КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних Территориальные учреждения для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В специализированные учреждения несовершеннолетние принимаются в следующих случаях: по личному обращению, по направлению органов, осуществляющих социальную защиту, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, по заявлению родителей или лиц их заменяющих, по ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокурора или следственных органов, если родители осуждены. При приеме в учреждение производится медицинский осмотр ребенка, ценные вещи, предметы, представляющие опасность для жизни ребенка и окружающих, принимаются на хранение. Сведения о поступившем в учреждение ребенке заносятся в журнал учета. Ребенок зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется личное дело, ему предоставляется полное государственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сообщить о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения. Выпуск из учреждения оформляется приказом директора на основании распоряжения органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку, на усыновление в приемную семью, в интернат или детдом или личного заявления родителей. Лицам, которым передается ребенок, выдается справка о его выпуске. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в учреждение, имеют право его покинуть на основании личного заявления, о чем делается отметка в журнале. Общие направления организации деятельности учреждения: - профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье; - обеспечение детям временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки оптимальных форм трудоустройства; - обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты. Воспитанники учреждения обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости, лекарственными средствами согласно установленным нормам. Для учреждения выделяются специальные помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и технике безопасности, располагающие всеми видами коммунальных удобств. В учреждении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации детей с девиантным поведением. Образовательная работа проводится на основании существующего законодательства. В настоящее время можно констатировать, что в России создана разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящимся в различных кризисных ситуациях, и прежде всего оказывающая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семьям группы риска. За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ, которая включает такие новые для России учреждения, как социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями и другие социальные учреждения, направленные, прежде всего, на поддержку семей и детей, находящихся в кризисной ситуации. В системе народного образования наряду с существующими формами государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), несовершеннолетних с девиантным поведением (спецшколы и спецПТУ), создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, которые проводят диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих затруднения в общении, консультируют их родителей. Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их прежде всего объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное переломное для России время. Создание сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготовленных кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов. Они нуждаются в методическом оснащении, способствующем повышению уровня профессионализма этих специалистов. Особенно серьезно и тщательно должны готовиться специалисты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечисленных социальных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подростковых дезавиаций, которые требуют специальных корректирующих программ и методов. Оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированным детям и подросткам начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить их причины. В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психобиологическими факторами, неблагоприятными особенностями психики и организма, включая нервно-психические заболевания и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д. Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррек-ционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию учителей и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важнейшую роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников. Как правило, социальная дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентации, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением. И было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многочисленные отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждения от школы как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом. Как правило, трудные — «изолянты» в классе, и поэтому они начинают искать иную среду общения и самоутверждения. Здесь, конечно, необходима социально-психологическая диагностико-коррекционная программа, которая выявляет характер межличностных нарушений, дает картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляет лидерские группировки, процессы и т.д. На основе этой диагностики можно проводить индивидуальную и групповую коррекцию, выравнивать систему взаимоотношений, формировать эмоционально-коммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить отношения с товарищами. Такая психосоциальная работа может осуществляться как в постоянных, так и во временных коллективах, оказывающих временную помощь и поддержку в социальной адаптации. Если постоянные коллективы — это, как правило, коллективы по месту учебы и работы, то временные коллективы — это как раз коллективы тех социальных учреждений, которые призваны оказывать помощь в социализации «трудных» дезадаптированных подростков. Сеть разнообразных социальных учреждений выполняет эти функции. К таким учреждениям наряду со службами социальной поддержки молодежи можно также отнести подростковые клубы, летние оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, туристические центры, военно-спортивные клубы и лагеря. Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными социально-психологическими программами, социальному работнику необходимо знать характеристики социальной среды микрорайона, особенности семейного и школьного воспитания, неформального окружения подростка, чтобы строить программы психологической и социальной поддержки. В этом смысле работа центра социальной поддержки молодежи либо херриториального центра социальной помощи семье и детству должна начинаться со сбора информации о социальной инфраструктуре района, о социально-демографических характеристиках его населения, а также о составе и особенностях семей и детей группы риска, молодежно-подростковых группировках и т.д. Сбор и анализ такой информации также требует специального методического инструментария, которым должен владеть социальный работник. (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27 ноября 2000 г. № 896.) Общие положения. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется — центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством РФ. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Организация деятельности центра. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ. Допускается совместное учредительство центра. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием. Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и своим уставом. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5 — 10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач. В соответствии со своими задачами центр может: - обеспечивать временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - принимать участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - оказывать помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействовать возвращению несовершеннолетних в семьи; - оказывать социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; - разрабатывать и реализовывать программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; - обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; - организовывать медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействовать их профессиональной ориентации и получению ими специальности; - содействовать органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; - уведомлять родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; - на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашать родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; - на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывать представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений. При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом центра. Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе. Условия приема и содержания несовершеннолетних. В центре круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ независимо от места жительства. При поступлении ребенка до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству РФ.Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении. Кадровое обеспечение центра. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку. Отношения между работниками и администрацией центра регулируются законодательством РФ о труде. Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда. На работников центра, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодного отпуска, другие льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Медицинские работники центра, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами, установленными для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения. Управление центром. Центром руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта РФ или органом местного самоуправления. Назначение на работу директора центра осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом центра. Имущество и средства центра. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за центром имущество в оперативном управлении. Центр владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством РФ. Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством. Финансирование центра осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Финансирование центра может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения. Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей). Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом, приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством РФ. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |