Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура 12 страница




В связи с этими рассуждениями обращает па себя внимание нали­чие единого корня в словах «культура» и «культ» (последний означа­ет чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо, например культ личности). На первый взгляд содержательного родства в этих одноко-ренных словах не обнаруживается. Однако анализ показывает, что в основе каждого из них — совокупность (или даже система) ценностей определенного рода.

Говоря о ценностях российской культуры, мы могли бы назвать среди них и такие, как верность принятой и разделяемой идее, готов­ность ей слулсить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству.

Конечно, нельзя в полной мере сопоставлять характеристики цен­ностей американской, японской и русской культур. Наша цель в дан-пом случае состояла в том, чтобы показать возможность и необходи­мость подобных рассуждений и исследований.

1 Касьянова К. О русском национальном характере. М, 1994. С. 350.

2 См.: Там же С. 337

3 Там же. С. 342.



Раздел III Общество и его структура


 



Продолжая характеристику элементов культуры, необходимо рейти к рассмотрению норм, которые тесно связаны с ее ценностями.

Нормы

Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институцио­нальные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (на­пример, нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона»). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способст­вовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы — это приня­тые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержат десять заповедей христианской морали: «неубий», «не укради», «чти от­ца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др.

Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщатель­но разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каж­дый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащих­ся и педагогов, взаимодействующих в его рамках.

Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Право­вые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.

Обычаи

Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотип­ные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов.

В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (это, главным образом, при­митивные общества), поскольку регламентируют повседневное пове­дение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, пе­редают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д. В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регу-


Глава 11 Общество и культура 231

лирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения.

Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). Если нарушение норм (особенно институциональных и правовых) влечет за собой жесткое наказание, то нарушение обычаев — либо мягкое, либо вообще никакого. «Нарушителя» обычаев чаще все­го пожурят и останутся о нем не самого лучшего мнения. В любом об­ществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчиты­ваются тысячи, а в развитых обществах — гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие.

Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведе­ния: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обыча­ев относят табу — различного рода запреты (на мясо некоторых жи­вотных, на произнесение бранных слов и т.д.).

Язык

Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, по­стольку именно язык служит главным средством трансляции, переда­чи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем.

Однако у культуры есть еще и «свой», внутренний, присущий только ей язык, который так и называют — язык культуры. Для того чтобы по-настоящему понять ее произведения, необходимо овла­деть именно этим языком,. Этот процесс связан с проникновением в мир «культурной» профессии — композитора, художника, скульпто­ра. Если человек хочет по-настоящему глубоко понять мир музыки или живописи, чтобы не только ощутить их эстетическое и нравствен­ное воздействие, по и осмыслить содержание художественных произ­ведений, ему необходимо (хотя бы частично) овладение соответству­ющим профессиональным «языком».

Язык — явление общественное. Им нельзя овладеть вне социально­го взаимодействия, вне общения с другими людьми. Это обстоятель-



Раздел III. Общество и его структура


ство хорошо объясняет, почему в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира (а такой до недавнего времени бы­ла Россия), население плохо владеет иностранными языками. До ка­кого-то уровня язык можно «выучить», но по-настоящему овладеть им можно лишь в процессе социального общения и взаимодействия в условиях того общества, той страны, i де этот язык является основным средством коммуникации.

Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринят ы е зна­чения. Они составляют содержание устной и письменной речи, кото­рая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь — индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь — только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как — устно, пись­менно или с помощью жестов, используемых немыми людьми).

Деятельность

Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, рас­пространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не все­гда. Между тем, по нашему мнению, он является системообразу­ющим для культуры. Какой бы срез культуры мы пи взяли, в любом из них деятельность определяет ее содержание.

В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чте­ние, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творче­стве (музыкальном, художественном) и т.д. Особенно этим «грешат» те, кто проводят их конкретно-социологические исследования. Конеч­но, названные виды занятий относятся к культурной деятельности (их обычно связывают со сферой свободного времени и называют досуго-выми), но составляют только ее часть, и не более того.

Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реа­лизация (самореализация) сущностных сил человека, его способнос­тей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесооб­разно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности, будь то труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

В процессе культурной деятельности социальная общность (и ин­дивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространст-


Глава 11 Общество и культура 233

венно-временного бытия, собственного социального окружения, осва­ивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким обра­зом включается в новую систему отношений. Таким образом, культур­ная деятельность становится катализатором развития социальной общности.

Культурная деятельность в жизни общества в целом и отдельных социальных общностей осуществляется в нескольких формах. Неко­торые из них на определенных этапах развития общества играют за­метную роль (как позитивную, так и негативную). Учитывая особен­ности российского общества па рубеже XX—XXI вв. и прогнозируя его развитие на ближайший исторически обозримый период, следует иметь в виду в первую очередь две формы культурной деятельности — этноцентризм и культурный релятивизм.

§ 3. Этноцентризм и культурный релятивизм

Этноцентризм

Впервые в социологии этноцентризм и культурный релятивизм были описаны американским социологом Уильямом Самнером в книге «Народные обычаи» (1906). Суть этноцентризма — в оценке других культур на основе собственной, базирующейся на вере в биологичес­кое и культурное превосходство своей социальной общности над други­ми. У. Самнер считал этноцентризмом такой взгляд на общество и его культуру, при котором определенная социальная общность считается центральной, а все другие соотносятся и соизмеряются с ней. Отсюда этноцентризм часто выступает как противопоставление «мы — они». Как показывают социологические исследования, проведенные в раз-11ых странах, люди склонны переоценивать свою культуру и недооце­нивать чужую, поэтому этноцентризм можно считать в известной ме­ре универсальной человеческой реакцией.

Позитивен или негативен этноцентризм? На это вопрос не просто ответить. Этноцентризм содержит в себе и положительные, и отрица­тельные стороны. Он сплачивает социальную общность, стимулирует и усиливает патриотизм, способствует росту активности. Вместе с тем эт­ноцентризм может выступать как средство разжигания неприязни меж­ду социальными общностями, народами. В определенных условиях он способен быть фактором их обособления и вести к национализму.

Что касается этноцентризма в культуре, то, наряду с пробуждением и активизацией интереса к культуре собственного этноса, он часто иг­рает тормозящую роль. Логика здесь примерно такова: если моя куль-



Раздел III. Общество и его структура


тура — лучшая в мире, то зачем тогда нужны взаимодействия с други­ми культурами и их использование? Эта логика свойственна сегодня определенной части американского общества, лозунг которого — «Америка — лучше всех». При рассмотрении культуры с позиций эт­ноцентризма трудно прийти к пониманию необходимости ее взаимо­действия с другими культурами.

Проявляется ли этноцентризм в современном российском обществе и российской культуре? Безусловно, да. Процессы 1990-х гг. в достаточ­но жесткой форме выдвинули проблему выбора пути развития общее г-ва и его культуры. Наряду со сторонниками «прозападного» варианта, связанного с использованием в основном опыта развитых западных стран, а также Японии, Южной Кореи и др., есть немало защитников чи­сто русского, национального пути развития. Но их наличие еще не озна­чает причин для появления «русского» этноцентризма. Выбор собствен­ного пути — процесс естественный, особенно для большой страны, переживающей тяготы переходного периода к новому этапу развития.

Сложность ситуации состоит в том, что среди многочисленных ло­зунгов, целей и средств их достижения одним из них становится чрез­вычайно реакционный, доводящий этноцентризм до крайней формы его проявления — национализма лозунг «Россия — для русских». Питательную среду он находит в многочисленных конфликтах и про­тиворечиях межэтнического и межнационального характера,*связап-ных с войной в Чечне, с отношением к русскоязычному населению во всех (или почти во всех) республиках бывшего СССР, с трудностями жизнеустройства беженцев из них и т.д.

Социологические исследования в Чечне показывают растущую не­приязнь значительной части россиян не только к самой этой войне, но и к представителям ряда национальностей Кавказа. В отдельных горо­дах возникают стихийные движения протеста, требования выселить их из России. На рынках больших городов устраиваются погромы, поджо­ги, избиения этих людей. Однако следует надеяться, что с прекращени­ем войны ситуация нормализуется, по крайней мере внешне. Здесь не­обходимо быть реалистами и понимать, что в сфере общественной психологии быстрых, коренных изменений не происходит. Нужно вре­мя, и немалое, для избдвления от крайних форм этноцентризма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.