Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Этническая история и особенности культуры народов Степного Предкавказья и Нижнего Поволжья 3 страница




Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Эдиге, Мамай, Манаша, и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые, плачи и др.), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Отсутствие национально-территориальной целостности негативно влияет на этническое самочувствие народа, поэтому конец 1980 – начало 1990 гг. отмечается всплеском национального самосознания. Создание межрегиональной общественно-политической организации «Бирлик» («Единство») явилось фактом оформления политических устремлений ногайцев. Только в Дагестане ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией, налаженной системой образования и культурного обеспечения – это Ногайский район. Стремления ногайцев других регионов к созданию национальных автономий пока не дали результатов.

Дополнительная литература

1. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. (225)

2. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа в IV-X вв. Л.:ЛГУ, 1979. (225)

3. История Дагестана. В 4-х томах. М.: Наука, 1967. Т.1, 3, 4 (225)

4. Калиновская К. Ногайцы: этнокультурные проблемы... // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1991. №4. (215)

5. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука, 1982. (225)

6. Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII – начало XX в. М.: Восточная литература, 2006. (225)

Очерк 3. Этнические диаспоры народов, говорящих на языках алтайской языковой семьи. Азербайджанцы, татары, туркмены (трухмены), турки-месхетинцы

 

Азербайджанцы, (азербайджанлылар – самоназвание), народ в Азербайджане (5,805 млн чел.) и Иране (10,430 млн чел.). Живут также в Грузии (307,6 тыс. чел.), России (335,9 тыс. чел.), менее значительные группы – в Узбекистане (44,4 тыс. чел.), Украине (37,0 тыс. чел.), Туркмении (33,4 тыс. чел.), Казахстане (90,1 тыс. чел.), до недавнего времени в Армении, незначительное число в Афганистане, Ираке и Турции. Общая численность около 17 млн человек. В XIX – начале XX вв. в официальных российских документах азербайджанцы назывались тюрками, татарами. Выделяются субэтнические группы азербайджанцев: айрумы, афшары, баяты, карадагцы (караджидагцы), карапапахи, падары, шахсевены и др. Язык тюркский. Диалектные группы: восточная, западная, северная, южная. Распространены также русский, турецкий, персидский языки. Письменность исторически на основе арабской графики, в период вхождения в СССР – русской графики. В 1991 г. в Азербайджане перешли к латинскому алфавиту, язык назван тюркским. Верующие – мусульмане, в основном шииты, сунниты главным образом на севере Азербайджана.

В этногенезе азербайджанцев участвовало население древних государств Маны (первая половина 1-го тыс. до н. э.), Албании Кавказской (вторая половина 1-го тыс. до н. э. – X в. н. э.), Мидии, Атропатены (IV в. до н. э. – VII в. н. э.), кавказоязычные албаны, гаргары, утии, каспии, леги – на севере, ираноязычные куртии, маннеи, мидяне – на юге Атропатена после завоевания её арабами в VII в. называлась Адербайджан (арабский), Адербадаган (персидский). С местным населением смешивались, особенно с 1-го тыс. н. э. пришлые, главным образом тюркоязычные, племена (гунны, хазары, булгары, печенеги и др.). Формирование азербайджанской этнической общности завершилось в XI – XIII вв. в результате вторжения и оседания в Азербайджане новой волны тюркоязычных (огузских) племён. Коренные языки сменяются тюркским. К середине XVIII в. на территории Азербайджана существовало свыше 15 ханств (крупнейшие – Кубинское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Карабахское), находившихся в вассальной зависимости от Ирана. В позднем средневековье азербайджанцы появились на территории современного Дагестана, их культура и быт испытали влияние соседних народов – лезгин, даргинцев, табасаранов. Этническая группа терекеме говорит на особом диалекте азербайджанского языка. Присоединение Северного Азербайджана к России произошло в 1813 г. В 1920 г. провозглашена Азербайджанская ССР, с 1990 г. Азербайджанская Республика.

Традиционные занятия сельского населения – земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры – пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Основные традиционные сельскохозяйственные орудия – серп с зубцами (чин) или без зубцов (ораг), коса (кеенти, дерьяз), соха, вилы (яб, шана). Традиционные ремёсла – ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, шерстяное, шёлковое и бумажное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, плетение циновок и др., изготовление тесьмы (бафта), узорчатых поясов (туманбагы), шнурков и позументов, вязание шерстяных носков (джорабы) и др. Большая часть азербайджанцев живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроены каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов были распространены карадам – деревянно-земляные жилища со ступенчато-пирамидальным перекрытием, дома с деревянными куполообразными перекрытиями, саманные постройки с плоскими земляными крышами, среди кочевого населения – войлочные юрты и др. Отапливались жилища обычно при помощи жаровни кюрси.

Традиционный женский костюм (вытесненный ныне современной одеждой) – короткая (до бёдер) рубашка, такой же короткий архалук (род кофты с вырезом на груди), широкие шальвары, юбка, головной платок или шапочка, чадра, джорабы, особого покроя туфли. Традиционный мужской костюм – рубаха, архалук, пояс, чуха (длинная верхняя одежда со сборками у талии), шальвары, джорабы, кожаные туфли, папаха.

Традиционная пища отличается разнообразием молочных, мясных, мучных и овощных блюд. Значительное место в рационе занимает хлеб из пшеничной муки (в горных районах был распространён хлеб из ячменной и просяной муки), выпеченный на железном листе садже или в специальной печи (тенуре, тендире). Среди мучных блюд выделяются различные пирожки с мясом или зеленью (гутаб), среди мясных – говурма, басдырма, люля-кебаб, тава-кебаб, долма и мн. др. Распространены блюда из риса (насчитывается свыше 50 видов плова). Употребляют в пищу молочные продукты (кислое и свежее молоко, сыр из овечьего молока, творог, масло), овощи, зелень, фрукты, сладости. Распространённые напитки – чай, шербет, айран.

Развито музыкальное народное творчество, особенно искусство исполнения певцами-ашугами героических («Китаби Деде Коркуд», «Кёр-оглы») и лирических («Ашуг-Гариб» и «Асли Керем») сказаний. Среди азербайджанских музыкальных инструментов – тар, саз, канон, уд, кеманча, тутек, баламан, или балабан, зурна, бубен и др. Большую роль играют мусульманские обряды и праздники (жертвоприношения – курбан-байрам, разговения – ораза-байрам и др., особенно шиитские – ашура, или шахсей-вахсей, праздники, посвящённые восьмому имаму Резе и «скрытому» имаму – махди), а также домусульманские традиции – новогодний праздник ноуруз-байрам, культы огня, камней, деревьев, родников, колодцев и др.

Татары, (татар – самоназвание), народ в России, основное население Татарстана. Численность в России 5522 тыс. чел., в том числе в Татарстане 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., а также в Астраханской и Волгоградской областях ЮФО, Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел. Общая численность 6710 тыс. чел. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Среди астраханских татар выделяются субэтнические группы – юртовские, кундровские татары и карагаши. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Наиболее древняя письменность – тюркская руника. Письменность с X в. по 1927 г. – на основе арабской графики, в 1928–1939 гг. – латинской, с 1939 г. – русской. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен, которые были обращены в православие, мусульмане-сунниты.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в VI-IX вв., во второй половине XIX – начале XX в. он закрепился как общий этноним татар. В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в том числе тюркские), называвшиеся «татары». В XIII–XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары».

После развала Золотой Орды и убийства ее последнего хана – Ахмата (1481 г.), Астраханское ханство превратилось в самостоятельное государство. Территория Астраханского ханства на западе простиралась до р. Кубани и нижнего течения р. Дон, на востоке доходила до р. Бузан, гранича с Ногайской Ордой, на юге – до р. Терек, а на севере не достигала немного широты Переволоки – самого узкого места между Волгой и Доном. Центром ханства стала средневековая Астрахань. Название «Ас-тархан» город (по одной из версий) получил от того, что в этих краях жили асы – потомки сарматских племен, получившие от Бату-хана грамоту – тархан. Именно асы, получившие тарханную грамоту, дали название городу. Ас-тархан считался крупнейшим международным центром торговли. В 1395 г. Тамерлан разграбил и сжег Астрахань наравне с другими городами Золотой Орды. После взятия Казани в 1552 г. судьба Астраханского ханства была предрешена, путь в низовья Волги и на Каспий был открыт, в 1556 г. Астрахань была присоединена к России.

Традиционные занятия татар – пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей. Для татар характерна особая любовь к лошади – наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу – кур, гусей, уток, в последнее время – индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Астраханской области важное значение имело бахчеводство. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар – рыболовство и охота. Традиционными для татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-куле­ткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти.

У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. Усадьбы разделялись на две части: передняя – чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя – огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Основной строительный материал – дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. Стены, простенки, углы, навершия декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. д.

Мужская и женская нательная одежда – рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами, либо специальными нагрудным украшением изу. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент). Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Женские камзолы шили из бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чекмени, дублёные шубы.

Головной убор мужчин – четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины – покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женская шапочка – калфак – вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп татар, кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Многочисленны женские украшения – крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань, зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений использовали серебряные монеты.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата) с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп – в виде блюда, готовящегося в горшке, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки – чай, айран – смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда – элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), – свадебное блюдо и др.

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX в. существовали и большие семьи из 3–4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки бегством и похищением девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие черты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т. е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов.

Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете и Ураза гаете. Из народных праздников наиболее значительный и древний – сабантуй – праздник плуга – в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть – карга (дэрэ, зэрэ) боткасы – коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

Турки-месхетинцы, (тюрк – самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. чел.), Азербайджане (около 70 тыс. чел.), России (от 50 до 70 тыс. чел.), Киргизии (около 30 тыс. чел.), Узбекистане (около 15 тыс. чел.), Украине (около 7 тыс. чел.); общая численность на территории бывшего СССР 260–280 тыс. чел. (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Верующие – мусульмане-сунниты.

В этногенезе турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI в. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в XIII в. и походом Тимура в 1395 г., увеличили численность тюркских элементов в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в Месхетии, что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 г. в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся, в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки, обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии – турки-месхетинцы).

Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (1829 г.) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона, на протяжении XIX – первой трети XX в. их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/5. Ко второй половине XIX в. для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х гг. у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы», местные месхи (православные с XIX в.) называли их «турками». В 1928–1937 гг. турки-месхетинцы подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли). В 1944 г. турки-месхетинцы были принудительно выселены из южных и юго-западных пограничных районов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. человек, из которых около 17 тыс. погибли в пути. Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «специальные переселенцы». В 1956 г. с турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х гг. среди турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферганских событий 1989 г., когда турки-месхетинцы Ферганской области Узбекистана стали жертвами межнационального конфликта, более 16 тыс. человек было эвакуировано в среднюю полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. человек переселились в Азербайджан, на Северный Кавказ, Казахстан, Украину. Современная материальная культура турков-месхетинцев, некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Основными чертами бытовой культуры и семейной обрядности турки-месхетинцы близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 г. испытали сильное влияние урбанистической советской культуры.

Туркмены, (туркмен – самоназвание, в русской литературе XVIII – начала XIX вв. – трухмяне, трухмены), народ в Туркмении (численность 2538 тыс. чел.), живут также в Узбекистане (122 тыс. чел.), России (39,7 тыс. чел.), Таджикистане (20,5 тыс. чел.), Иране (975 тыс. чел.), Афганистане (около 400 тыс. чел.), Ираке (250 тыс. чел.), Турции (200 тыс. чел.). Общая численность 4600 тыс. чел. Говорят на туркменском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие – мусульмане-сунниты. В этногенезе туркмен ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. В 80-е годы XIX в. Туркменистан был присоединён к России. После ноября-декабря 1917 г. основная часть территории вошла в Туркестанскую АССР. В 1924 г. образована Туркменская ССР, в декабре 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о независимости Республики Туркменистан.

Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части туркмен, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX в. ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

В последние десятилетия у туркмен созданы многоотраслевая промышленность и крупное механизированное сельское хозяйство (хлопководство, особенно тонковолокнистое, бахчеводство, садоводство и виноградарство). В животноводстве наряду с традиционным верблюдоводством и овцеводством (главным образом каракулеводством) большую роль играет молочное животноводство. В 1990-е годы появились фермерские хозяйства. Значительное место занимает аренда. Продолжают развиваться народные художественные промыслы – ковроткачество (ставшее и профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др.

Семейно-бытовой уклад туркмен характеризовался многими пережитками патриархально-родового быта, следами материнского счёта родства, архаическими обычаями и верованиями. Запреты браков носили строго индивидуальный характер, касаясь определённых категорий родственников. Строго соблюдалась племенная эндогамия: браки между представителями разных племён осуждались обществом. В конце XIX – начале XX вв. у туркмен преобладала большая патриархальная семья, особенно прочная в районах, где сохранялось комплексное хозяйство. Большая семья включала в себя несколько поколений родственников или семьи неразделившихся братьев. Семьи, состоявшие из семейной пары с детьми, а иногда одного из родителей мужа, встречались реже. Члены большой семьи вели общее хозяйство, имели общий котёл и кассу. Во главе её стоял старший по возрасту мужчина – отец или старший брат. Над женщинами главенствовала жена или вдова старшего. Власть главы семьи была неограниченной: он распоряжался всем её имуществом и судьбой её членов.

Традиционным жилищем туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой был распространен 1–3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. Среди прикаспийских туркмен были распространены деревянные дома на сваях. В настоящее сельское жилище обычно 3–4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2–4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда, служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоя­щее время юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных пастбищах.

В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов, поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины. Женщины носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельских местностях сохраняются халаты. Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Современная пища туркмен сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай). У туркмен достигли расцвета литература и различные формы народного и профессионального искусства, сложилась национальная интеллигенция.

Дополнительная литература

1. Абдуллаев М. Татары // Родина. 1994. №2. (215)

2. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. (225)

3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа в IV-X вв. Л.:ЛГУ, 1979. (225)

4. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука, 1982. (225)

5. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннее Средневековье. М.: Знак, 2004. (225)

6. Регионоведение. Юг России. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. (334)

Очерк 4. Малые диаспоры Южно-Российского региона: грузины, горские евреи, немцы, корейцы и др.

Грузины, (картвели – самоназвание), народ, основное население Грузии (3787,4 тыс. чел.). Численность в России – 130,7 тыс. чел. Живут также в Азербайджане (14,2 тыс. чел.), в Украине (23,5 тыс. чел.), в Казахстане (9,5 тыс. чел.), на севере Турции и в Иране (около 120 тыс. чел.). Общая численность 4140 тыс. чел. Язык – грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам грузин. Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском – лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие – православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) – мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Грузины – древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов. В 1783 г. Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили «Дружественный договор» (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 г. Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи, а в 1811 г. и Западная Грузия. В 1918 г. была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921 г., когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 г. в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 г. Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992–1993 гг. привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.