КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 12 страница
В связи с этими рассуждениями обращает па себя внимание наличие единого корня в словах «культура» и «культ» (последний означает чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо, например культ личности). На первый взгляд содержательного родства в этих одноко-ренных словах не обнаруживается. Однако анализ показывает, что в основе каждого из них — совокупность (или даже система) ценностей определенного рода. Говоря о ценностях российской культуры, мы могли бы назвать среди них и такие, как верность принятой и разделяемой идее, готовность ей слулсить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству. Конечно, нельзя в полной мере сопоставлять характеристики ценностей американской, японской и русской культур. Наша цель в дан-пом случае состояла в том, чтобы показать возможность и необходимость подобных рассуждений и исследований. 1 Касьянова К. О русском национальном характере. М, 1994. С. 350. 2 См.: Там же С. 337 3 Там же. С. 342. Раздел III Общество и его структура
Продолжая характеристику элементов культуры, необходимо рейти к рассмотрению норм, которые тесно связаны с ее ценностями. Нормы Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институциональные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (например, нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона»). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способствовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы — это принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержат десять заповедей христианской морали: «неубий», «не укради», «чти отца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др. Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщательно разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каждый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащихся и педагогов, взаимодействующих в его рамках. Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Правовые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали. Обычаи Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотипные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов. В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (это, главным образом, примитивные общества), поскольку регламентируют повседневное поведение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, передают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д. В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регу- Глава 11 Общество и культура 231 лирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения. Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). Если нарушение норм (особенно институциональных и правовых) влечет за собой жесткое наказание, то нарушение обычаев — либо мягкое, либо вообще никакого. «Нарушителя» обычаев чаще всего пожурят и останутся о нем не самого лучшего мнения. В любом обществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчитываются тысячи, а в развитых обществах — гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие. Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обычаев относят табу — различного рода запреты (на мясо некоторых животных, на произнесение бранных слов и т.д.). Язык Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, постольку именно язык служит главным средством трансляции, передачи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем. Однако у культуры есть еще и «свой», внутренний, присущий только ей язык, который так и называют — язык культуры. Для того чтобы по-настоящему понять ее произведения, необходимо овладеть именно этим языком,. Этот процесс связан с проникновением в мир «культурной» профессии — композитора, художника, скульптора. Если человек хочет по-настоящему глубоко понять мир музыки или живописи, чтобы не только ощутить их эстетическое и нравственное воздействие, по и осмыслить содержание художественных произведений, ему необходимо (хотя бы частично) овладение соответствующим профессиональным «языком». Язык — явление общественное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, вне общения с другими людьми. Это обстоятель- Раздел III. Общество и его структура ство хорошо объясняет, почему в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира (а такой до недавнего времени была Россия), население плохо владеет иностранными языками. До какого-то уровня язык можно «выучить», но по-настоящему овладеть им можно лишь в процессе социального общения и взаимодействия в условиях того общества, той страны, i де этот язык является основным средством коммуникации. Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринят ы е значения. Они составляют содержание устной и письменной речи, которая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь — индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь — только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как — устно, письменно или с помощью жестов, используемых немыми людьми). Деятельность Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не всегда. Между тем, по нашему мнению, он является системообразующим для культуры. Какой бы срез культуры мы пи взяли, в любом из них деятельность определяет ее содержание. В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (музыкальном, художественном) и т.д. Особенно этим «грешат» те, кто проводят их конкретно-социологические исследования. Конечно, названные виды занятий относятся к культурной деятельности (их обычно связывают со сферой свободного времени и называют досуго-выми), но составляют только ее часть, и не более того. Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реализация (самореализация) сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесообразно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности, будь то труд, семья, быт, образование, политика, досуг. В процессе культурной деятельности социальная общность (и индивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространст- Глава 11 Общество и культура 233 венно-временного бытия, собственного социального окружения, осваивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким образом включается в новую систему отношений. Таким образом, культурная деятельность становится катализатором развития социальной общности. Культурная деятельность в жизни общества в целом и отдельных социальных общностей осуществляется в нескольких формах. Некоторые из них на определенных этапах развития общества играют заметную роль (как позитивную, так и негативную). Учитывая особенности российского общества па рубеже XX—XXI вв. и прогнозируя его развитие на ближайший исторически обозримый период, следует иметь в виду в первую очередь две формы культурной деятельности — этноцентризм и культурный релятивизм. § 3. Этноцентризм и культурный релятивизм Этноцентризм Впервые в социологии этноцентризм и культурный релятивизм были описаны американским социологом Уильямом Самнером в книге «Народные обычаи» (1906). Суть этноцентризма — в оценке других культур на основе собственной, базирующейся на вере в биологическое и культурное превосходство своей социальной общности над другими. У. Самнер считал этноцентризмом такой взгляд на общество и его культуру, при котором определенная социальная общность считается центральной, а все другие соотносятся и соизмеряются с ней. Отсюда этноцентризм часто выступает как противопоставление «мы — они». Как показывают социологические исследования, проведенные в раз-11ых странах, люди склонны переоценивать свою культуру и недооценивать чужую, поэтому этноцентризм можно считать в известной мере универсальной человеческой реакцией. Позитивен или негативен этноцентризм? На это вопрос не просто ответить. Этноцентризм содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Он сплачивает социальную общность, стимулирует и усиливает патриотизм, способствует росту активности. Вместе с тем этноцентризм может выступать как средство разжигания неприязни между социальными общностями, народами. В определенных условиях он способен быть фактором их обособления и вести к национализму. Что касается этноцентризма в культуре, то, наряду с пробуждением и активизацией интереса к культуре собственного этноса, он часто играет тормозящую роль. Логика здесь примерно такова: если моя куль- Раздел III. Общество и его структура тура — лучшая в мире, то зачем тогда нужны взаимодействия с другими культурами и их использование? Эта логика свойственна сегодня определенной части американского общества, лозунг которого — «Америка — лучше всех». При рассмотрении культуры с позиций этноцентризма трудно прийти к пониманию необходимости ее взаимодействия с другими культурами. Проявляется ли этноцентризм в современном российском обществе и российской культуре? Безусловно, да. Процессы 1990-х гг. в достаточно жесткой форме выдвинули проблему выбора пути развития общее г-ва и его культуры. Наряду со сторонниками «прозападного» варианта, связанного с использованием в основном опыта развитых западных стран, а также Японии, Южной Кореи и др., есть немало защитников чисто русского, национального пути развития. Но их наличие еще не означает причин для появления «русского» этноцентризма. Выбор собственного пути — процесс естественный, особенно для большой страны, переживающей тяготы переходного периода к новому этапу развития. Сложность ситуации состоит в том, что среди многочисленных лозунгов, целей и средств их достижения одним из них становится чрезвычайно реакционный, доводящий этноцентризм до крайней формы его проявления — национализма лозунг «Россия — для русских». Питательную среду он находит в многочисленных конфликтах и противоречиях межэтнического и межнационального характера,*связап-ных с войной в Чечне, с отношением к русскоязычному населению во всех (или почти во всех) республиках бывшего СССР, с трудностями жизнеустройства беженцев из них и т.д. Социологические исследования в Чечне показывают растущую неприязнь значительной части россиян не только к самой этой войне, но и к представителям ряда национальностей Кавказа. В отдельных городах возникают стихийные движения протеста, требования выселить их из России. На рынках больших городов устраиваются погромы, поджоги, избиения этих людей. Однако следует надеяться, что с прекращением войны ситуация нормализуется, по крайней мере внешне. Здесь необходимо быть реалистами и понимать, что в сфере общественной психологии быстрых, коренных изменений не происходит. Нужно время, и немалое, для избдвления от крайних форм этноцентризма.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |