Первичная документация не всегда может охватить все хозяйственные явления в момент их совершения (естественные потери, вызванные усушки, утруски, использованием при хранении, транспортировке, отпуске, стихийные бедствия, несоответствие фактических данных учета за ошибок, хищения, порчи, злоупотребления и т.д.). В связи с этим возникает объективная необходимость в таком способе, который бы обеспечил возможность взять на учет перечисленные явления и процессы. Это достигается с помощью инвентаризации. Итак, инвентаризация является способом наблюдения последующей регистрации хозяйственных операций, которые не охватываются в момент их совершения. это способ подтверждения правильности и достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризация проводится путем проверки в натуре наличии имущества (хозяйственных средств) предприятия путем описания, пересчета, взвешивания, измерения и оценки их остатков и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Это позволяет установить различия между данными учета и фактическим наличием средств, то есть излишки или недостачи, которые оформляют соответствующими документами и отражают в учете.Следует различать инвентаризацию как элемент метода бухгалтерского учета и как технический прием проверки данных бухгалтерского учета. Основными задачами инвентаризации являются: • выявление фактического наличия хозяйственных средств, в частности материальных ценностей в натуре. • установление излишка или недостачи ценностей и их регулирования и отражения в учете. • выявление товарно-материальных ценностей, которые потеряли свое первоначальное качество, устарели и не используются. • проверка соблюдения условий и порядка хранения хозяйственных средств. • проверка достоверности и реальности стоимости зачисленных на баланс активов и пассивов предприятия. Инвентаризации подлежат основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, денежные средства, документы и расчеты.За полнотой охвата проверкой средств, средств и расчетов, инвентаризацию разделяют на полную и частичную. Полная инвентаризация предусматривает сплошную проверку всех средств и источников предприятия.
Частичная инвентаризация охватывает определенную часть средств и источников, например, наличие денег в кассе, готовой продукции на складе, незавершенного производства и тп Полная инвентаризация, конечно, дает широкую информацию, однако не всегда целесообразна из-за своей трудоемкости. В зависимости от характера инвентаризацию разделяют на плановую и внеплановую. Плановая инвентаризация осуществляется по ранее составленному плану в соответствии с разработанным и утвержденным графиком ее проведения (например, перед составлением годового отчета). Внеплановую инвентаризацию проводят по распоряжению руководителя предприятия, по требованию следственных или контролирующих органов, в случае ревизии или изменения материально ответственных лиц. Наиболее эффективными являются внезапные частичные инвентаризации, поскольку они повышают ответственность материально ответственных лиц по своевременному оприходования и списания материальных ценностей, правильности их хранения, предотвращают злоупотребления. Порядок и сроки проведения инвентаризации на предприятиях, в организациях и учреждениях регламентируются статьей 10 ("Инвентаризация активов и обязательств") Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 p. № 996-XIV, Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419, и Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1999 № 69.Согласно этим нормативным актам объекты и сроки проведения инвентаризации определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда их проведения обязательна, а именно: • перед составлением годовой финансовой отчетности. • при передаче имущества государственного предприятия в аренду, в случае приватизации государственного предприятия, преобразования государственного предприятия в акционерное общество. • в случае смены материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел). • в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, а также по предписанию судебно-следственных органов. • в случае пожара, стихийного бедствия или техногенной аварии.
• в случае ликвидации предприятия, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Для проведения инвентаризационной работы на предприятиях по приказу руководителя создают постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, материально ответственных лиц. Возглавляет комиссию руководитель предприятия или его заместитель. На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ и разветвленной структурой по приказу руководителя могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые проводят инвентаризацию непосредственно в местах хранения и производства материальных ценностей и в структурных подразделениях предприятия. Инвентаризацию проводят, как правило, на первое число месяца, что облегчает последующее сравнение ее результатов с показателями учета. До начала инвентаризации материально ответственные лица проводят определенную работу по отражению всех первичных документов по выбытию и оприходования ценностей и средств в книгах и регистрах. В процессе инвентаризации, которая происходит путем подсчета, взвешивания, обмера, определяют фактическое наличие объектов инвентаризации, данные о которых записывают в инвентаризационной описи, который подписывают все члены комиссии. При проведении инвентаризации непременно должна присутствовать материально ответственное лицо. Она дает расписку, что все приходные и расходные документы по учету материальных ценностей сданы в бухгалтерию. На время проведения инвентаризации деятельность подразделения (амбары, склада, хранилища), как правило, прекращается. Инвентаризационные описи составляют в нескольких экземплярах, один из которых передают материально ответственному лицу, при этом материально ответственное лицо на каждом описании ставит свою подпись о материальной ответственности за перечисленные в нем ценности. Данные инвентаризационных описей поровну-88 ют с данными бухгалтерского учета и составляют сравнительные ведомости, где определяют результат инвентаризации. В результате такого сравнения устанавливают соответствие или несоответствие учетных и фактических данных, то есть: а) фактический и бухгалтерский запись совпадают б) фактический остаток меньше учетного - недостаток, в) фактический остаток больше учетного - избыток. Материально ответственные лица должны дать инвентаризационной комиссии письменные объяснения относительно причин недостач и излишков. Свои выводы и предложения относительно урегулирования инвентаризационных разниц комиссия оформляет протоколом и подает на утверждение руководителю предприятия, который в 5-дневный срок рассматривает и утверждает протокол.Утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том месяце, в котором закончена инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года.Результаты инвентаризации отражают в учете в следующем порядке: • излишки основных средств, товаров и материалов, ценных бумаг, средств, другого имущества подлежат оприходованию и зачислению по средствам деятельности или увеличения финансирования. • недостаток ценностей в пределах утвержденных норм естественной убыли списывают по решению руководителя предприятия на валовые расходы или на уменьшение финансирования. • сверхурочные недостачи ценностей, а также потери от порчи относятся на виновных лиц по ценам, по которым рассчитывают размер ущерба. • сверхнормативные потери и недостачи материальных ценностей и готовой продукции, если виновные не установлены, относятся на убытки или уменьшение финансирования. Таким образом, документация и инвентаризация являются важными составляющими бухгалтерской методологии, поскольку формируют учетную информацию, должным образом будут обработаны и представлены в отчетности предприятия внутренним и внешним пользователям для нужд управления.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление