Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы неполных семей




Причины неполных семей.

Определение, причины неполной семьи

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличился с 15,1% в 1989 г. до 18,6% в 1994 г.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сест­ра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

По данным Госкомстата РФ за 1990— 1996 гг., 3,8 млн. детей и подростков остались без одного из родителей.

По данным микропереписи 1994 г., 12,9 % составляли непол­ные семьи, причем более 0,9 % таких семей — молодые матери с малолетними детьми.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности (по данным статистики 1986 г., а сейчас еще больше). Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Развод родителей. Уровень разводимое™ повышается. Пример­но 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициен­та рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака. В 60 —70-е годы эта доля, по данным Госкомстата РФ, составляла Ю- 12 %. В 1989 г. - 13,2 %, в 1994 г. - 19,6 %, в 1995 г. - 21,1 %, в 1996 г. -23,0%.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистри­руются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только ма­териальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщи­ны в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родитель-ских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При не­работающих родителях семья вынуждена жить на пособие по без­работице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому роди­телю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, воз­можность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую на­грузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нор­мальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семь­ях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведен­ные родители вынуждены проживать совместно, что служит по­водом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родите­лями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы. «Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий роди­тель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспри­нимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одино­чек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в вос­питании детей после развода) или находятся в состоянии кон­фронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, уча­стию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях воз­никает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, мате­риальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорно­сти детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (от­сутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских непол­ных семей — «бабушка—мать—ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у вос­питанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптирова­ны к современной жизни. Это негативно сказывается на воспита­нии, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жиз­ни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повто­рить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одино­ким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повтор­ный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковре­менным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происхо­дит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и не­достатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциаль­ным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. По­вторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему от­ношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторно­му браку.

Проблемы детей. Дети часто являются свидетелями и участни­ками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чув­ствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противопо­ложном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ре­бенка, нарушают формирование у него адекватного представле­ния о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно вли­яет на формирующуюся систему ценностей, в которой централь­ное место, особенно для подростков, занимают любовные пере­живания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершен­нолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются пре­одолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к не­адекватному разрешению любого психологического стресса, на­пример, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является небла­гополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.

Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей. В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отноше­ния к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаше заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких мате­рей (курение и алкоголь).

В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здо­ровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими забо­леваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.

В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее (данные 1997 г. Мамайкулова). Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в фор­мировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из непол­ной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.

Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест зани­мает низкая медицинская культура и низкая медицинская актив­ность матерей. Женщины не считают, что развод — психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хрониче­ские заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 8979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.