Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фейербах (Feuerbach)




Биографические сведения. Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872)— немецкий философ. Родился в Баварии в семье известного юриста. Окончив гимназию, поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, затем переехал в Берлин, где слушал лекции Гегеля, оказавшие на него большое влияние. После окончания Берлинского университета в 1828 г. защитил в Эрлангенском универ­ситете диссертацию, написанную в духе гегельянства; затем препода­вал в Эрлангенском университете. В 1830 г. анонимно опубликовал книгу «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал идею бессмертия индивидуальной человеческой души, допуская только бессмертие чело­веческого рода. Книга была конфискована, и, после того как стало изве­стно, кто ее автор, Фейербаха лишили права преподавания. После же­нитьбы в 1836 г. Фейербах практически безвыездно жил в деревне, где находилась небольшая фарфоровая фабрика, частично принадлежав­шая его жене. В 1859 г. фабрика обанкротилась, и последние годы жиз­ни Фейербах провел в большой нужде.

Основные труды. «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущ­ность христианства» (1841), «Основные положения философии буду­щего» (1843).

Философские воззрения. Основные периоды развития. В своей философской эволюции Фейербах прошел путь от объективного идеа­лизма (гегельянства) к материализму (механистического толка).

Критика религии и объективного идеализма. Важнейшее место в философии Фейербаха занимает анализ и критика религии. Он отмечал, что религия играет важную роль в человеческой истории и ее нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхож­дении и сущности. Фейербаха показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей (на чем делали акцент просветители), но и с самой «природой человека» и условиями его жизни. Бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что человек ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях. Так рождаются образы богов, со­ответствующие мыслям, и намерениям человека. Тайна религии, с точ­ки зрения Фейербаха, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность», и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т.е. в Бога. Тем самым в религии «человек раздва­ивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто про­тивоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что Бог: Бог — бесконечное, человек — конечное существо; Бог совершенен,

человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, че­ловек бессилен; Бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности»1. Религия ложна в том смысле, что свою собственную чело­веческую сущность человек воспринимает как чужую — божествен­ную. Но религия истинна в том смысле, что, обращаясь к Богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Отвергая рели­гиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «че­ловек человеку Бог» (homo homini deus est).

Придя к выводу о родстве религии и философского идеализма, Фей­ербах выступил с критикой последнего в самой совершенной и после­довательной форме, которой в это время являлась философия Гегеля. Отрицая тождество бытия и мышления, Фейербах нанес главный удар по фундаментальному и исходному тезису гегелевской философии. Отказываясь от гегелевской философии в целом, он отказался и от ге­гелевской диалектики.

Антропологический материализм. Фейербах — материалист, с его точки зрения, философия должна начинаться с признания реально­сти бытия как такового, т.е. природы или материи. Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы2. В центре внимания Фейербаха находится человек. По­этому его учение получило название антропологический материа­лизм. Человек рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Причем в различные исторические эпо­хи и в различных культурах эта сущность остается одной и той же.

Этические и социально-политические воззрения. Движущей си­лой человеческой деятельности является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существо­вать вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.

Судьба учения. Идеи Фейербаха способствовали развитию мате­риализма и атеизма. Особенно значительно было его влияние на клас­сический марксизм и на целую плеяду русских философов — как марк­систов, так и не марксистов (схема 144).

1 Цит. по: Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1969—1972. Т. 3 С. 445—446.

2 Тем самым Фейербах выступает против кантовского понимания пространства и времени как априорных форм познания, но так же и против ньютоновского абсолютного пространства и времени.

Схема 144. Фейербах: истоки и влияние

Литература

Первоисточники

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 3.

Гегель Г.Ф.В. Феноменология духа.

Кант И. Пролегомены // Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 4.

Фихте ИГ. О назначении ученого. М., 1935.

Шеллинг Ф.В. Сочинения. М., 1998.

Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2.

Учебники

Немецкая классическая философия. М., 1986.

Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней СПб., 1994—1997. Т. 4.

Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.

Монографии

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1967.

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

Гулыга A.B. Гегель. М., 1970.

Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1995.

Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)

Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава 17. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.