![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия
Структура экономического пространства в СССР, по С. Кордонскому
Источник: Кордонский С. Рынки власти. Административные рынки СССР и России. М., 2000. С. 106. постсоветские элитные группы — от депутатов до «воров в законе»). Тем самым создается впечатление, будто «теневые игры» велись и ведутся только в «верхах». Напротив, Л. Тимофеев последовательно подчеркивает тотальность теневых прав собственности, в которых участвовали все — от члена Политбюро, распределяющего по своему усмотрению должности, привилегии и плановые задания, до лесника, торгующего неучтенным лесом. 260 is Теневая эконом и-ка Зарубежные и отечественные транзитологи довольно быстро стали использовать предложенный Э. де Сото подход для анализа развития бизнеса в постсоциалистических государствах. Главное отличие «десотианцев»-транзитологов от работ перуанского экономиста заключается в несколько ином объекте их исследований. Сам Э. де Сото изучал неформальный сектор — нерегистрируемое производство обычных товаров. В постсоциалистических странах главной разновидностью теневых отношений стало нерегистрируемое производство в рамках официально зарегистрированных фирм. Именно оно и привлекло первостепенное внимание исследователей. В 1996—1997 гг. группа экспертов Всемирного банка организовала в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словакия, Россия, Украина и др.) опросы владельцев мелких частных фирм, нацеленные на изучение причин ухода фирм в «тень»1. По результатам этих исследований сформулирована концепция «грабящей руки» (табл. 23-1), которая довольно быстро завоевала широкую популярность. 1 См.: Johnson S., McMillan J., Woodruff С. Entrepreneurs and the ordering of institutional reform. Poland, Slovakia, Romania, Russia and Ukraine compared // Economics of Transition. 2000. Vol. 8(1); Frye Т., ShleiferA. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. 1997. May (NBER. Working Paper 5856 // http://papers.nber.org/papers/W5856.pdf.); Фрай Т., Журавская К Рэкет и общественные блага: роль регулирования // Научные труды РЕЦЭП. 1998. Вып. 4 (адрес в Сети на сайте Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП): http://www.recep.ru/pdfs/rl998w04.pdf); Фрай Т. Коррупция в Польше и России // Электронный журнал ЮСИА. Т. 3. Ноябрь 1998 г. (адрес в Сети: http://usinfo.sta-te.gov/journals/ites/1198/ijer/frye.htm). Часть VII. Особенности теневых отношений в России
Таблица 23-1 Основные модели условий развития бизнеса (по Т. Фрею и А. Шляйферу)
Источник: Frye Т., Shleifer A. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. 1997. May. Регрессивный анализ доказал, что масштабы неофициальной деятельности легальных фирм в странах бывшего «социалистического лагеря» сильнее всего зависят от вымогательства госчиновников, т. е. не столько от собственно «плохих» законов, сколько от плохого пра- 262 Теневая экономика неприменения1. Это важное уточнение «десотианской» парадигмы: сам Э. де Сото обращал основное внимание на предписанные законами порядки, а не на фактически действующие практики их выполнения. В целом, однако, исследование механизма «грабящей руки» вполне подтвердило мнение Э. де Сото, что уход в «тень» — закономерный результат превышения издержек легализации (налоги, взятки, бюрократический контроль) над издержками внелегальности (дань рэкетирам, невозможность использования механизмов легальной защиты прав собственности). Если вместо «невидимой руки» рынка экономикой руководит «грабящая рука» чиновника, то для легального предпринимателя становится вполне рациональным «уводить» значительную часть своего бизнеса в «тень». Отечественные исследователи также восприняли концепцию «десотианской революции» с огромным энтузиазмом2. Один из наиболее известных российских последователей «десотианства», В. В. Радаев, уже в 1997—1998 гг., одновременно с работой экспертов Всемирного банка, организовал свой экономико-социологический проект по исследованию теневых отношений в легальном бизнесе3. В отличие от зарубежных транзи-тологов, его больше интересовали не столько количественные, сколько качественные параметры создавшейся ситуации. 1 Согласно данным опросов, вымогательство госчиновни 2 О громадной популярности идей Э. де Сото свидетельст 3 См.: Радаев В. В. Формирование новых российских рын Часть VII. Особенности теневых отношений в России 263 В ходе радаевского исследования расходы на неформальные услуги (т. е. на разные формы вымогательства) признало 60% респондентов. Руководитель проекта на основании столь широких масштабов данного явления пришел к выводу, что в постсоветской России «удержание множества бюрократических барьеров выступает не продуктом «недоработок», а способом воспроизведения всеобщей зависимости от властных структур»1. Именно сознательное возведение барьеров новой бюрократией становится главной причиной ухода предпринимателей в «серые» зоны рынков и широкой коррумпированности государственного аппарата. Низкая эффективность системы легальной защиты прав собственности заставляет бизнесменов заключать деловые контракты в основном в пределах устойчивых деловых сетей, где неформальные связи превалируют над формальными обязательствами, и соглашаться платить «дань» криминальным элементам2. Поскольку именно государственно-правовая система видится главным источником деформализации бизнеса, то для его оздоровления, с точки зрения В. В. Радаева, самое главное — это совершенствование законодательной и налоговой систем, административное реструкту-рир'ование, создание общественного контроля за деятельностью органов власти3.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |