Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки формирования логистической концепции интегрированного логистического менеджмента




Концепция интегрированного менеджмента в первую очередь распространяется на сферу проектирования, формирования и оптимизации интегрированных логистическтх систем, представляющих собой объединение логистических систем обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг.

При создании и использовании логистических систем данного типа следует учитывать, что:

а) крупные поставки ресурсов следует осуществлять посредством установления прямых хозяйственных связей с производителями продукции, либо с оптовыми торговыми посредниками;

б) средние и мелкие поставки ресурсов в ряде случаев выгодно обеспечивать, взаимодействуя с розничными торговцами.

Указанные выше особенности позволяют сделать вывод о достаточно сложной структуре интегрированных логистическтх систем, особенно в том случае, когда предприятие-потребитель стремится поддерживать определенный уровень конкуренции между поставщиками ресурсов. Кроме того, вероятны случаи, когда некоторые из поставщиков ресурсов могут находиться вне зон потенциального сбыта продукции и обслуживания потребителей, что создает определенные сложности при создании единой логистической системы. При этом принимается во внимание тот факт, что целесообразно стремиться к тому, чтобы поставщики ресурсов и потребители готовой продукции и услуг располагались ближе к месту расположения коммерческого или промышленного предприятия. Именно на этом основаны современные микрологистические концепции (в первую очередь концепция «Just –in – time»), требующие создания и использования цепей поставок, ориентированных на короткие составляющие логистических циклов (в том числе и на транспортировку ресурсов), что способствует быстрой реакции звеньев системы на изменение спроса потребителей.

Рассмотрим основные аспекты проектирования интегрированных логистических систем коммерческого или промышленного предприятия. Для этого введем понятие зоны стратегических интересов предприятия.

Под зоной стратегических интересов коммерческого или промышленного предприятия понимается часть географической территории, охватывающая места расположения поставщиков ресурсов и потребителей готовой продукции, заинтересованных в сотрудничестве с данным предприятием и представляющая собой совокупность концентрических, разграниченных по определенным признакам зон, размеры которых определяются как стратегией развития данного предприятия, так и характеристиками реализуемых им продукции и услуг.

На конфигурацию и размеры зоны стратегических интересов предприятия и входящих в ее состав совокупности концентрических зон влияют факторы, отраженные на рисунке 2.44.

Следует отметить, что звенья интегрированной логистической системы (далее – ИЛС) в зависимости от сферы деятельности (специализации) (таблица 2.79) могут выполнять различный объем работы, что предопределяет возможность их принадлежности к нескольким ИЛС.

 

Таблица 2.79 – Сферы деятельности звеньев интегрированной логистической системы (ИЛС)

 

Специализация системы Одно предприятие Множество предприятий
Обеспечение О1 ОN
Обеспечение – Реализация О1 – P1 ОN – P1
Реализация – Обеспечение PN - О1 PN - ОN
Реализация P1 PN

 

В соответствии с рисунком 2.142 можно выявить следующую закономерность: чем дальше находится звено интегрированной логистической системы от места расположения предприятия, тем меньше его возможности по реализации продукции и услуг (за счет последовательного «вымывания» ассортимента продукции) и тем больше возможности по обеспечению ресурсами, в частности, потому что предприятия – поставщики могут располагаться за пределами ЗПСПУ рассматриваемого предприятия. Выявленная закономерность может создать основу для проведения эффективной конкурентной политики предприятия в зависимости от изменения факторов внешней среды. Так, например:

1) в случае благоприятных перспектив для развития производства и расширения рынков сбыта продукции (увеличения размеров зон потенциального сбыта продукции и послепродажного обслуживания потребителей) в месте расположения будущих региональных дистрибьюторов могут быть созданы центры закупки – звенья интегрированной логистической системы. Данное мероприятие будет эффективным, если предприятия-поставщики ресурсов располагаются вне зоны потенциального сбыта продукции и зоны ее послепродажного обслуживания. В ряде случаев функции центров закупок могут передаваться региональным дистрибьюторам (дилерам) предприятий-конкурентов, что существенно снижает уровень риска проникновения на новые рынки;

 
 

 

 


Рисунок 2.142 – Совокупность зон потенциального сбыта ресурсов А, В и С предприятия Х

2) в случае негативных тенденций развития предприятия (сокращения размеров зон потенциального сбыта продукции) ряду региональных дистрибьюторов становится не выгодным выполнение функций реализации продукции и услуг, в связи с чем для них возрастает значимость функций по закупке ресурсов и послепродажному обслуживанию потребителей. Иногда данным региональным дистрибьюторам целесообразно подключаться к реализации продукции предприятий-конкурентов.

Формирование зоны стратегических интересов предприятия позволяет определить количество звеньев интегрированной логистической системы, обеспечить максимальную загрузку их мощностей, создать условия для расширения сфер деятельности и увеличения объемов реализации продукции и услуг.

Рассмотрим особенности использования торговых посредников в рамках ИЛС. Обратимся к рисунку 2.143, на котором представлена карта дислокации предприятий-поставщиков ресурсов В1 и В2, ЗПСПУ которых первоначально разграничены линией 1в – 1в; предприятий- потребителей данных ресурсов А1 и А2 (ЗПСПУ первоначально разграничены линией ); а также их региональные дистрибьюторы, соответственно DB1, DB2, DA1, DA2 ’и DA2 ”. Рассмотрим возможные варианты поставок ресурсов и готовой продукции в пределах географического региона W (последнее обстоятельство позволяет существенно упростить задачу за счет исключения вариантов конкуренции предприятий В1 и В2, А1 и А2 с предприятиями, расположенными вне рассматриваемого региона).

 

Рисунок 2.143 – Карта дислокации предприятий-поставщиков В1 и В2, предприятий-потребителей А1 и А2 и их региональных дистрибьюторов DB1, DB2, DA1, DA2 ’ и DA2

Потоки ресурсов Потоки готовой продукции

При первоначальном положении линии разграничения ЗПСПУ 1В – 1В предприятиям-потребителям А1 и А2 экономически целесообразно приобретать ресурсы у поставщика В1. При этом возможны следующие варианты поставок:

1.1 прямые поставки ресурсов (при их больших количествах) по схемам В1 – А1 и В1 – А2;

1.2 поставки ресурсов через собственного регионального дистрибьютора DB1 (при мелкооптовых партиях) по схемам B1 – DB1 – A1 и B1 – DB1 – A2;

1.3 поставки ресурсов через регионального дистрибьютора одного из хозяйствующих субъектов, например DA2’, по схемам B1 – DA2’ – A1 и B1 – DA2’ – A2;

1.4 поставки ресурсов через региональных дистрибьюторов хозяйствующих субъектов, входящих в их системы распределения ресурсов, по схемам B1 – DA2’ – A2 и B1 – DВ1 – A1.

Предприятие-поставщик В2 реализует ресурсы в ЗПСПУ, расположенной ниже линии 1В – 1В, либо по каналам, либо через регионального дистрибьютора DB2.

Выбор варианта поставки ресурсов производится на основе сопоставления логистических затрат по каждому из рассмотренных вариантов и учетом экономических интересов звеньев исследуемой логистической системы.

Предположим, что предприятие-поставщик В2 внедрило ряд мероприятий, обеспечивающих расширение зоны потенциального сбыта его продукции (перемещение линии разграничения ЗПСПУ из положения 1В – 1В в положение 2В – 2В). В данных условиях предприятию-потребителю А2 экономически выгодно приобретать ресурсы у поставщика В2 и отказаться от использования схем поставок 1.1 – 1.4, рассмотренных ранее. В данных условиях возможны следующие варианты:

2.1 прямые поставки ресурсов (при их больших количествах) по схеме В2 – А2;

2.2 поставка ресурсов через регионального дистрибьютора предприятия-поставщика DB2 по схеме B2 – DB2 – A2;

2.3 поставки ресурсов через собственного регионального дистрибьютора DA2” по схеме B2 – DA2” – A2.

Что касается предприятия А1, то ему по-прежнему следует осуществлять закупки ресурсов у предприятия В1 с сохранением схем взаимодействия 1.1 – 1.4. Нетрудно видеть, что по одной их этих схем предприятие А1 может по-прежнему взаимодействовать с региональным дистрибьютором предприятия А2 – DA2’.

Интересно проследить динамику изменения коммерческих интересов регионального дистрибьютора DB1, который:

- при первоначальном расположении линий 1А – 1А и 1В – 1В может реализовывать как продукцию предприятия В1, так и продукцию предприятия А2;

- при резком смещении линии разграничения ЗПСПУ 2В – 2В в сторону предприятия В1 реализовывать продукцию предприятий В2 и А2;

- при смещении линии разграничения 1А – 1А в положение 2А –2А реализовывать продукцию предприятий В2 и А1.

Практически то же самое можно отметить и в отношении динамики коммерческих интересов регионального дистрибьютора DA2’.

Обобщая изложенные выше результаты анализа коммерческих интересов субъектов рынка, можно отметить, что в зависимости от двух факторов:

- объемов поставки ресурсов (малая, крупная);

- расположения предприятий: поставщиков Пр и потребителей Пк (в зоне потенциального прямого сбыта (ЗППС) ресурсов рассматриваемого предприятия; в зоне потенциального эшелонированного сбыта (ЗПЭС) и вне зоны потенциального сбыта (ЗПС) ресурсов предприятия) можно выявить конечные звенья ИЛС при различных вариантах поставки ресурсов (рисунок 2.144).

 

Расположение предприятий поставщика (Пс) и потребителя (Пт)

 

В ЗППС предприятия В ЗПЭС продукции предприятия Вне ЗПСПУ предприятия

 

 
Малая   Объем поставки продукции   Крупная
Дилер

предприятия

Dп

Дилер регионального дистрибьютора DРД Дилер регионального дистрибьютора поставщика (потребителя) DРД*
  Поставщик (Пс) - Потребитель (Пт)   Региональный дистрибьютор предприятия РДп Региональный дистрибьютор поставщика (потребителя) РД*

 

Рисунок 2.144 – Конечные звенья интегрированной логистической системы при различных вариантах поставки ресурсов

 

При этом использована следующая технологическая цепь:

Дилер – Дистрибьютор – Предприятие (ПП) – Дистрибьютор – Дилер.

Дальнейший ход рассуждений позволяет построить три схемы движения ресурсов по шести выявленным комбинациям (рисунки 2.145, 2.146, 2.147), которые в итоге способствуют принятию обоснованных логистических решений при создании и функционировании интегрированных логистических систем на российском рынке. Особенно эффективным данное управленческое решение будет в случаях:

- объединения предприятий, например, в финансово – промышленные группы;

- создания и внедрения макрологистических систем на уровне отдельных регионов;

- проведения оптимизационных работ в сфере обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг в крупных промышленных объединениях (комбинатах);

- реструктуризации крупных коммерческих и промышленных предприятий.

Изложенный выше материал позволяет сделать ряд выводов:

 
 

 


Рисунок 2.145 – Схема движения ресурсов в зоне потенциального прямого сбыта предприятия (ПП) (О - обеспечение, Р – реализация)

 
 

 

 


Рисунок 2.146 – Схема движения ресурсов в ЗПСПУ предприятия (ПП)

 
 

 

 


Рисунок 2.147 – Схема движения ресурсов за пределами ЗПСПУ предприятия (ПП)

1) структура интегрированной логистической системы и характер выполняемых ее звеньями функций существенно зависят от содержания коммерческой стратегии каждого из рассматриваемых предприятий-конкурентов;

2) следует признать, что региональным дистрибьюторам в ряде случаев невыгодно обременять себя соглашениями об исключительном сотрудничестве с одним из предприятий – поставщиков. Кстати говоря, этот вывод совпадает с практическим сведениями. По имеющимся данным, в США из 680 дилеров «Фиата» лишь у 27 % были исключительные обязательства, из 930 дилеров фирмы «Датцун» – у 52 %, и только «Фольксваген» смог добиться того, что из 1200 дилеров 8 0 % заключили договоры с предприятием на основе исключительных обязательств;

3) наличие долговременных хозяйственных связей между субъектами логистических систем в условиях повышенной нестабильности внешней среды может негативно сказываться не только на отдельных звеньях, но и на всей интегрированной логистической системе в целом;

4) при проектировании логистической системы следует стремиться к высокой точности прогнозирования ситуации на рынке и созданию механизма мониторинга рынка для оперативного управления системой данного типа;

5) изменение размеров ЗПСПУ может не находиться в корреляционной зависимости от изменения размеров зоны обслуживания потребителей, поэтому сервисные работы являются достаточно стабильным резервом звеньев логистической системы при негативных тенденциях сбыта продукции.

Создание интегрированной логистической системы обеспечивает благоприятные перспективы для снижения затрат во всех её звеньях, например, за счет повышения коэффициентов пробега транспортных средств и использования их грузоподъемности. Весьма существенным резервом оптимизации интегрированной логистической системы является специализация ее отдельных звеньев на операциях, обеспечивающих движение потоков ресурсов. С учетом специфики российского рынка представляется рациональным создание интерфейсов интегрированной логистической системы данного коммерческого или промышленного предприятия с определенной совокупностью аналогичных систем других предприятий-смежников и макрологистическими системами на уровне отдельных регионов и Российской Федерации в целом. Последнее обстоятельство обусловлено тем, движение логистических потоков во многом определяется политикой организаций – монополистов.

Содержание процесса проектирования интегрированной логистической системы в соответствии с рисунками 2.42 и 2.76 представлено на рисунке 2.148.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.