КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности подросткового периода
В возрастной периодизации необходимо выделить подростковый период от 11 — 12 до 13—16 лет как наиболее сложный и период юности от 16 до 21 года. Очень большое значение для воспитания молодежи имеет знание психологических особенностей этих периодов. В подростковый период имеют место индивидуальные различия в темпах развития. В связи с половым созреванием, функционированием желез внутренней секреции (развитием половых органов и появлением вторичных половых признаков) происходит процесс физиологической перестройки организма, повышается обмен веществ, нарушается слаженность организма. Ускоренное физическое развитие (рост ребенка в среднем увеличивается на 10 см) опережает рост внутренних органов, что приводит к определенному дисбалансу. Интенсивно идет функциональное развитие центральной нервной системы. Развивается абстрактное мыш- « ление, повышается возбудимость головного мозга, быстрая утомляемость нервных клеток, что внешне проявляется колебаниями настроения от бурной активности до вялости и апатии. 11—15 лет — это кризис половой идентификации, который характеризуется следующими психологическими особенностями: - негативизмом по отношению к родителям, проявляемым нарочито грубо, демонстративно. Родители теряют свой авторитет и насаждать его силой бесполезно; - реакцией эмансипации — стремление к свободе, самостоятельности тем сильнее, чем жестче воспитание в семье; - максимализмом в оценках (черно-белое оценивание событий, особенно в оценках своих родителей); - увеличением активности или наоборот «уходом» в депрессию, особенно у лабильных, астеноневротического типа подростков (потеря интереса, необщительность, быстрая утомляемость, вялость; одиночество, неустроенность, недоверие своему и чужому опыту). В этот период у подростков возрастает интерес к своей внешности, стрессовые бурные реакции требуют временных или постоянных ее изменений. В силу своей эмоциональности девочки более ранимы, долго не прощают грубости, несправедливости, требуют особого такта, понимания при общении с родителями. Девочку необходимо готовить к основной ее миссии — материнству, эмоциональному лидерству в семье. Мальчики менее организованы, легче выполняют кратковременные поручения, имеют резкие отклонения в самооценке от излишней уверенности в себе до самоуничижения, что искажает психику ребенка и его потребность реализовать свое «я» в соответствии с принятыми в среде сверстников нормами. Нужно направить активность ребенка на полезную деятельность для укрепления веры в свои силы и возможности. Родителям необходимо терпеливо, настойчиво воспитывать у них чувство долга, ответственности и достоинства. Биологически подростки созревают быстро, но социально они незрелы. Критериями социальной зрелости являются: отношение к трудовой деятельности, завершение образования, экономическая независимость, служба в армии, создание семьи, рождение ребенка. Социальная зрелость формируется в период юности. В этом возрасте пробуждается социальное самосознание, начинается рост социальной активности. В социальной ориентации подростка большую роль играют родители, их общественная активность, личный пример, система взглядов, убеждений, характер обсуждаемых ими событий. Социальное положение родителей лишь отчасти влияет на личность подростка. Гораздо больше влияет стиль взаимоотношений с родителями. Первостепенную роль в общении, в приобретении! жизненного опыта играет ощущение доверия, близости с отцом или матерью. Формирование личности подростка необходимо начинать с первых лет жизни. Существует несколько приемов, с помощью которых родители могут повлиять на социализацию ребенка: - поощрение поведения, которое взрослые считают правильным, и наказание за нарушение правил поведения, внедрение сознание ребенка определенных норм, которые со временем становятся привычными для него; - понимание, отклик на все проблемы ребенка. В это время самое лучшее — это сотрудничество в каком-то общем семейном деле, привлечение подростка к обсуждению событий и внимательное и тактичное отношение к его высказываниям. Психосоциальное развитие подростка проявляется в 3-х сфеpax: взаимоотношениях с родителями, взрослыми вне дома, на пример в школе, и в отношениях со сверстниками. Семья, взрослые постепенно отходят на второй план. Время, проводимое ровесниками, увеличивается. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся более значимыми. Общение со сверстниками — это, во-первых, специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, с помощью чего ребенок вырабатывает коммуникативные качества. Во-вторых, средство получения информации; в третьих, специфический вид контакта, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что дает ребенку чувство эмоциональной устойчивости, юношеское самоутверждение. Растет потребность в самовыражении личности, требующее признания и одобрения. Общение со сверстниками тесно связано с особенностями юношеской субкультуры, которая имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкус, форму одежды, внешний вид, чувство своей групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения, способы общения, ухаживания. Подростки очень хотят быть со временными. Они выбирают не только атрибутивные образцы «взрослости» (одежда, прическа, макияж), но и формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя, наркотиков, или цивилизованный этикет). На этот выбор влияет дефицит знаний осоциальной роли взрослого и максимальное влияние сверстников, как правило однополых, где жестко выделяется лидер и распределяются остальные роли. Это период генеральной репетиции, когда пробуется все и собираются модели для будущей жизни. По данным психологов Санкт-Петербурга, 95 % юношей и 86 % девушек пробуют алкоголь, 98 % — сигареты, 38 % — наркотики. Не имея жизненного опыта и не умея предвидеть социальные, физиологические последствия алкоголизма, наркомании, проституции, подростки не считают их отклонением от нормы. Их массовое распространение создает иллюзию нормального поведения. В итоге отрицаются нормы, установленные взрослыми, обществом, и молодежная субкультура насаждает свои представления о нормальном и ненормальном поведении. Создается своя, подростковая, система ценностных ориентации со своими приоритетами и авторитетами. Главная забота подростка — желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрослому. Для мальчиков — это период усвоения информации о сексуальных взаимоотношениях. Информация их волнует больше, чем сами отношения. Перенасыщение этой информацией (особый вред наносят порнография, порнофильмы) может привести к нарушению дисгармонии вплоть до гомосексуализма. У девочек в этом возрасте отмечается потребность в интимной дружбе, у них больше развита психологическая близость, чувственность появляется позже. Дружба с мальчиком — престижна. Недостаточное влияние в этом возрасте отца ведет к формированию синдрома женского кокетства. Подростковая сексуальность носит напряженный и разлитой, еще не дифференцированный характер, может быть направлена на лиц своего и противоположного пола. В начале этого периода девочкам особенно присущи платонические мечты и фантазии. Им приятно принимать ухаживания, знаки внимания. Более интимные контакты не представляются обязательными. Постепенно формирующееся платоническое либидо завершается определением идеального образа поклонника, рыцаря, принца. На смену приходят эротические фантазии, приемлемы поцелуи, эротические ласки — формируется эротическое либидо. Сроки начала половой жизни зависят от множества обстоятельств, в том числе от прочности и глубины эмоциональных контактов с родителями. Начало половой жизни — часто не столько влечение, сколько стремление восполнить эмоциональный дефицит из-за излишней привязанности к матери или ее холодности, отчужденности поведения. В подростковом периоде через этап мастурбации как суррогатного средства удовлетворения полового влечения проходят практически все здоровые мальчишки и третья часть девочек. Возникают эротические фантазии. Отмечено, что ранняя половая жизнь мальчиков стимулирует Умственное развитие, но в дальнейшем может привести к сексуальной неудовлетворенности, частой смене партнеров. У девочек ранняя половая жизнь может привести к задержке Умственного развития и им бывает необходима психокоррекция. При ранней половой жизни или онанизме у подростков (в 80 % случаев это носит характер саморегуляции развивающейся половой функции чаще у мальчиков, чем у девочек) необходимо основное внимание уделять коррекции семьи, не допускать никаких мер пристыживания и искать причину в неудовлетворенности ребенка прежде всего в себе самом и семье. Мотивы ранней половой жизни разнообразны — любопытство, экономические соображения, зарождающиеся чувства. Постепенно с выходом из подросткового кризиса семья и родители приобретают авторитет, но уже объективный. Для этого периода характерны близость с природой, романтизм, эстетическое чувство, романтическая влюбленность. Человек, не способный к психологической близости с другим, может испытывать сильную потребность в любви, но эта потребность никогда не будет удовлетворена. Вначале психологическая близость достигается с человеком того же пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний (даже эротических), но позже это место занимает любимый или любимая. Взаимоотношения юношей и девушек сталкиваются с множеством проблем, начиная с ухаживания, объяснения в любви, проблемами нравственной самодисциплины и ответственности. Здесь подросток очень остро нуждается в помощи взрослых, в то же время молодые люди хотят оградить свои интимные отношения от обсуждения. От родителей требуется максимальная выдержка, терпимость, собранность, когда подростку требуется помощь в выборе подружки или друга. Подозрительное, непременно находящее «сексуальный умысел» в подростковой дружбе и влюбленности отношение взрослых лишь нарушает контакт.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |