Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности подросткового периода




В возрастной периодизации необходимо выделить подростко­вый период от 11 — 12 до 13—16 лет как наиболее сложный и период юности от 16 до 21 года. Очень большое значение для вос­питания молодежи имеет знание психологических особенностей этих периодов.

В подростковый период имеют место индивидуальные разли­чия в темпах развития. В связи с половым созреванием, функцио­нированием желез внутренней секреции (развитием половых ор­ганов и появлением вторичных половых признаков) происходит процесс физиологической перестройки организма, повышается обмен веществ, нарушается слаженность организма. Ускоренное физическое развитие (рост ребенка в среднем увеличивается на 10 см) опережает рост внутренних органов, что приводит к опре­деленному дисбалансу. Интенсивно идет функциональное разви­тие центральной нервной системы. Развивается абстрактное мыш-

«

ление, повышается возбудимость головного мозга, быстрая утом­ляемость нервных клеток, что внешне проявляется колебаниями настроения от бурной активности до вялости и апатии.

11—15 лет — это кризис половой идентификации, который характеризуется следующими психологическими особенностями:

- негативизмом по отношению к родителям, проявляемым на­рочито грубо, демонстративно. Родители теряют свой авторитет и насаждать его силой бесполезно;

- реакцией эмансипации — стремление к свободе, самостоя­тельности тем сильнее, чем жестче воспитание в семье;

- максимализмом в оценках (черно-белое оценивание собы­тий, особенно в оценках своих родителей);

- увеличением активности или наоборот «уходом» в депрес­сию, особенно у лабильных, астеноневротического типа подрост­ков (потеря интереса, необщительность, быстрая утомляемость, вялость; одиночество, неустроенность, недоверие своему и чужо­му опыту).

В этот период у подростков возрастает интерес к своей внешно­сти, стрессовые бурные реакции требуют временных или постоян­ных ее изменений.

В силу своей эмоциональности девочки более ранимы, долго не прощают грубости, несправедливости, требуют особого такта, понимания при общении с родителями. Девочку необходимо го­товить к основной ее миссии — материнству, эмоциональному лидерству в семье.

Мальчики менее организованы, легче выполняют кратковре­менные поручения, имеют резкие отклонения в самооценке от излишней уверенности в себе до самоуничижения, что искажает психику ребенка и его потребность реализовать свое «я» в соот­ветствии с принятыми в среде сверстников нормами. Нужно на­править активность ребенка на полезную деятельность для ук­репления веры в свои силы и возможности. Родителям необходи­мо терпеливо, настойчиво воспитывать у них чувство долга, от­ветственности и достоинства. Биологически подростки созрева­ют быстро, но социально они незрелы.

Критериями социальной зрелости являются: отношение к тру­довой деятельности, завершение образования, экономическая независимость, служба в армии, создание семьи, рождение ре­бенка. Социальная зрелость формируется в период юности. В этом возрасте пробуждается социальное самосознание, начинается рост социальной активности.

В социальной ориентации подростка большую роль играют ро­дители, их общественная активность, личный пример, система взглядов, убеждений, характер обсуждаемых ими событий.

Социальное положение родителей лишь отчасти влияет на лич­ность подростка. Гораздо больше влияет стиль взаимоотношений с родителями. Первостепенную роль в общении, в приобретении! жизненного опыта играет ощущение доверия, близости с отцом или матерью. Формирование личности подростка необходимо на­чинать с первых лет жизни.

Существует несколько приемов, с помощью которых родители могут повлиять на социализацию ребенка:

- поощрение поведения, которое взрослые считают правиль­ным, и наказание за нарушение правил поведения, внедрение сознание ребенка определенных норм, которые со временем становятся привычными для него;

- понимание, отклик на все проблемы ребенка. В это время самое лучшее — это сотрудничество в каком-то общем семейном деле, привлечение подростка к обсуждению событий и внимательное и тактичное отношение к его высказываниям.

Психосоциальное развитие подростка проявляется в 3-х сфеpax: взаимоотношениях с родителями, взрослыми вне дома, на пример в школе, и в отношениях со сверстниками. Семья, взрос­лые постепенно отходят на второй план. Время, проводимое ровесниками, увеличивается. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся более значимыми.

Общение со сверстниками — это, во-первых, специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, с помощью чего ребенок вырабатывает коммуникативные каче­ства. Во-вторых, средство получения информации; в третьих, специфический вид контакта, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что дает ребенку чувство эмоциональной устойчивости, юношеское самоутверждение. Растет потребность в самовыражении личности, требующее признания и одобрения.

Общение со сверстниками тесно связано с особенностями юношеской субкультуры, которая имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкус, форму одежды, внешний вид, чувство своей групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения,

способы общения, ухаживания. Подростки очень хотят быть со временными.

Они выбирают не только атрибутивные образцы «взрослости» (одежда, прическа, макияж), но и формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя, наркотиков, или цивилизованный этикет). На этот выбор влияет дефицит знаний осоциальной роли взрослого и максимальное влияние сверстников, как правило однополых, где жестко выделяется лидер и распределяются остальные роли. Это период генеральной репетиции, когда пробуется все и собираются модели для будущей жизни.

По данным психологов Санкт-Петербурга, 95 % юношей и 86 % девушек пробуют алкоголь, 98 % — сигареты, 38 % — наркотики.

Не имея жизненного опыта и не умея предвидеть социальные, физиологические последствия алкоголизма, наркомании, прости­туции, подростки не считают их отклонением от нормы. Их мас­совое распространение создает иллюзию нормального поведения. В итоге отрицаются нормы, установленные взрослыми, обществом, и молодежная субкультура насаждает свои представления о нор­мальном и ненормальном поведении. Создается своя, подростко­вая, система ценностных ориентации со своими приоритетами и авторитетами.

Главная забота подростка — желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрос­лому. Для мальчиков — это период усвоения информации о сексу­альных взаимоотношениях. Информация их волнует больше, чем сами отношения. Перенасыщение этой информацией (особый вред наносят порнография, порнофильмы) может привести к наруше­нию дисгармонии вплоть до гомосексуализма. У девочек в этом возрасте отмечается потребность в интимной дружбе, у них боль­ше развита психологическая близость, чувственность появляет­ся позже. Дружба с мальчиком — престижна. Недостаточное вли­яние в этом возрасте отца ведет к формированию синдрома жен­ского кокетства.

Подростковая сексуальность носит напряженный и разлитой, еще не дифференцированный характер, может быть направлена на лиц своего и противоположного пола. В начале этого периода девочкам особенно присущи платонические мечты и фантазии. Им приятно принимать ухаживания, знаки внимания. Более ин­тимные контакты не представляются обязательными. Постепен­но формирующееся платоническое либидо завершается опреде­лением идеального образа поклонника, рыцаря, принца. На смену приходят эротические фантазии, приемлемы поцелуи, эротиче­ские ласки — формируется эротическое либидо. Сроки начала половой жизни зависят от множества обстоятельств, в том числе от прочности и глубины эмоциональных контактов с родителя­ми. Начало половой жизни — часто не столько влечение, сколь­ко стремление восполнить эмоциональный дефицит из-за излиш­ней привязанности к матери или ее холодности, отчужденности поведения.

В подростковом периоде через этап мастурбации как суррогат­ного средства удовлетворения полового влечения проходят прак­тически все здоровые мальчишки и третья часть девочек. Возника­ют эротические фантазии.

Отмечено, что ранняя половая жизнь мальчиков стимулирует Умственное развитие, но в дальнейшем может привести к сексу­альной неудовлетворенности, частой смене партнеров.

У девочек ранняя половая жизнь может привести к задержке Умственного развития и им бывает необходима психокоррекция. При ранней половой жизни или онанизме у подростков (в 80 % случаев это носит характер саморегуляции развивающейся половой функции чаще у мальчиков, чем у девочек) необходимо основ­ное внимание уделять коррекции семьи, не допускать никаких мер пристыживания и искать причину в неудовлетворенности ре­бенка прежде всего в себе самом и семье. Мотивы ранней половой жизни разнообразны — любопытство, экономические соображе­ния, зарождающиеся чувства.

Постепенно с выходом из подросткового кризиса семья и ро­дители приобретают авторитет, но уже объективный. Для этого периода характерны близость с природой, романтизм, эстетиче­ское чувство, романтическая влюбленность. Человек, не способ­ный к психологической близости с другим, может испытывать сильную потребность в любви, но эта потребность никогда не бу­дет удовлетворена. Вначале психологическая близость достигается с человеком того же пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний (даже эротических), но позже это место занимает любимый или любимая. Взаимоотноше­ния юношей и девушек сталкиваются с множеством проблем, начиная с ухаживания, объяснения в любви, проблемами нрав­ственной самодисциплины и ответственности.

Здесь подросток очень остро нуждается в помощи взрослых, в то же время молодые люди хотят оградить свои интимные отно­шения от обсуждения. От родителей требуется максимальная вы­держка, терпимость, собранность, когда подростку требуется по­мощь в выборе подружки или друга. Подозрительное, непременно находящее «сексуальный умысел» в подростковой дружбе и влюб­ленности отношение взрослых лишь нарушает контакт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.