Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть V. История и особенности культуры этносов восточного Кавказа 2 страница




 

Дополнительная литература

1. Абдуллаев М. Чеченцы // Родина. 1994. №1. (215)

2. Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII – середине XIX вв. // Вопросы истории. 1998. №2. (215)

3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа в IV-X вв. Л.:ЛГУ, 1979. (225)

4. Громов А. Навсегда готов // Эксперт. 2005. №10. (215)

5. Зантария Д. Скользкий «праведный путь» // Эксперт. 1999. №8. (215)

6. Коркмасов М. Наибы Шамиля // Родина. 1994. №3–4. (225)

7. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука, 1982. (225)

8. Лесин В. Шейх Мансур // Родина. 1994. №3–4. (225)

9. Регионоведение. Юг России. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. (334)

10. Степанов Д. Имам Шамиль // Родина. 1994. №3–4. (225)

11. Экштут С. Алексей Ермолов // Родина. 1994. №3–4. (225)

Очерк 2. Краткий очерк истории Дагестана

 

Территория республики Дагестан 50,3 тыс. кв. км. Численность населения – 2125 тыс. чел. Столица – г. Махачкала. Республика Дагестан многонациональная республика. Основные национальности: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, русские, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и так далее. Географическое положение: расположена в центральной части Кавказа, в северной части – низменность, в южной – предгорья и горы Большого Кавказа. На востоке омывается Каспийским морем. Главные реки – Терек, Сулак, Самур, Аварское и Андийское Койсу.

Территория Дагестана делится на три части. Низменная часть Дагестана (51 % территории) состоит из Терско-Кумской, Терско-Сулакской и Приморской низменности. Предгорная (12 % территории) состоит из отдельных хребтов северо-западного и юго-восточного простирания, разделенных широкими долинами и котловинами. Горный Дагестан (37 % территории) характеризуется сочетанием широких плато и узких моноклинальных гребней до 2500 м. высоты. Высокогорный Дагестан включает 2 основных цепи гор – северный склон Главного или Водораздельного, хребта Большого Кавказа и его Боковой хребет. Высшая точка Дагестана – г. Базардюзи, 4466 м на границе с Азербайджанской республикой. На территории Дагестана зафиксированы представители 102-х национальностей. При этом к числу коренных относятся народы, принадлежащие трем языковым семьям:

1. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.

2. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.

3. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.

В Дагестане более 30 местных языков, различных по своему происхождению, по объему выполняемых функций, по степени изученности. Из них пять языков (аварский, даргинский, лакский, лезгинский и табасаранский) являются литературными. До 1921 г. использовался арабский алфавит (аджам), в 1921–1938 гг. существовала письменность на латинской графической основе, а с 1938 г. эти языки имеют письменность на основе русской графики. В начале 1990-х гг. статус письменных получили агульский, рутульский и цахурский языки.

Территория Дагестана была освоена человеком в эпоху палеолита. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные здесь, относятся к ашельской эпохе. Среди древних предков народов Дагестана племена легов, гелов, удинов и др., проживавшие на территории современного Дагестана в I тыс. до н.э. В конце I тыс. до н.э. территория Дагестана с указанными и другими племенами входила в состав Кавказской Албании. На рубеже двух эр Албания была вовлечена в тяжелые изнурительные войны римлян с парфянами, соперничающими между собой за гегемонию в Малой Азии и на Кавказе. В III в. н.э. южный Дагестан был захвачен Сасанидским Ираном, а северный равнинный Дагестан в IV в. вторглись гунны. Начиная с V в. на территории Дагестана образуется ряд государственных образований:

· Лайран (в горах на юге Дагестана южнее реки Самур),

· Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам реки Самур,

· Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне реки Гюльгерычай),

· Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне реки Рубас),

· Филан (территория Леваншинского плато),

· Зирихгеран (земли, населенные кубачинцами),

· Серир (в нагорном Дагестане, Аварское Койсу и Кара-Койсу).

Эти объединения стали прообразами будущих государственных образований. После распада Арабского халифата и Хазарии в X –XII вв. на территории Дагестана возникло множество этнополитических образований. Крупнейшим государственным образованием, а также культурным и торговым центром был Дербентский эмират. Эмир и знать Дербента были арабского происхождения, в эмирате господствовали арабский язык и ислам. В источниках по истории Дагестана XIII–XV вв. упоминается и тюркоязычное население в районе Дербента и на севере Дагестана. Население Дербента было этнически пестрым: тюрки, иранцы, азербайджанцы, представители различных дагестанских этносов. Дербентский эмират занимал ключевую позицию среди центров торговли в Прикаспии. Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII – VI вв. до н. э. До IV в. Дербент входил в состав Кавказской Албании. В V-VI вв. Сасаниды превратили Дербент в настоящую каменную крепость и порт. Дербент был форпостом на Каспии. Любая экспансия соседних государств начиналась с попыток овладения этим городом. С 735 г. Дербент стал военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым центром и портом, очагом распространения ислама в Дагестане. Однако к X в. ислам утвердился лишь в части плоскостных земель, южном предгорье и Табасаране. В 1239 г. Дербент попал в зависимость от монголов, а с 1437 г. стал провинцией государства Ширваншахов.

Мусульманские правители арабского происхождения также правили в Кайтаге, расположенном на северо-западе от Дербента (населяли Кайтаг предки современных даргинцев). Кайтаг подчинил себе земли Филана и соседнего Уркараха. В отличие от знати, население Кайтага и Уркараха оставалось язычниками. Рядом с Кайтагом был расположен Зирихгеран с центром Кубачи, являвшимся крупнейшим районом ремесленного производства и выделки оружия и кольчуг. Его жители были язычниками. В Южном Дагестане в бассейне реки Самур продолжала существовать «страна лакзов» – Лакз (современные лезгины, агулы, рутулы и др.), в котором благодаря проникновению ислама развился феодальный строй. Лакз не был единым политическим образованием, он состоял из мелких владений правителей – «маликов». Юго-западнее Дербента располагался Табасаран, а в Центральном Дагестане по течению Кара-Койсу – Гумик (Кумух). Жители Гумика до XI в. были христианами и лишь позже приняли ислам. Первоначально Гумик включал ряд самостоятельных общин, но к XII в. стал единым и одним из самых сильных владений в Дагестане. Наконец, в Западном Дагестане сложилось сильное государственное образование – Серир, или Сарир (центры – селения Тануси и Хунзах). Во главе Серира стоял наследственный царь-«авар» (вероятно, по имени правителя VI в.). Правители Серира исповедовали христианство. В XII в. Серир распался на мелкие владения, позже вошедшие в Аварское ханство.

В XIV – XV вв. в Дагестане проживало несколько десятков этносов, говорящих на разных языках и диалектах кавказской языковой семьи (кроме тюркоязычного населения Прикаспия). Помимо языковой близости их объединял однотипный общественный строй. При зримых политических различиях (союзы вольных обществ – джамааты и феодальные владения) общественный строй горцев имел общие системообразующие черты кавказской горской цивилизации. Однотипным был и хозяйственный уклад, в котором главенствовало отгонное скотоводство, сочетавшееся с земледелием и домашними ремеслами.

Наиболее многочисленным дагестанским этносом являлись аварцы. Процесс их этнической консолидации в доордынскую эпоху только начинался, чему способствовало политическое объединение. Еще в V в. на землях аварцев возникло первое государство Серир. Название территории их проживания – Аварии произошло, вероятно, от имени царя Серира Авара (VI в.). В XIII в. в центральной части Хунзахского плато сложилось Аварское княжество с центром в с. Хунзах, которое к концу XV в. объединяло значительную часть нагорного Дагестана. Правили Аварией наследственные князья-нуцалы, которые были христианами-православными. Христианская Авария постоянно враждовала с соседними мусульманскими Кумухом и Кайтагом. В результате войн с ними аварцы в начале XIV в. начали принимать ислам. В конце XV в. в Аварии усилилась феодальная раздробленность и от княжества отделились несколько самостоятельных владений (Чоглинское, а позже – Кутишинское султанства). Соседние сельские общества находились в вассальной зависимости от нуцалов Аварии, которые могли выставить около 20 тыс. воинов.

Наряду с аварским княжеством, в XII – XV вв. продолжали существовать многочисленные (около 40) вольные общества аварцев: Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, Карах и др. Аварское княжество (с XV в. чаще именуемое ханством) и сельские общества находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих обычаях (адатах). Впоследствии часть обществ попала в зависимость от нуцалов, а некоторые были поглощены ханством.

Лакцы населяли территорию центральной части Нагорного Дагестана, а также равнинную территорию, включая часть Приморского Дагестана и современного Ставропольского края. Первоначально они проживали в родовых (тухумных) поселках, которые к XIV в. объединились в территориальные общины-джамааты во главе со старейшинами. У лакцев существовало множество родственных диалектов, одним из самых распространенных стал кумухский – язык жителей села Кумух. В XIII-XV вв. возникшее на лакских землях Казикумухское шамхальство (с центром в Кумухе) стало одним из сильнейших политических объединений Дагестана. Его владетели могли выставить 100-тысячное войско. Правители Кумуха – шамхалы приняли ислам суннитского толка, проводили активную внешнюю политику, подчинив себе не только лакские джамааты, но и земли даргинцев, ногайцев, часть аварцев и лезгин. Казикумух особенно усилился в золотоордынский период, монгольские ханы произвели его шамхала в старшие князья Дагестана. Вместе с аварцами в 1396 г. Кумух противостоял нашествию Тимура, потерпел поражение, однако территория княжества не была затронута войной. Поэтому могущество шамхалов быстро восстановилось, они подчинили себе плоскостные земли вплоть до Приморского Дагестана. Присоединение плоскости к Казикумухскому щамхальству совпало со временем окончательной утраты Золотой Ордой своих позиций в Дагестане. Территория шамхальства простиралась от р. Терек на юг до границ Кайтага и от Каспийского моря на запад до центрального Нагорного Дагестана. Кумух активно вмешивался в дела соседнего Кайтага, насаждал ислам в Зирихгеране и землях по верхнему течению р. Кара-Койсу, дань ему платили даже отдельные чеченские общества.

Лезгины – коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория их расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались «Лекзистаном». В этническом отношении они делились на три большие группы – кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII–XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования – вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.). Постепенно южная часть Лекзистана попала в зависимость от азербайджанского Ширванского княжества. Часть лезгинских джамаатов находились также в зависимости от шамхалов Казикумуха.

Свою самостоятельность сохранил возникший еще в V в. Зирихгеран, населенный кубачинцами (жителями с. Кубачи), хотя и он платил дань шамхалам Казикумуха. В этническом отношении кубачинцы были близки даргинцам. С 1305 г. официальной религией кубачинцев стал ислам. Кубачи славились своими ремеслами, главным образом – производством прекрасного вооружения. В период нашествия Тимура Кубачи уцелели, но вынуждены были снабжать войско среднеазиатского завоевателя оружием – бронями и кольчугами. С XV в. Зирихгеран попал в зависимость от Кайтага.

Кайтагцы являлись этнической группой, известной с IX в., когда в арабских источниках встречается упоминание о территории их проживания – Хайдаке. В XIII-XIV в. в средней части бассейна р. Уллу-чай возникло Кайтагское уцмийство, ставшее одним из самых значительных княжеств Дагестана. Столицей его первоначально был Калакорейш, а позже – Уркарах. Владетели Кайтага – уцмии (от араб. «именитый») захватили предгорья к северу от княжества, населенные родственными даргинцами и часть приморской зоны, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониями Причерноморья, а также со столицей Золотой Орды – Сараем. С XIV в. ислам стал распространяться по территории уцмийства, но длительное время жители Кайтага сопротивлялись исламизации и оставались язычниками. В этническом отношении население Кайтага не было однородным и включало, помимо собственно кайтагцев и даргинцев (Уцми-Дарго), также кумыков. Во второй половине XIV в. Кайтагу удалось распространить свое влияние на Табасаран и долину Самура. Кайтаг был союзником Золотой Орды, поэтому Тимур подверг уцмийство страшному разгрому, от которого оно оправилось лишь к середине XV в., когда уцмии восстановили былую силу своего княжества и даже подчинили Зирихгеран. Новой столицей страны стал Маджалис. К концу XV в. уцмии Кайтага могли выставить 30-тысячное войско. Не все земли кайтагцев вошли в уцмийство, сохранялись и вольные общества, которые в разное время находились в большей или меньшей зависимости от уцмия: Маджалис-Катда, Шуркант, Ирчамул, Каттаган, Каракайтаг и др.

Даргинцы населяли предгорье и часть горной зоны северо-западнее Кайтага. Процесс этнической консолидации даргинцев шел крайне медленно и в XIV–XV вв. у них не сложилось крупного государственного образования или общинного союза. Даргинские земли были разорены нашествием Тимура, после чего Казикумухский шамхал распространил свое влияние на даргинские земли. В XIV в. даргинцы приняли ислам.

В Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас) обитали табасаранцы. В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании, затем обрел независимость. Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов. Еще в домонгольский период в начале XIII в. на территории Табасарана существовало феодальное владение – майсумство. В золотоордынский период Табасаран попал в вассальное подчинение Кайтагу, но после нашествия Тимура и разгрома Кайтага стал независимым. Майсум жил в укрепленном замке в с. Хучни и мог выставить 60 тыс. воинов. Как и другие территории Дагестана, Табасаран постепенно исламизировался.

Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию «страной гелов». Рутульцы и цахуры не были однородными этническими группами и распадались на множество этнических групп со своими диалектами. Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения – Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в. в Рутуле происходили процессы феодализации, выделялась знать (беки). Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан.

Агулы именуются по месту первоначального расселения (ущелью Агулдере). Постепенно они заселили труднодоступные ущелья центральной части Юго-Восточного Дагестана. Условия проживания привели к их крайней разобщенности, каждое селение говорило на собственном диалекте. По эпиграфическим материалам известно существование агульских поселков с современными названиями уже в XI–XII в. Татаро-монгольское нашествие ускорило процесс распада родовых общин, на месте древних тухумных поселков возникли крупные селения, объединявшиеся в общины, а с XIV в – в союзы общин. До второй половины XVI в. агульские общины сохраняли свою независимость. Мусульманская религия распространилась у агульцев очень рано, со времени арабских завоеваний VII–IX вв.

В XV в. в низовьях Терека оформилось Тюменское княжение. Название его происходило от термина «тумен», т. е. 10 тысяч (либо количество воинов, либо число жителей, а возможно, поголовье скота). Во главе Тюмени стояли наследственные князья-шавкалы (искаж. шамхал). Население княжения было тюркским, пришедшим сюда еще до половцев. В XIII в. оно смешалось с кипчаками, а позже – с ногайцами. Тюменцы – предки современных кумыков. Тюмень зависела от Кумуха и платила ему дань, южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Как и большинство дагестанцев, кумыки были мусульманами-суннитами. К концу XV в. относятся первые сведения о появлении в северокавказских степях ногайцев, в том числе в низовьях Терека и Сулака, однако активное заселение этих территорий произошло только после распада Ногайской Орды на Большие и Малые Ногаи во второй половине XVI в.

С XVI в. с образованием Русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств, начинается усиление его политического влияния на Дагестан. С этого времени на длительный период Дагестан оказывается вовлеченным в противостояние трех могущественных политических сил; Ирана, Турции и России. В 1722 г. Петр I вторгается в приморский Дагестан и присоединяет его к России. Однако по Гянджинскому трактату 1735 г. Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступает ему эти территории.

Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) 1813 г. в селении Гюлистан в Карабахе после окончания русско-иранской войны, юридически оформил признание Ираном перехода к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского. На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.

Колониальная политика царской России вызвала в Дагестане политическое движение за независимость и объединение. На рубеже 30-х гг. XIX в. под флагом исламского мюридизма возникло антиколониальное освободительное движение горцев под руководством имамов Дагестана Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. В начале 40-х гг. имамат в ходе войны с российскими колониальными войсками включал в себя значительную часть Дагестана и Чечни. В 1859 г. Шамиль под натиском российских войск вынужден был капитулировать и сдаться в почетный плен. В 1860 г. была образована Дагестанская область Российской империи с т. н. военно-народным управлением – бюрократической системой управления во главе с генерал-губернатором с элементами традиционного самоуправления населения на местах. В 1877 г. с началом очередной русско-турецкой войны в Чечне и Дагестане вспыхнуло крупное вооруженное восстание, котрое было жестоко подавлено царскими войсками. Согласно приговору специально учрежденного военно-полевого суда, в Гунибе и Дербенте были казнены через повешение руководители восставших: имам Гаджи-Магомед, Ника-Кади, Абас-паша, ротмистр Абдул-Меджид, Зубаир-бек, Абдул Гаджиев, Кази-ахмед и др., всего 300 человек. Огромное число активных участников восстания вместе с семьями было арестовано, около 5 тыс. из них были высланы на каторжные работы и постоянное жительство во внутренние губернии России.

С середины XIX в. и особенно после строительства в 1990-х гг. Владикавказской железной дороги, соединившей Дагестан с центром России, с Баку и Грозным, Дагестан включился в русло капиталистического развития. К началу XX в. в Дагестане насчитывалось около 70 предприятий, формируется местная буржуазия и рабочий класс. После революций 1917 г. и Гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 г. был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР. В 1991 г. в результате развала СССР и образования на его территории независимых государств из числа бывших Союзных республик, Дагестан стал республикой в составе нового государства – Российской Федерации. 26 июля 1994 г. была принята новая Конституция Республики Дагестан, в которой определяется, что Дагестан «есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана» (ст.1).

В Дагестане нет так называемой «титульной национальности», но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:

1. Аварцы – наиболее многочисленный этнос Дагестана. В настоящее время их в республике 577,1 тыс. чел. (27,9 % населения). Основная область расселения – регионы западного горного Дагестана. Сельское население аварцев составляет 68 % и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98–100 % населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 %, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском – до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 % аварского населения. В Махачкале они составляют 21 %, в Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске – 43–52 %, в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске – 12–22 %. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.

2. Даргинцы – второй по численности дагестанский этнос – 332,4 тыс. чел. (16,1 % населения). Территория традиционного расселения даргинцев – горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 %). Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения этих районов. Даргинцы – горожане проживают в Избербаше (57 % населения этого города), в Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.

3. Кумыки насчитывают 267,5 тыс. человек и составляют 12,9 % населения республики. Территория их традиционного расселения – Терско-Сулакская низменность и предгорные районы Дагестана. Более половины кумыков (52 %) проживают в 8 районах сельской местности. В Кумторкалинском районе их 67,5 %, в Карабудахкентском – 62 %, Буйнакском – 55 %, Каякентском – 51 %, Бабаюртовском – 44 %, Хасавюртовском – 28,5 % Кизилюртовском – 13,6 %, в Кайтагском – 9 % населения районов. В Махачкале они составляют 15 % населения, в Буйнакске – треть, Хасавюрте – четверть и Кизилюрте – пятую часть населения, в Избербаше – 17 %, Каспийске – 10 %, в Дербенте кумыков меньше 1 %. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарках – 91 %, Тюбе – 36 % Ленинкенте – 31,3 % Кяхулае – 28,6 %, Альбурикенте – 27,6 %, Шамхале – 26,8 %, Манаскенте – 24,9 % населения.

4. Лезгин в Дагестане в настоящее время 250,7 тыс. человек, что составляет 12,2 % населения республики. Основная территория расселения лезгин – нагорный, предгорный и равнинный Южный Дагестан. Сельское население (около 64 %) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93 до 100 %, в Хивском – 37,3 %и Рутульском – 8 % населения. Часть лезгин проживает в Дербентском (15 %) и Хасавюртовском (6 %) районах. Лезгины – горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (26 %), Дагестанских Огнях (22 %), Каспийске (16 %), Махачкале (9,5 %) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка Белиджи и около 10 % поселка Мамедкала.

5. Русские считаются одним из народов Дагестана – численность русских в республике 150,1 тыс. человек (7,3 % населения). Более 80 % дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54 %). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17–18 %), в остальных городах их доля составляет 3 –10 % населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81 %), относительно много их в Дубках (16 %) и Сулаке (12 %). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность, как относительная, так и абсолютная, в последние годы заметно уменьшается(27,2 % и 30,4 % соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1,5 %), Хасавюртовском (0,4 %), Ногайском (1,8 %), и Дербентском (0,7 %) районах.

6. Лакцы расселены в центральной части горного Дагестана на территории Лакского и Кулинского районов. В настоящее время их 102,6 тыс.человек в республике или 5 % от всего населения. В указанных горных районах они составляют соответственно 94 % и 99 % населения. Сельское население лакцев проживают также в равнинном Новолакском районе (48 % населения района), Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. Однако большинство (64 %) лакцев проживает в городах республики. Из них более половины сосредоточенно в Махачкале, где они составляют более 12 % населения, в Каспийске – 14 %, в Буйнакске и Кизилюрте – около 8 % населения этих городов. В ряде поселков городского типа – Сулак, Ачису, Кяхулай, Манаскент и др. лакцы составляют от 3 до 9 % населения.

7. Табасараны насчитывают 93,6 тыс. человек, что составляет 4,5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранцев незначительно.

8. Азербайджанцы насчитывают 88,3 тыс. человек, что составляет 4,3 % населения республики. Около половины их проживает в сельской местности в Дербентском (55,7 %), Табасаранском (18 %), также в Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Азербайджанцы-горожане живут в основном в Дербенте и Дагестанских Огнях, где они составляют около трети населения, а также в поселках Мамедкала (22,4) и Белиджах (7,3 %). В Махачкале азербайджанцев сейчас немногим более 6 тыс. чел. или 1,6 % населения столицы Дагестана.

9. Чеченцы в Дагестане в настоящее время 92,2 тыс. чел. Еще в 1994 г. их численность в Дагестане составляла 62 тыс. чел. Резкое увеличение связано с военными действиями на территории соседней Чеченской республики. Они сейчас составляют 4,5 % населения республики. Сельское население, составляющее около 48 %, сосредоточено в Хасавюртовском районе (25,6 %), Новолакском (13 %), Казбековском (13 %) и Бабаюртовском (8 %). Чеченцы-горожане живут главным образом в трех городах Дагестана – Хасавюрте (35,6 %), Махачкале (4,3 %) и Кизляре (6,5 %).

10. Ногайцев насчитывается в Дагестане 33,4 тыс. человек. (1,6 % населения). Основная область их расселения – Территория Ногайской степи. Сельское население ногайцев – около 87 % всех ногайцев – расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8 %). Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте.

11. Таты – дагестанский этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и исторически исповедующий иудаизм. Указать их численность в настоящее время несколько затруднено поскольку многие из них записываются евреями и попадают в общую с ними графу национальности. Евреев вместе с татами в Дагестане сейчас 18,5 тыс. человек. Это менее одного процента населения республики. Их численность заметно уменьшается, особенно в последние годы из-за массового выезда в Израиль. Подавляющее их большинство (98 %) проживает в городах, главным образом, в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске и Кизляре.

12. Рутульцы – малочисленный этнос Дагестана, насчитывающий 17,1 тыс. человек (0,8 % населения республики). Основная территория расселения – верховья р. Самур в Южном Дагестане. Сельское население (около 70 %) рутульцев расселено в Рутульском (55 %) и Докузпаринском (2,3 %) районах, а также небольшими группами в несколько сотен человек в Кизлярском, Магарамкентском, и Дербентском районах. Большинство рутульцев-горожан проживает в Махачкале и Дербенте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.