КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология «крыш» по субъектам и объектам силового предпринимательства
Типология «крыш» В. Волкова по субъектам силового предпринимательства
Составлено по: Волков В. Силовое предпринимательство. С. 56, 243. Как видно из таблицы, теоретически возможны шесть типов правоохранительной деятельности (две ячейки остаются пустыми, поскольку нелегальный бизнес принципиально не может защищаться легальными методами). До легализации предпринимательства в СССР могли наблюдаться только типы № 5 и 6 (последний — как исключение). После легализации бизнеса (под «вывесками» кооперативов и ИТД) в 1987—1988 гг. с раздвоением предпринимательства на откровенно криминальное (наркотики, проституция и др.) и легальное раздваивается и правоохранительная деятельность. Легальные силовые ведомства то ли продолжали по инерции рассматривать предпринимателей как «узаконенных преступников», то ли просто были дезорганизованы. В результате произошел сдвиг к типу № 3 — защищать права собственности легальных бизнесменов стали главным 11 — 5432 Теневая экономика Таблица 26-3
образом криминальные «бригады». С 1993 г. сильным конкурентом становится № 2, причем «коммерческие крыши» постепенно теснят «бандитские». Примерно на 1993—1995 гг. приходится пик криминальных «разборок», суть которых — конкуренция между организованными преступными группами за более выгодные условия первоначального накопления капитала. Во второй половине 1990-х гг. происходит перелом: старые преступные группировки отступают под натиском «милицейских крыш», частично трансформируясь в легальные бизнес-группы (В. Волков приводит в качестве примера «тамбовскую» и «уралмашевскую» группировки). К 2000 г. в легальной сфере решительно (но не абсолютно) доминирует тип № 4. Противоборство милиционеров и бандитов за контроль над нелегальным бизнесом еще не получило специального освещения в литературе, поэтому пока трудно судить, как в 1990-е гг. менялось соотношение типов № 5 и 6. Часть VH. Особенности теневых отношений в России 307 Таким образом, на протяжении последнего десятилетия в России действует плюралистическая система защиты прав собственности, в которой легальная государственная правоохранительная деятельность не дополняется, а, скорее, подменяется двумя разновидностями нелегальной и одной легальной, но не государственной. Строго говоря, плюрализм правоохранительной деятельности отнюдь не является российской аномалией. Все, кто знаком с проблемами западной юстиции хотя бы по переводным детективам и голливудским боевикам, хорошо знают, что в развитых странах есть и работающие по лицензии частные сыскные и охранные агентства, и внутренние службы безопасности крупных корпораций, и даже «вольные охотники», отлавливающие за вознаграждение объявленных в розыск правонарушителей (в России такой экзотики еще нет). Очень интересна японская практика, где законопослушность граждан и высокий авторитет полиции долгое время мирно уживались с почти легальной деятельностью ганг-стеров-якудза, занимающихся рэкетом не только мелких предпринимателей, но даже крупного бизнеса. Еще более далека от канона «правления права» практика защиты прав собственности в странах «третьего мира». Принципиальное различие между отечественной и зарубежной ситуациями заключается в том, что в обществах с устоявшимися правовыми традициями чисто коммерческие системы охраны собственности всегда дополняют государственную систему юстиции, но не вытесняют ее. Причина вполне очевидна: коммерческие системы лучше служат интересам большого бизнеса, мелким же коммерсантам они просто не по карману, и полная коммерциализация силовой защиты обрекает их на роль клиентов мафиозного рэкета, тормозя развитие мелкого предпринимательства. Между тем давно признано, что главной питательной почвой нормального рыночного хозяйства является именно мелкий бизнес, в защите которого чисто коммерческие методы неэффективны. Поэтому в России, как и в странах «третьего ми- 11* Теневая экономика
pa», развитие рынка правозащитных услуг тормозит развитие рынков обычных товаров. В начале 1990-х гг. казалось, что система «крыш» — это только временный суррогат нормальной системы защиты прав собственности, которая возможна лишь на основе господства государственных силовых структур. Теперь, когда плюралистическая система защиты прав собственности стабилизировалась и институционализировалась, надо задуматься, не отражает ли она некоторые глубинные закономерности развития бизнеса в российской цивилизации. Дело в том, что в России никогда не было правового государства — всегда официальные правила сильно кор-релировались общепризнанными неформальными нормами. Нет в России и гражданского общества, когда первична самоорганизация «снизу», а не команды «сверху». Кроме того, «антикапиталистическая менталь-ность» россиян создала предпринимателю нелестный имидж «нарушителя в законе», которого терпят, но не одобряют. Поэтому реальный выбор в обеспечении защиты бизнеса лежит между откровенно криминальной и теневой системами enforcment'a. Победа «милицейских крыш» над «бандитскими» и «коммерческими» есть закономерный результат развития в России рыночного хозяйства в единственно пока возможной форме «бюрократического капитализма». .. ••' ' Заключение В заключение попробуем сформулировать общий вывод о роли теневых экономических отношений в хозяйственной жизни общества и о том, каков должен быть стратегический курс в отношении теневой экономики. Шаблонным является представление о теневой экономике как о вредоносном микробе, паразитирующем на здоровом теле общества. Однако материалы нашего пособия показывают, что последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать строго однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно, «серая»), в конечном счете, скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики сильно изменяется также в зависимости от того, о каких ее видах идет речь и в рамках какой, экономической системы она развивается. Если проследить за динамикой оценочных показателей, то можно сделать вывод, что в последние десятилетия в хозяйстве практически всех групп стран наблюдается устойчивая тенденция относительного роста теневой экономики. Согласно оценкам экономистов Кельнского института международных исследований, к началу 1990-х гг. негативные эффекты теневой экономики развитых стран заметно превышали ее положительные результаты1. Можно ли отсюда сделать вывод, что теневую экономику невозможно одолеть и потому бороться с ней бессмысленно? 1 См.: Организованная преступность-2 / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьяконова. М., 1993. С. 272. Теневая экономика
Да, в обозримом будущем незаметны факторы, которые ликвидировали бы спрос на мафиозные товары и услуги; спрос же, как известно, всегда рождает предложение. Общая тенденция к активизации роли государственного регулирования четко прослеживаемая на протяжении всего XX в., неизбежно вызывает и будет вызывать развитие «неформальности». С другой стороны, однако, нет и причин, которые способствовали бы безграничному разрастанию «черной» теневой экономики. Чрезмерное ее разбухание невыгодно подавляющему большинству законопослушных граждан. Поэтому речь должна идти не о ликвидации теневой экономики и не о капитуляции перед ее напором, а о поддерживании динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона. Задача правоохранительных органов — сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Если использовать метафору Е. Шварца, преступная тень общества должна знать свое место. •. •
; Приложение 1
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |