паршин, А.Н. Средневековая космология и проблема времени / А.Н. Паршин // Вопр.филос. – 2004. - № 12.

Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 2. – Глава 1 –2. – С.377 – 586.

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994 – 1997. – Т.2: Средневековье.

Чертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского / В. Чертых // Вопр. филос. – 1994. - №1.

Хвостова, К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторические аспекты проблемы) / К.В. Хвостова // Вопр.филос. – 2004. - № 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.