КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гегель (Hegel)
Биографические сведения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, родился в Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания гимназии в 1793 г. учился в Тюбингенской семинарии (вместе с Шеллингом). После окончания семинарии церковной карьере предпочел профессию учителя. В 1799 г. (получив наследство после смерти отца) он отправился в Йенский университет, где слушал лекции Шеллинга; там же он защитил диссертацию. В 1802— 1803 гг. вместе с Шеллингом издавал «Критический философский журнал», в котором напечатал ряд своих работ. В эти же годы он работает над первым своим крупным произведением «Феноменология духа». Проблемы, вызванные войной, заставили Гегеля покинуть Йену и переехать сначала в Бамберг, а затем — в Нюрнберг, где он работал директором гимназии (1808—1816), именно в этот период он написал «Науку логики». В 1816—1818 гг. Гегель занимает должность профессора в Гейдельбергском университете, а с 1818г. и до самой смерти — в Берлинском (несколько лет был ректором университета). Именно в берлинский период работы Гегеля получили особо широкое признание, и авторитет Гегеля значительно возрос. Основные труды. «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822). После смерти Гегеля его ученики опубликовали записи его лекций: «Лекции по философии истории», «Эстетика», «Лекции по философии религии», «Лекции по истории философии». Философские воззрения. Гегель — создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма, причем построение этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики. Как в построении своей системы, так и в разработке диалектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфилософии последнего). Система Гегеля. Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность — Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта — творческая активность, развитие, развертывание. В своем развитии он проходит различные стадии, проявляясь или Развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели — к самопознанию (схема 134). Схема 134. Стадии развития Абсолюта Построение Абсолюта в виде триады имеет в европейской философии1 давнее и традиционное обоснование и восходит к учению о христианской Троице2. У Гегеля нет объяснения того, как из Абсолютной идеи рождается Природа или из Природы — Дух; он всего лишь утверждает сам факт такого порождения. Так, например, в «Феноменологии духа» он говорит, что Абсолютная идея, познав собственное содержание, «решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве Природы». Аналогичная говоря о рождении Духа, он только замечает, что при этом Абсолютная идея покидает природу, преодолев собственное инобытие, и возвращается к самой себе в качестве Абсолютного духа. При этом необходимо учитывать, что, по Гегелю, весь этот процесс развертывания Абсолюта происходит не во времени, он носит характер вневременного — находящегося в вечности. Отсюда и вывод о вечном существовании природы3; о протекании во времени можно говорить только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием Духа. Поэтому процесс развития Абсолюта оказывается у Гегеля и развитием по замкнутому кругу4: одновременно вечной и непрерывной борьбой (и единством) противоположностей — Абсолютной идеи и Природы, и вечным результатом (синтезом) этих противоположностей — Духом5. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, что ко- 1 Строго говоря, оно встречается не только в европейской философии: так, в средневековом буддизме было разработано учение о Тримурти — трех телах Будды. 2 Но сам процесс взаимодействия между тремя составляющими Абсолюта у Гегеля больше всего напоминает учение Бёме: с одной стороны, взаимоотношения между тремя лицами Троицы, а с другой — отношение между Троицей и тварным миром, т.е. природой (схема 93 на с. 271). 3 «Мир сотворен, сотворяется теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира». Гегель. Сочинения. М.—Л., 1934. Т. 2. С. 22. Таким образом, сам Гегель еще не считал, что самой природе присуще развитие во времени. Но его философское учение оказало громадное влияние на появление в XIX в. различных естественнонаучных концепций о развитии природы, например геологии, космогонии, эволюционного учения Дарвина. 4 На схеме 134 это отношение передано сплошной линией. 5 На схеме 134 это развитие показано пунктирной линией. нечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый результат» есть «труп». Структура философского знания. Трем основным стадиям развития Абсолюта соответствуют и три части философии (табл. 84). Таблица 84 Стадии развития Абсолюта и структура философии
