Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА 1 страница





Очерк 1.Армяне и греки Южно-Российского региона: региональные диаспоры, история проникновения и особенности культуры

Армяне, (самоназвание – хай), народ, основное население Армении (3083,6 тыс. человек); компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. чел.), Грузии (437,2 тыс. чел.). Живут также более чем в 70 странах мира: в России (532,4 тыс. чел.), США (700 тыс. чел.), Франции (270 тыс. чел.), Иране (200 тыс. чел.), Сирии (170 тыс. чел.), Ливане (150 тыс. чел.), Турции (150 тыс. чел.) и др. Общая численность около 7 млн человек. Говорят на армянском языке, который имеет два варианта литературного языка – восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне – главным образом монофиситы, часть – армяно-католики, католики и протестанты.

Первые армянские переселенцы появились на территории Северного Кавказа еще задолго до воцарения здесь Российской империи. Что касается начала миграции армян на Северный Кавказ, то в исторической науке сложилось две основные версии. Согласно первой, армяне переселились в горы Северного Кавказа из Армении в X–XIII вв., другие исследователи считают, что миграция армян происходила в XV в., главным образом, из Крыма. Толчком к переселению армян послужили, прежде всего, экономические причины. В итоге, уже с XIII-XV вв. на Северном Кавказе образовалась небольшая армянская колония, поддерживающая тесные торговые и культурные связи с крымской диаспорой. В последующем на базе этой малочисленной группы региона сформировался субэтнос черкесогаи (черкесские или горские армяне). В XVII-XVIII вв. в Черкесии стала происходить консолидация горских армян, образовавших целый ряд самостоятельных поселений, в которых возникли административные органы общинного самоуправления – «тхамада».

Изменение геополитической ситуации на Северном Кавказе, усиление внутричеркесского противоречия, обострившегося после приближения границ Российской империи к географическим пределам Черкесии, повлияли на дальнейшую судьбу армянской колонии региона. В период активизации российской политики на Кавказе у черкесогаев прослеживается пророссийская ориентация. Участились контакты, главным образом, в торговле. Одновременно стало происходить перемещение черкесогаев из Закубанья в подконтрольные российской администрацией территории. В 1787 г. из трех армянских аулов – Адепсухай, Гяурхабль и Хатукай – в город Нор-Нахичеван переехали черкесогаи «в числе 390 душ обоего пола». В 1791 г. армянским архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруковым был разработан план, согласно которому предполагалось заселить южную часть Самбекской степи нахичеванцами (имеется в виду армяне, переселенные в 1779 г. по указу Екатерины II из Крыма в низовья Дона), а в северную – переселить черкесских армян. В 1796 г. кошевой атаман Черноморского казачьего войска получил донесение о том, что многие из армян, живущие между закубанскими черкесами, желают перейти к нам на жительство не только фамилиями, но и целыми селениями. В 30-х гг. XIX в. происходил переход натухаевских, темиргоевских и хатукаевских армян, а также живших среди них шапсугских. В 1830 г. напротив станицы Казанской образовался небольшой аул хатукаевских черкесогаев. В 1835 г. в это поселение перешла еще одна группа армян из аула хатукаевского князя Педисова. В 1836 г. армяне аула Гяурхабль совместно с князем Джембулатом Болотоковым переселяются к устью реки Лабы. В 1838 г. после смерти князя гяурхабльцы вынуждены были перейти в район урочища «Домбай-тук» («Зубровое место»), расположенного недалеко от станицы Темижбекской. Здесь к ним присоединились егерухаевские армяне. В следующем году обе эти группы под предводительством генерала Г.Х. Засса переселяются в Армянский аул (Армавир), где основали два квартала – Гяурхабльский и Егерухаевский.



В 50-х гг. XIX в. центром концентрации черкесских армян становятся Армавир (Армянский аул возле Прочноокопской крепости по ходатайству священника Петроса Патканяна в 1848 г. был переименован в Армавир) и станица Переясловская. Первые десятилетия со времени основания Армянского аула (Армавира) население росло, главным образом, за счет новых переселенцев – черкесских армян. Так, например, в 1840 г. в ауле проживало около «1900 душ обоего пола», а в 1876 г. – 3715 человек, среди которых 80,7 % – горские армяне. Помимо вышеперечисленных армян, в Армавир во время Крымской войны при содействии адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (Казар Маркосович Арцатагорцян) были переселены горские армяне из окрестных селений Анапы и Новороссийска. Численность армян в регионе продолжала расти и на исходе XIX в. достигла 38 тыс. человек: в Кубанской области – 13 тыс. и Черноморской губернии – 25 тыс. Очередной приток армян-мигрантов наблюдался в 1915–1916 гг. – в период геноцида, учиненного младотурками над армянским населением Турции.

Донские армяне в основной своей массе являются потомками жителей города Ани. Этот город являлся столицей средневековой Армении. Ани была процветающей и богатой столицей царства Багратидов (с 961 г.) со 100-тысячным населением. В окрестностях этого города и жили далекие предки донских армян. В средние века большая группа беженцев из Ани, спасаясь от турок, переселилась в Крым, где были радушно встречены генуэзцами. Впервые генуэзцы появились в Крыму в 1281 г. при крымском хане Оран-Тимуре. На купленной у хана территории они устроили торговую факторию, осваивали прибрежные районы Крыма. Крымские татары располагались в основном в степной части полуострова. Благодаря большому притоку итальянцев из Генуэзской республики, эта фактория быстро разрослась и в XIII-XIV вв. стала крупным торговым центром – Кафа (современная Феодосия). В 1475 г. турецкий султан Магамет II снарядил флот и повелел дотла разорить и уничтожить Кафу. Началась осада города. Генуэзцы и армяне стойко защищались, но турецкая артиллерия разбила стены крепости. Часть жителей была уничтожена, другая часть бежала в горы, многие нашли спасение в татарских аулах. Большинство генуэзцев спаслось бегством и покинуло Крым. Имущая часть армян и других христиан также покинула полуостров. Они нашли себе убежище в Польше, Молдавии, Валахии и других странах. Крым стал подвластной территорией Оттоманской империи. Он управлялся ханом, который назначался турецким султаном. Те из армян кто смог уцелеть, в скорое времени смогли восстановить свое экономическое влияние на полуострове. Они составляли вместе с греками к тому времени значительную часть городского населения в Крыму. По условиям Белградского мирного договора, заключенного с Турцией в 1739 г., Россия не могла иметь в Азове и Таганроге укреплений. Поэтому русское правительство, чтобы надежнее защитить свою южную границу, добилось права на постройку новой крепости в низовьях Дона, между Черкасском и Азовом. Так, в 1749 г. была основана крепость св. Дмитрия Ростовского (ныне г. Ростов-на-Дону).



В 1774 г. в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому Крымское ханство признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму, в частности, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана. Другой причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армяни греков, было стремление поскорее положить начало колонизации Новороссийского края. В 1778 г. А.В. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма. Переселение армян осуществлялось в несколько партий: первая партия переселенцев пустилась в путь 18 августа, вторая – 22 августа, третья – 18 сентября. На Дону армянские поселенцы основали свой город Новый Нахичеван (по-армянски Нор-Нахичевая). Выехавшие из Крыма армяне основали город Нахичеван, а также пять поселений к северо-западу от крепости Дмитрия Ростовского. Ближайшим к Нахичевану стало с. Чалтырь. Севернее него появилось село Крым, или Топты. Северо-восточнее села Султан Сала, или Малые Салы и в верховьях речки Темерник Большие Салы. Самым северным оказалось село Несвитай около речки Тузлов. Позднее часть жителей Нахичевана, именовавшихся сабанчи, основала на реке Самбек шестое армянское село под названием Катеринаван (Екатериновка), ныне – Самбек.

Основная масса армян в XIX – начале XX вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремесел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусства.

Основной тип традиционного жилища – глхатун – наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственная части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых, – раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи и стенные камины. Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения.

В последней трети XIX в. в деревню проникают городские виды построек – полутора- или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине XX в. преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, вынесенный за пределы дома в особую пристройку. Бурное развитие промышленности, науки и техники сопровождалось стремительным ростом городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала – туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.

Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); либо более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые – в Западной Армении, у женщин – накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь – поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца XIX в. эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи – зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб – лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу – аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко – мацун и пахта – тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам – жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – каша с разваренным до волокон мясом, кюфта – мясо-крупяные тефтели в супе, толма – овощные голубцы с мясом и крупой и т. д. Очень широк набор консерватов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в XIX веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю. Политическая разобщённость и разница в темпах социально-экономического развития обусловили нарастание различий в западных и восточных армянских этносоциальных комплексах, в частности в сложении двух вариантов новоармянского литературного языка.

Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос («Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.

Греки, (эллинес – самоназвание), на Северном Кавказе называют себя «ромеос», «урум» и «понтос». Этноним «понтос» используется как собирательный для грекоговорящих «ромеос» и тюркоговорящих «урумов». Общая численность греков в мире около 12 млн человек, основное население Греции (9,5 млн чел.) и Кипра (более 500 тыс. чел.). В РФ – до 100 тыс. чел., в т. ч. 70,7 тыс. в ЮФО (2002 г.), главным образом в Ставропольском крае (34 тыс. чел.), Краснодарском крае (26,5 тыс. чел.), Карачаево-Черкесии (14 тыс. чел.), Северной Осетии (2,3 тыс. чел.), Адыгее (1,7 тыс. чел.). Язык – новогреческий, относящийся к отдельной группе индоевропейской семьи. На Северном Кавказе преобладает понтийское (черноморское) наречие – ромейкон (ромейка), а также анатолийский диалект турецкого языка, главным образом у цалкинских греков. Переселенные из Крыма в Приазовье мариупольские греки говорят наряду с эллино-понтийским и на крымско-татарском языке. Греческий язык признают родным более 50 % всех греков Северного Кавказа. Верующие – православные христиане. Относятся к балканско-кавказской (южно-европейской) расе большой европеоидной расы.

Греческий этнос начал складываться в начале II тыс. до н.э. после переселения на Балканский полуостров протогреческих племен (ахейцев, ионийцев, дорийцев и др.), которые ассимилировали живших до них на юге Балкан пеласгов, карийцев, лелегов и др. В период великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н.э.), когда возникли многочисленные города-колонии на берегах Средиземного и Черного морей, установились общегреческое культурное единство и этническое самоназвание – эллины.В основании греческих колоний на Северном Кавказе приняли участие главным образом ионийцы – одна из трех главных греческих племенных групп, наиболее однородная в языковом и культурном отношении. Они проживали на западном побережье Малой Азии (Милет, Клазомены, Эфес и др.) и в меньшей степени эопийцы – выходцы с эгейского побережья Малой Азии (Троада, Мезия). Основными районами расселения греков на Северном Кавказе являлись: устье Танаиса (Дона) и восточное побережье Боспора Киммерийского (Керченского пролива), которое получило наименование Азиатский Боспор. Первое греческое поселение на Северном Кавказе было основано в конце VII в. до н. э. на побережье Меотиды (Азовское море) в районе современного Таганрога выходцами из Милета. Сегодня эту греческую колонию, которая находится на дне Таганрогского залива, можно идентифицировать с торжищем Кремны, упоминаемым Геродотом. Погибло это поселение в 3-й четверти VI в. до н.э. На азиатской части Боспора древние авторы упоминают следующие греческие города: Фанагория, расположенная на берегу Таманского залива у современный поселок Сенной; Гермонаса, локализуемая на месте современной станицы Тамань; Кепы – на восточном берегу Таманского залива; Горгипия – на месте современной Анапы; Тирамба – на месте современного поселка Пересыпь; Патрей – рядом с современным поселком Гаркуши. В районе современного Новороссийска локализуют город Баты, а в Геленджикской бухте – Торик. Ведущую роль в организации греческих колоний Северного Кавказа сыграли ионийские центры и среди них Милет. Основание этих греческих городов относится к VI в. до н.э., и большинство из них просуществовало до IV в. н.э. Помимо этих городов, на азиатском Боспоре известна сеть небольших греческих поселений.

На территории Северного Кавказа потомки ныне проживающих здесь греков в основном появились с XVIII в., т. е. после утверждения России в регионе. До этого небольшие группы греков проживали в горах Черкесии. Возможно, черкесские греки (по-адыгски – «урымы»), так же, как и черкесогаи, поселились в горах Черкесии в результате нескольких переселенческих волн из Малой Азии и Крыма в период между X-XVI вв. Дисперсное проживание в адыгской среде привело к восприятию урымами их языка, традиций, но сохранилось христианство. В период Кавказской войны около 200 урымов вместе с черкесогаями переселились в районы, контролируемые русской армией. В начале XIX в. на Северном Кавказе начинают прибывать понтийские греки, до этого обосновавшиеся в 3акавказье – горнорабочие из Северной Армении (Ахтала, Алаверди) и особенно из района Триалети-Цалка (Грузия), где к 1830 г. осело 1125 семей (более 7 тыс. чел.), преимущественно тюркоговорящих греков – урумов. Немало мастеровых греков из Закавказья приняли участие в строительстве Военно-Грузинской дороги, после чего некоторые из них обосновались во Владикавказе, на многие десятилетия ставшим своеобразным «перевалочным пунктом», через который греки из Османской империи и Закавказья перебирались на Северный Кавказ. После окончания Кавказской войны, когда сотни тысяч адыгов переселились в Османскую империю, в опустевшие районы Закубанья и Черноморья в качестве своеобразного «обмена» российское правительство направляет турецких христиан (греков и армян).

Во второй половине XIX в. происходило интенсивное заселение греков внутренних районов Кубани и Ставрополья. По переписи 1897 г. в Кубанской области их проживало 20 137 человек. К началу XX в. в основном сложилась география греческих поселений на Северном Кавказе. В новых условиях начинается консолидация (на общественном и культурном уровнях) греков, прибывших из различных районов Османской империи и Закавказья. Важнейшими культурными и духовными очагами понтийских греков были школы и церкви. В период Первой мировой войны (1914–1918 гг.), вслед за геноцидом армян, турки приступают к целенаправленному вытеснению и уничтожению понтийских греков. Новая волна беженцев устремилась на Северный Кавказ. Они расселялись не только в греконаселенных селах, но и в городах. Только во Владикавказе их скопилось несколько тысяч. В соответствии с решением Лозаннской конференции 1922–1923 гг. о взаимном обмене греческим и турецким населением беженцы получили право на переселение в Грецию. О масштабах переселения говорят следующие данные. Согласно Всероссийской переписи (1920 г.) только на территории Кубано-Черноморской области числилось 65,8 тыс. греков, а по Всесоюзной переписи 1926 г. – 22,7 тыс. В местах компактного проживания греков началось создание «малых форм» автономии – национальных сельсоветов. К 1928 г. во всем Северном – Кавказе было образовано 11 греческих сельсоветов. 27 февраля 1930 г. принято постановление крайисполкома, в соответствии с которым образовывался Греческий район, административным центром которого была ст. Крымская (до 1934 г.), а после – ст. Нижне-Баканская.

Самым значимым достижением культуры советских греков стало развитие образования на родном языке. В 20-е гг. поощрялась издательская деятельность на греческом (понтийском) языке. В начале Великой Отечественной войны начинается выселение понтийских греков (5 тысяч человек) с территории Краснодарского края и Ростовской области в Казахстан, Среднюю Азию, Красноярский край, Свердловскую область и в южные районы Северного Кавказа. В марте 1956 г. Указом Президиума ВС СССР «О снятии ограничений в правовом положении с греками, болгар, армян и членов их семей, находящихся на спецпоселении» депортированные греки получили право вернуться в места прежнего проживания.

Традиционные занятия понтийских греков зависели от окружающей среды. Мигранты часто пытались найти для своих поселений места, природа которых была близка к той, которую они вынуждены были оставить на прежней родине. На Кубани греки первыми занялись товарным табаководством, а также садоводством и виноградарством, позже на юге прибрежной зоны они освоили цитрусовые. На Ставрополье – хлебопашество, бахчевые и огородные культуры, цалкинцы выращивали картофель. Применялся трехпольный севооборот; использовали сельхозорудия самодельного и фабричного производства. Слабее было развито скотоводство. В некоторых местах греки разводили буйволов. В прибрежных селах занимались рыболовством. Было развито отходничество. Греки предпочитали создавать моноэтнические поселения, а в городах – отдельные кварталы, в центре которых располагались церковь и школа, а вокруг – скученная жилая застройка с уличной и квартальной планировкой. В селах сооружали одноэтажные дома с отдельно расположенными хозпостройками, включая амбары и площадку для просушивания табака (в Причерноморье). Жилой дом состоял из двухкамерной постройки с верандой вдоль фасадной стены. Стены возводили из обожженных саманных кирпичей, в лесной зоне – из бревен.

Традиционная одежда греков в начале XX в. полностью была вытеснена европейской. До этого мужской костюм состоял из штанов с широким шагом и узкими облегающими штанинами ниже колен, короткой куртки, плоской шапочки. Женская одежда включала шальвары, длинное (преимущественно красное) платье, либо же платье темного цвета с глубоким вырезом, под которое надевали яркую манишку, а большой фартук закрывал всю юбку (урумы). Головной убор завязывался на лбу или на темени; использовались и маленькие плоские шапочки на круглой твердой основе. Большая шаль или кофта широкого покроя являлись верхней одеждой. Пища главным образом растительная и молочная. В прибрежных районах значительное место в рационе составляли рыбные блюда.

Несмотря на миграцию, у греков сохранились многие обряды жизненного цикла. Свадебный обряд состоял из следующих этапов: сватовство, заручение и свадьба. Неотъемлемым элементом свадьбы, как и любого праздника, являлись танцы, народная музыка и песни. Понтийские танцы в основном круговые, танцуют мужчины и женщины, взявшись за руки или за плечи. В общей сложности их насчитывается 45, в том числе: дипат, коц, о мал, тик хорон, тригона, лазикон, монон-хорон, патула, эфта зевгаря (трапезундские), архоломан, сарикуз (самсунские), кочари (карсский). Во время медленных танцев исполнялись песни, наиболее популярными были «Влаха» и «Самотиса». В качестве музыкального сопровождения использовались кемендже, теф (бубен), в последнее время – баян и кларнет, заменивший зурну.

 

Дополнительная литература

1. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. (225)

2. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. (215, 225, 334)

3. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука, 1982. (225)

4. Регионоведение. Юг России. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. (334)

 

Очерк 2.Адыгская этническая общность: адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Абазины. Абхазы

«Адыги» – это группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре, северо-западных кавказских народностей, занимавших значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточного берега Черного моря. Адыги делятся на три большие группы: адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Адыгейцы, (самоназвание – адыгэ), народ в России (122,9 тыс. чел.), коренное население Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в Краснодарском крае (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции (5 тыс. чел.) и странах Ближнего Востока. До XX в. существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменнность на русской графической основе. Верующие – мусульмане-сунниты.

С 1820-х гг. царское правительство начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления были подавлены царскими войсками в 1864 г. Несколько сот тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы. В 1922 г. образовалась Адыгейская автономная область, с 1937 г. в составе Краснодарского края, с 1991 г. – Республика Адыгея.

Черкесы, (самоназвание – адыгэ), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность 50,8 тыс. чел., в том числе в Карачаево-Черкесии – 40,2 тыс. чел. Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Верующие – мусульмане-сунниты.

Название «черкесы», вероятно, восходит к «керкет», как называли древнегреческие авторы одну из групп адыгского населения северо-восточного побережья Чёрного моря. Современная Черкесия была заселена адыгами в V-VII вв. В XII-XIII вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь княжества Большая и Малая Кабарда, власть которых распространялась и на Черкессию. В конце XVIII – начале XIX в. происходило массовое переселение кабардинцев в Черкессию. Другим основным компонентом в формировании современных черкесов были бесленеевцы. Первые сведения о них в русских документах относятся к XVI в. В XVI-XVIII вв. они были известны как бесленейцы, беслинцы, бесленейские черкасы, а занимаемый ими район – Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки. В 1922 г. образована Карачаево-Черкесская АО, разделившаяся в 1926 г. на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, с 1928 г. – Черкесский АО. В 1957 г. они были вновь объединены, в 1991 г. была образована Карачаево-Черкесская республика.

Кабардинцы, (самоназвание – адыгэ), народ, в России (численность 386 тыс. чел.), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. чел.). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР – около 391 тыс. чел. Кабардинские диаспоры есть во многих странах Ближнего Востока, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие – мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы – в основном христиане-православные. Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов.

Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I-VI вв. как зихи, в XIII-XIX вв. как черкесы. В середине I‑го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII-XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды – самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 г. верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В 1921 г. в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 г. – объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 г. преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1944–1957 гг., когда балкарцы были депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 г. Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 г. Кабардино-Балкарская Республика.

О древнейшей истории адыгов сохранилось мало сведений, достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (Х в.), адыги одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, создали тот социальный воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта адыгов, сделанное генуэзцэм Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявший из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Египтом. Свободные адыги знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес (Крым), беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Храбрость адыгов, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин, но быт их был полон грубости и жестокости.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.