На каждой стадии своего развития Абсолют проходит еще несколько этапов развития, что определяет внутреннее построение каждой из трех частей философии. В результате общая структура философии обретает следующий вид (схема 135). Схема 135. Философская система Гегеля В философии Абсолютная идея, выступающая в форме Абсолютного духа, познает свою собственную сущность и тем самым «возвращается к себе». И поэтому здесь процесс ее развития завершается, а система Гегеля оказывается законченной: «конец» смыкается с «началом», образуя замкнутый круг (схема 134). С другой стороны, поскольку применяемый Гегелем метод является диалектическим, предполагающим бесконечное движение (как результат вечной борьбы противоположностей), то это движение является бесконечным движением по замкнутому кругу. Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и формах только человеческого мышления. Признавая значение этой научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика имеет дело с законами и формами только человеческого мышления (рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия и мышления, необходимо поставить вопрос о законах и формах мышления как такового, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-вторых, формальная логика имеет дело только с застывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, развитие. Отсюда возникает задача создания новой диалектической логики, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о законах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мышления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением о развитии познания1) и логикой (учением о законах и формах мышления): логика — онтология = гносеология. С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, находятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изменяются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в свою противоположность. В работе «Наука логика» он рассматривает вопрос о становлении и взаимосвязи наиболее общих понятий — философских категорий: «бытие», «ничто», «становление», «качество», «количество», «мера» и т.д. Но решается эта проблема Гегелем крайне формально — путем построения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую структуру: тезис — антитезис — синтез, повторяющую общую структуру Абсолюта. 1 Процесс познания, по Гегелю, повторяет процесс развития бытия. Первой триадой (элементарной, или первого порядка), представляющей собой абсолютное начало, является:
Но, чтобы передать отношения между членами этой триады, лучше прибегнуть к следующей схеме. Схема 136. Первая триада (I) Начиная мыслить бытие как «чистое бытие», т.е. лишенное всякой определенности нечто, обладающее только свойством «быть», мы тем самым вынуждены мыслить это нечто и как определенное, т.е. как то, что отлично от Ничто. Таким образом, чистое бытие порождает свою противоположность, свое отрицание (тезис порождает антитезис). Но при этом Бытие и Ничто (тезис и антитезис) существуют только в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие, их борьба друг с другом в рамках исходного единства приводит к синтезу — появлению нового члена триады (в данном случае — «Становление»). Этот третий член (I.3) триады I, появившийся в результате синтеза, является чем-то принципиально новым, он не сводим ни к тезису, ни к антитезису. При этом, поскольку синтез отличен от антитезиса, он выступает в качестве отрицания по отношению к нему — это «отрицание отрицания». Необходимо учесть, что на стадии синтеза — отрицания отрицания — восстанавливается ряд свойств, которыми обладал тезис, но которые были утрачены при первом отрицании — в антитезисе. Эта первая триада, взятая в целом, представляет собой определенное единство и выступает теперь как порождающая свой антитезис — вторую триаду (опять-таки «элементарную», или первого порядка).
Или это можно выразить схематически. Схема 137. Вторая триада (II) Теперь единство и борьба противоположностей, т.е. первой и второй элементарных триад, порождают свой синтез — третью триаду («элементарную», или первого порядка).
Схематически это выглядит следующим образом. Схема 138. Третья триада (III) Каждая из этих трех триад первого порядка представляет собой определенное единство и выступает в свою очередь как соответствующий член триады второго порядка (триады триад) — Качества (схема 139). Схема 139. Триада «Качество» Но Качество в свою очередь есть лишь первый член более общей триады третьего порядка — Бытия (схема 140). Схема 140. Триада «Бытие» Схема 141. Бытие: структурные элементы
Но Бытие, в свою очередь, является только первым членом триады четвертого порядка — Абсолютной идеи.
А уже Абсолютная идея есть первый член триады самого высокого — пятого — порядка, т.е. Абсолюта (схема 134).
При этом Гегель указывает, что развитие понятий идет по принципу «от абстрактного — к конкретному», т.е. от наиболее общих и потому наиболее бедных по содержанию понятий к менее общим и потому более богатым по содержанию1. «Обогащение» содержания понятий происходит путем перехода от бедных односторонних к более богатым, охватывающим в единстве даже противоречивые понятия. С точки зрения формальной логики противоречия являются недопустимыми; так, если в содержание понятия входят противоречивые свойства, например «круглый и квадратный» («круглый квадрат» или «квадратный круг»), то объем такого понятия является пустым — в нем нет ни одного элемента; а если противоречивым является высказывание (А и не А), то оно всегда ложно. Гегель же отвергает такие фундаментальные законы формальной (аристотелевской) логики, как закон тождества (А=А) и закон недопущения противоречия (Неверно, что А и не А). Поскольку сущностью Абсолюта у него является развитие, становление, то каждый объект (понятие) оказывается у него и тождественным, и нетождественным самому себе: ведь в процессе развития объект, сохраняя свою самотождественность, утрачивает одни свойства и получает другие2. Так, Абсолют, проявляющий себя как Абсолютная идея и как ее инобытие — Природа, и тождествен, и не тождествен себе (А=А и А≠А). С точки зрения Гегеля, тождество и различие не существуют отдельно, сами по себе, они всегда взаимосвязаны, это две стороны единого отношения. Поэтому, говоря о тождестве, необходимо иметь в виду и различие, говоря о различии — тождество. 1 Здесь Гегель, по сути дела, опирается на закон формальной логики — «закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия». Философские категории, т.е. понятия типа «бытие», «количество» и т.п., являются понятиями с предельно широким объемом, а значит, и предельно бедным содержанием. 2 Например, человек за свою жизнь проходит разные стадии развития, сначала он — ребенок, потом — зрелый человек, затем — старец. Становясь взрослым, он утрачивает свойства ребенка, приобретая взамен иные свойства. А значит, он, будучи взрослым, уже не тождествен себе как ребенку. Но, с другой стороны, это все тот же человек и потому является самотождественным себе. Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолютной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органике — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д. Философия природы — наименее удачный раздел философии Гегеля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не принимались даже последовательными гегельянцами. Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раздел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее развитие философии и, в частности, философии культуры. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу (схема 134). Так же, как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляет триаду, в данном случае это:
Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада и т.д. (схема 142). Субъективный дух в своем развитии проходит стадии:
Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернувшаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменологии (II. 1 на схеме 142). На конечной стадии развития Субъективного духа рождается свобода, или свободный дух (III.3 на схеме 142), деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа. Объективный дух проходит стадии:
Развитие Объективного духа увенчивается появлением государства (Б.Ш.3 на схеме 142). Здесь мы уже имеем дело с появлением истории, и это, наконец, действительное развитие, совершающееся во времени. История, по словам Гегеля, есть «суждение о мире». И поскольку человеческая история понимается им как «самораскрытие Духа во времени», то мировая история трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому все то, что кажется нам злом (преступления, войны, революции и т.д.), на самом деле оказывается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом1. Отсюда знаменитый тезис Гегеля, сформулированный им в «Философии права»: «Все действительное разумно, все разумное — действительно». Движение мировой человеческой истории трактуется им как процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии развития.
Реализовавшись в истории как свобода, Абсолютная идея на стадии Абсолютного духа теперь возвращается к себе в процессе самопознания, открываясь себе в очередной триаде.
В искусстве Абсолют познает себя через чувственное созерцание (эстетику), в религии — через представления веры, а в философии — 1 Аналогичная идея была еще у стоиков, это так называемый «космологический» аргумент. См. табл. 27. через чистое понятие. И на этой стадии Абсолют полностью постигает свою собственную сущность — круг развития замыкается (схема 134). Таблица 85. Основные этапы развития мировой истории, искусства, религии и философии
Абсолют и Бог. Абсолют оказывается у Гегеля источником и творцом всего существующего, и в этом смысле он близок к понятию христианского Бога-Отца. Но в отличие от Него Абсолют изначально (на стадиях Абсолютной идеи и Природы) не является личностью, не обладает волей и сознанием, все это он обретает только в человеке (на стадии Духа). Первоначальная же деятельность Абсолюта не является свободной, она протекает по внутренне присущим ему законам, т.е. детерминирована (необходима). Поэтому только благодаря человеческой деятельности в длительном процессе развития человеческого духа, высшее проявление которого Гегель усматривает в развитии философии, Абсолют осознает свою собственную сущность (и обретает свободу). Человеку же философия позволяет подняться над уровнем обыденного сознания и встать на точку зрения самого Абсолюта. Судьба учения. Уже при жизни Гегеля слава его достигла мирового уровня, а его философское учение в Германии почти до конца XIX в. было доминирующим. Однако вскоре после смерти Гегеля его последователи (гегельянцы) раскололись на несколько направлений. Часть из них стремилась в первую очередь к сохранению системы Гегеля (ортодоксальное гегельянство), другие — к развитию системы (старогегельянство), третьи — к развитию его метода, т.е. диалектики (младогегельянство); к последнему течению принадлежал Маркс. В конце XIX — начале XX вв. появилось неогегельянство, отдельные идеи которого повлияли на становление экзистенциализма. Схема 142. Философия Духа: структурные элементы Схема 143. Гегель: истоки и влияние
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |